Этот чоппер (мотоцикл с удлиненной рамой) хорошо знают в Улан-Удэ. Он неоднократно попадал в паблики местных социальных сетей. То ли ржавый, то ли старый, чоппер производит сильное впечатление. На самом деле, он просто некрашеный.
— Мне часто говорят: «Это же Харлей!» или «Откуда такой «БМВ» привез?» — делится его изобретатель, 26-летний Ярослав Попов. — Люди и не могут представить, что в основе мотоцикла — несколько модификаций «Урала», карбюратор от «Оки» и сантехнические трубы. А собирал я его у себя в огороде!
Мне нравится советское — там нет пафоса
По образованию Ярослав сварщик, работает в ТСЖ сантехником. Любит велосипеды и мотоциклы. Четыре года назад Попов вознамерился создать свой личный чоппер. Это значит — переделать обычный мотоцикл, пересобрать его. Для начала парень купил «Урал» 73-го года выпуска. С него все и началось. Потом добавились основа двигателя с «Урала» 86-го и мотор от «Урала» же 92-го года. Изобретатель соединял разные детали, добавляя собственные придумки. Например, глушитель Ярослав сварил из обычных сантехнических труб. Правда, самодельный глушитель пока не шибко помогает — о том, что едет улан-удэнский байкер, слышит, кажется, весь район.
— А что от самого первого «Урала» осталось? — любопытствую я.
— Вот этот шильдик, — показывает Ярослав крохотную информационную табличку, на которой написаны рабочий объем двигателя и год выпуска. — Ну и сиденье еще. Все.
— Так, а расскажи, почему все-таки «Урал»? — недоумеваю я.
— Я вообще люблю все советское в хорошем смысле этого слова, — говорит изобретатель. — Техника, одежда, даже мороженое раньше были очень качественными. И мне нравятся принципы старой культуры. Люди ездили на том, что у них было, и не переживали по этому поводу. Все без пафоса.
«Армада» (а именно такое имя дал своему чопперу Ярослав) — девушка абсолютно не пафосная, но капризная. По прямой дороге за городом на ней можно разогнаться до 140 км/час. Но стоит въехать в Улан-Удэ и попасть в пробки — и начинается.
— То передача заклинит, то газ недожал или пережал, — переживает Попов. — Каждый день с мотоциклом воюю. Это что-то с чем-то. И ломается постоянно. Три дня поезжу — неделю чиню. Часть деталей — все-таки китайского производства, а они очень некачественные. Ну и двигатель все-таки изжил свое. Он работает, но на последнем издыхании.
Доходило дело и до дорожных происшествий. В прошлом году Ярослав в темноте налетел возле «Пионера» на свеженького «лежачего полицейского». Чоппер упал, водитель — вместе с ним. Самому парню крепко придавило ногу, а на мотоцикле пострадал правый цилиндр. Чуть позже «Армада» столкнулась с автобусом. Не сильно, но Ярослав потом какое-то время хромал.
Если на чоппере не ездить, чоппер умирает
Нелегка жизнь улан-удэнского изобретателя. Он возился с «Армадой» четыре года, пытаясь справиться со всеми косяками, но уже готов сдаться. Друзья Ярослава давно призывают его расстаться с мотоциклом. «Да брось ты его!», «Да сожги ты его!» — то и дело слышит мастер. И, кажется, он готов подвести финальную черту под своим первым чоппером.
— Хочу покрасить и продать, — признается Ярослав. — Мне за нее уже 70 тысяч рублей москвич предлагал. Но я хочу все-таки до ума «Армаду» довести. Тогда тысяч 100 можно будет выручить.
— А сам ты сколько вложил в мотоцикл?
— Да тысяч 200 уже будет, — вздыхает Попов. — Чоппер — это всегда затраты. И им надо всегда заниматься.
Я разочарованно молчу, но Ярослав оживает и говорит:
— Вообще у меня уже новый проект есть. Мотоцикл с двигателем от «Запорожца»! Такое уже делали, и даже в Улан-Удэ собирали. Но сейчас на улицах они не катаются.
Напоследок мы с Поповым обсуждаем отношение местных байкеров. Все-таки Ярослав не типичный байкер. И чоппер — его не типичный чоппер.
— Байкеры на меня по-разному реагируют, — рассказывает Попов. — Кто-то говорит: «Молодец», кто-то: «У тебя руки растут знаешь откуда?». Парни, зато я единственный в Улан-Удэ, кто ездит на таком чоппере! А не на ваших заводских тарантайках. Да, тут есть еще несколько мастеров. На открытии сезона они иногда привозят свои чопперы. Но этим дело и ограничивается. А если на мотоцикле не ездить — мотоцикл умирает.