Юрий Трутнев – правительству Бурятии: «Постарайтесь так дальше и работать»

Полпред президента России в ДФО призвал не бояться китайцев и привлекать больше инвестиций

Бурятия — одиннадцатый и самый западный регион, входящий в Дальневосточный федеральный округ. С тех пор, как республика за Байкалом поменяла прописку, прошло девять месяцев — достаточно, чтобы понять, чем в результате Бурятия разродилась и хороший ли получился приплод.

Полпред президента России в ДФО призвал не бояться китайцев и привлекать больше инвестиций
Фото: пресс-служба правительства РБ.

Если коротко, то почти 6,6 миллиарда рублей так называемой «дальневосточной субсидии», включающей в себя более 90 различных проектов инвестирования в социальную отрасль. Десятки школ и детских садов, спортивных и культурных учреждений. Организация территорий опережающего развития с инвестициями еще примерно на 5,5 миллиарда рублей в реальный сектор экономики с созданием рабочих мест и ожидаемым мультипликативным эффектом. Все, на что республика прежде строила только планы, теперь строит реально из кирпича и бетона. Как протекает этот процесс и оценил побывавший на минувшей неделе в Бурятии вице-премьер российского правительства, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. По его словам, отставание по срокам имеется лишь на 6 проектах из нескольких десятков, реализуемых в 2019 году.

— То, что здесь нет угрожающих срывов, говорит о том, что команда управления достаточно сильная, — сдержанно прокомментировал Юрий Трутнев и для наглядности сравнил Бурятию с Забайкальским краем, где, по его словам, «все пробуксовывает». — Постарайтесь так и работать.

А еще — надо стараться привлекать в экономику побольше инвесторов, чтобы вкладываемые в социальную сферу миллиарды бюджетных рублей обретали смысл. Ведь все это — развитие ДФО — имеет важную государственную задачу если не остановить, то хотя бы существенно сбавить обороты миграции жителей Востока в западные регионы России. Поэтому наши два резидента, с которыми на минувшей неделе официально закреплены отношения, капля в море потенциала, имеющегося у Бурятии.

— Сегодня зарегистрировано два инвестора с общей суммой 5,5 миллиарда рублей. Это, откровенно говоря, очень мало. В Бурятии количество инвестиционных проектов должно числиться десятками хотя бы, — посетовал Юрий Трутнев, но тут же перевел рельсы по оптимистичному сценарию: — Здесь у меня большого беспокойства нет, это делать умеем. Уверен, с этим справимся. Но потребуется некоторое время, потому что и люди, и инвесторы должны привыкнуть к новым режимам, понять, что здесь другая экономика. И отдача от инвестиций тоже другая. Здесь нужна перестройка работы региональных и муниципальных органов управления. Власть должна быть дружественной к инвесторам, поддерживать их. Пока это не всегда получается.

Как нельзя кстати прозвучал вопрос о том, надо ли «нам бояться китайцев» — тоже инвесторов. Страх этот Юрий Трутнев считает «иррациональным».

— Боится слабый. Я не считаю, что Россия слабая страна. Просто у каждой страны имеются свои интересы. У меня была первая встреча с вице-премьером правительства Китая по экономике, с которым мы возглавляем группу международного сотрудничества между дальневосточными регионами России и Китаем. Интересы Китая связаны с экспортом рабочих ресурсов, импортом леса и землей, еще их интересуют самолеты. При нашей встрече я сразу пояснил позицию государства: «Землю мы вам не дадим. Рабочую силу мы готовы использовать в проектах, которые вы сами финансируете в соотношении 20 на 80, где 80 — это российские граждане. Что касается заготовки сырья, то мы готовы рассматривать те проекты, где предусмотрена глубокая переработка на территории нашей страны». Он ответил, что позиция России ему понятна, — сказал Юрий Трутнев и для верности подытожил: — Это мы здесь диктуем свои правила.

Но если с Китаем ясность есть, и, судя по тому, что сказал полпред, Россия готова отстаивать свои интересы, то почему у себя дома мы никак не можем навести порядок с той же лесной отраслью. Ведь в конечном итоге лес все равно миллионами кубометров уходит в Поднебесную, минуя стадию «глубокой переработки».

Юрий Трутнев заверил, что сейчас разрабатывается система, отслеживающая движение леса от момента вырубки до переработки. И что этим вопросом как раз занимается фонд развития Дальнего Востока, который специализируется на сложных сервисах.

— Пока собрать всю цепочку не удается, — отметил Трутнев. — Правительство РФ приняло решение о поэтапном повышении вывозных таможенных пошлин. В этом году они составляют 40 процентов, в будущем должны быть уже 60, а потом и все 80. Я посмотрел справки, которые мне дали коллеги из правоохранительных органов. Должна идти прямая корреляция между повышением вывозных пошлин, увеличением объемов переработки или увеличением таможенных платежей. Но ее нет, эта цепочка порвана. Нужно до конца разобраться — где именно. Мы намерены выяснить, что происходит в лесной отрасли страны. И добиться, чтобы лес не рубили незаконно, и он перерабатывался на территории нашей страны.

Лес — не единственная головная боль Юрия Трутнева. Еще одна локальная проблема, требующая тотального участия федеральной власти, это гражданская авиация, которой всеми силами пытаются приделать крылья улан-удэнские авиастроители. Но мешает «отношение», по причине которого сроки вывода на стапеля гражданского самолета для восточной авиации постоянно смещаются.

— Встреча на Улан-Удэнском авиационном заводе мне очень не понравилась, — неожиданно сказал Юрий Трутнев. — Мне кажется, что все органы власти просто обязаны поддерживать выпуск новой продукции, каковым, в частности, является самолет «Байкал». Мы с этим будем разбираться в правительстве России и добиваться того, чтобы «Байкал» вышел в серийное производство именно в конце 2022 года.

Полпред в ДФО отметил, что это тот срок, который назвали сегодня не только в министерстве промышленности России, но и авиа-конструкторы. «Но мы этим не будем ограничиваться, я попросил разработать «дорожную карту», где каждый этап работы будет прописан и взят на мой контроль». Юрий Трутнев патриотично добавил, что Россия была и остается великой страной в авиастроении. «Сегодня надо восстановить позиции и открыть новую страницу. Я буду делать все возможное, чтобы этого достичь».

Но есть и другая проблема, укладывающаяся в библейское выражение про то, как левая рука не ведает, что творит правая. «На мой взгляд, главным препятствием развития экономики в регионах Дальнего Востока является административное давление, — сказал вице-премьер российского правительства. — Оно выше, чем в среднем по России в два раза. Мы можем придумать замечательные территории опережающего развития (ТОРы), выделять субсидии, строить инфраструктуру, но если контролирующие, силовые структуры будут продолжать давить бизнес, мы никакого экономического роста не добьемся».

Заметим, что президент России поставил задачу для закрепления граждан в регионах ДФО достичь ежегодного роста ВВП не менее 6 процентов. Дальневосточный федеральный округ последние годы демонстрирует показатели в 4,2-4,6 процента, что выше, чем в среднем по России. «Но вот эти полтора пункта до шести — это длинное расстояние. Можно ли его достичь? На мой взгляд, да. Что для этого надо сделать? Довольно многое…», — сказал Юрий Трутнев.

— Люди уезжают не потому, что им здесь места не нравятся. Люди уезжают потому, что их не устраивают здравоохранение, образование или городская инфраструктура. Чтобы довести уровень комфорта до среднероссийского, чтобы затормозить миграционные процессы, нами разработан проект программы стоимостью без малого 3 триллиона рублей. Ее еще предстоит утвердить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2019

Заголовок в газете: Юрий Трутнев: «Постарайтесь так дальше и работать»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру