Чем больше в Улан-Удэ выделяется денег на отлов собак, тем чаще они кусают граждан

Кладбище домашних животных: как в Бурятии борются с бродячими псами

Счетная палата Бурятии проверила как муниципальные органы власти тратили бюджетные деньги на отлов и содержание безнадзорных животных в 2018-м и 2019-м годах. Один из выводов, прозвучавших на коллегии СП РБ, свидетельствует о неоправданно высоком финансировании этого вида деятельности. Другой вывод: чем больше выделяется денег на отлов бродячих собак, тем чаще граждане обращаются в медицинские учреждения по поводу укусов. Как такое может быть – читайте в материале нашего корреспондента.

Кладбище домашних животных: как в Бурятии борются с бродячими псами

Объем субвенций, выделяемых муниципалитетам на отлов и содержание бездомных собак, ежегодно растет. В 2017 году из бюджета Бурятии на эти цели было выделено 19.7 миллиона рублей, а в 2018-2019 годах – уже по 26.3 миллиона.

Аудиторы не поленились и узнали, сколько денег на отлов животных выделяется в соседних регионах. Оказалось, что значительно меньше. К примеру, в Забайкальском крае – 14.3 миллиона рублей, в Иркутской области – 18 миллионов в 2018 году, 23.2 миллиона в 2019-м. В Амурской области – 5 миллионов рублей, а в Новосибирской – 20 миллионов. У нас - более 26.

Как ранее сообщалось, муниципальный контракт в Улан-Удэ на 2019 год выиграла фирма «Цасс» с ценой контракта около 8.2 миллиона рублей. Начальная цена победителем была снижена в 2 с лишним раза. «Установленные факты демпинга при торгах свидетельствуют о завышении нормативов стоимости услуг по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных и требует пересчета», - заключили в контрольном ведомстве.

Не исключено, что причина таких необъяснимо высоких цен напрямую связана с неразвитостью рынка услуг по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных. Как отметили в Счетной палате, в большинстве районов Бурятии поставщиков подобных услуг нет вообще. В остальных - контракты заключались либо с единственным поставщиком, либо прямыми договорами. Ну а львиная доля муниципальных контрактов выполнялась двумя субъектами из Улан-Удэ. Иными словами, чем неразвитее инфраструктура отрасли, тем дороже она обходится налогоплательщикам, тем хуже результат.

Стахановцы

Тем не менее, подрядные организации работают зачастую с излишним усердием – отлавливают больше собак, чем установлено для них техническим заданием. При плане отлова 13.6 тысяч безнадзорных животных в руки ловцов попало в 2018 году 16.7 тысяч голов. Около 2 тысяч из них «пало при отлове и содержании». При этом самое заметное перевыполнение было «достигнуто» в Улан-Удэ – 10.6 тысяч вместо 8.6 тысяч. В Северобайкальске – вместо 315 выловили 450, в Иволгинском, вместо 525 – 929 собак.

Более 85 процентов животных было подвергнуто эвтаназии, то есть, умерщвлено. Это – в целом по Бурятии. В сельских районах с бродячими псами, как правило, вообще не церемонятся – их признают больными или агрессивными и сразу умерщвляют, за исключением Иволгинского района и Северобайкальска, где для 69 и 30 особей соответственно, все же подыскали новых хозяев.

Больным местом для большинства муниципалитетов, судя по всему, стало содержание отловленных животных. В девяти районах число дней содержания собак в приютах значительно отставало от установленных значений. В некоторых районах «сэкономленные» таким образом деньги исполнители услуг забирали себе в доход, в других (коих меньше) – направляли на дополнительный отлов.

Кладбище домашних животных

К «ужасам нашего городка» можно отнести такой факт, выявленный в ходе проверки Счетной палатой. Одна из специализированных организаций перевозила отловленных собак на легковом автомобиле «Ниссан Эксперт», явно для этого не приспособленном. Этот автомобиль перевозил из шести районов в приют временного содержания в поселке Сужа Иволгинского района собак партиями до 43 животных за раз. Понятно, что транспортировка живых особей в таком количестве в легковушке невозможна в принципе. «Данные факты указывают на возможное умерщвление собак в момент их отлова», - отмечают в Счетной палате. При этом, трупы собак, отловленных в Кижингинском и Хоринском районах Бурятии, после «содержания» в приюте в поселке Сужа Иволгинского района, увозились для уничтожения обратно в эти же районы.

Дальше странностей еще больше. Как известно, с августа 2018 года для усиления контроля за специализированными организациями введено обязательное присутствие ветеринара при уничтожении трупов животных. В его обязанности, в частности, входит фотофиксация каждого трупа на правом боку. Однако, именно эту обязанность ветеринары выполняют спустя рукава. Например, не вели раздельный учет фотоснимков бродячих животных, отловленных в разных районах республики и Улан-Удэ, что делало проведение фотофиксации совершенно бессмысленным занятием.

Или фиксировали собак на левом боку...

А некоторые снимки были сделаны ветеринарами таким образом, что произвести точный подсчет запечатленных животных не представлялось возможным. Кроме того, были случаи предоставления для проверок фотографий одних и тех же собак дважды или одних и тех же собак в разных районах республики.

Подмена

Анализ возрастного состава отловленных и уничтоженных бродячих животных показал, что из общего количества различимых на фотографиях безнадзорных домашних животных в 10.2 тысяч особей, 3.6 тысяч составляли щенки или 35,4 процента. Больше всего щенков было в Кяхтинском районе (48,3 процента), в Северобайкальске (80 процентов), в Северо-Байкальском районе (32,4) и в Улан-Удэ (37,1 процента).

Аудиторы Счетной палаты полагают, что «замещение» 35,4 процента отловленных бродячих собак щенками могло оказать негативное влияние на общую ситуацию с обращаемостью граждан за медицинской помощью в связи с укусами животных. В том смысле, что щенки, как правило, не кусаются. А вот сейчас и узнаем.

Кусать стали больше

По данным министерства здравоохранения Бурятии с 2011-го по 2016-й годы наблюдалось снижение обращаемости граждан за медицинской помощью по поводу укусов животных - с 388 до 318 на 100 тысяч населения. Но, даже достигнув минимального уровня в 2016 году, этот показатель все равно превышал российский (259) в 1,23 раза.

Когда денег на отлов и утилизацию бродячих животных стало выделяться больше, количество фактов укуса стало почему-то расти - с 328 в 2017-м году до 469 в 2018-м на 100 тысяч населения.

Специалисты, правда, связывают резкое увеличение обращений с неблагополучием по бешенству на территории Бурятии (в 2017 году 42 случая бешенства среди животных, в 2018 году - 86 случаев). В минувшем году рост числа обращений к врачам к уровню 2017 года составил в Бичурском районе в 2,2 раза; в Джидинском - в 1,7 раза; в Заиграевском - в 3,1 раза; в Иволгинском - в 2,6 раза; в Мухоршибирском - в 2,7 раза; в Тарбагатайском - в 1,8 раза. Как подчеркнули в Счетной палаты, в связи с этим, «оценить влияние суммы субвенций на динамику численности безнадзорных животных и обращаемости граждан в медицинские учреждения по поводу укусов не представляется возможным».

В 2018 году наибольший показатель обращаемости зафиксирован в Баунтовском районе (645,1); Курумканском (716,7); Мухоршибирском (702,3); Селенгинском (570,5); Тарбагатайском (626,3); Хоринском (615,2) при среднем значении по Бурятии 469,6 на 100 тысяч населения.

В Улан-Удэ за медицинской помощью обратилось в 2017 году 2171 гражданин, а в 2018-м – уже 2655 человек. При этом, число обращений от укусов животных, владельцы которых неизвестны, в Улан-Удэ в 2018 году выросло в 1,52 раза. В процентах по годам это выглядит так: 49,1 процента в 2017 году; 60,9 процента - в 2018 году; за 5 месяцев 2019 года - 63,1 процента. О чем это говорит?

Аудиторы сформулировали так: несмотря на то, что объем субвенций в Улан-Удэ на отлов бродячих собак увеличен с 11.4 миллиона рублей в 2017 году до 16.8 миллионов в 2018-м, именно бродячие псы держат пальму первенства по количеству укусов граждан. То есть, увеличение объема выделяемых из бюджета денег никак не сказывается на безопасности граждан. Почему-то становится только хуже.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру