Интересно, что организовать одну из таких комнат поручено национально-культурной автономии бурят Казани. Побывав случаем в Казани, мы заглянули на ул. Павлюхина, где располагается Дом дружбы народов Татарстана, чтобы собственными глазами убедиться, как чувствуют себя здесь земляки.
Буряты в Казани
После небольшого Дома дружбы народов в Улан-Удэ пятиэтажное здание посреди Казани с аналогичной вывеской на фасаде кажется дворцом. Первое, что встречает здесь посетителей, — стеллаж с куклами в национальных костюмах. У каждой диаспоры — своя комната с соответствующей табличкой на дверях, где есть новая мебель, компьютер с Интернетом, канцелярские принадлежности. Также к услугам диаспор хореографический и концертный залы, переговорная, условия для проведения воскресной школы, загородные лагеря для детей, телепередача «Национальные вопросы — ответы», толстый журнал «Наш дом — Татарстан». И все это — бесплатно.
— Как этническое объединение мы появились в Казани в начале 2016 года, когда провели в Национальном музее Республики Татарстан Сагаалган, — рассказывает председатель национально-культурной автономии бурят Казани Сэсэгма Бубеева. — Было нас тогда двадцать человек. Приехавший погостить к дочери художник Ширап Доржиев принес свои картины. Певица Татарского театра оперы и балета Венера Протасова исполнила песни. Где-то нашли парочку костюмов, хадаки, постряпали буузы, и с этого момента всем стало понятно, что в Казани появились буряты.
На стене фотографии в рамках — самые памятные события бурятской диаспоры. На одной Сэсэгма Бубеева делает селфи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, на другой — стоит рядом с автором знаменитой «Чаши» Даши Намдаковым, его бывшим помощником, четыре месяца отработавшим в правительстве Республики Татарстан Мункожапом Бадмаевым и нынешним президентом республики Рустамом Миннихановым. Как утверждают очевидцы, после очередного фотографирования президент подписал бумагу, гарантирующую национально-культурной автономии бурят Казани выделение земельного участка под строительство дацана. Землю на самом деле выделяли, но пока в не совсем подходящем месте для будущего дацана.
Адская «Чаша» — визитка Казани
Центр семьи «Казан», или Дворец бракосочетания бурятского скульптора и архитектора Даши Намдакова, несмотря на неоднозначную реакцию местных творческих деятелей, без всяких сомнений стал визитной карточкой города. Рассказывают, что проект пришелся по душе президенту, и вопрос был решен. Подойдя к окну своей резиденции, которая находится прямо в Казанском Кремле, Рустам Минниханов ткнул пальцем на противоположный берег реки Казанки. Через полтора года там выросла «Чаша». Огромное круглое здание высотой с восьмиэтажный дом выполнено в национальном стиле и напоминает казан (по-татарски котел), тот самый, в котором, по легенде, много веков назад закипела вода и на этом месте решено было основать город. Дворец бракосочетания — это и традиционный загс, и музей, и место посещения туристов, для которых на высоте в 32 метра оборудована смотровая площадка.
С четырех сторон «Чаши» установлены хранители семейных ценностей, города и республики — мифические крылатые драконы мужского и женского типа под условным названием «Он и Она». Рептилии напоминают другую скульптуру знаменитого бурятского мастера «Хранительница», символизирующую крылатого барса с герба Татарстана, созданную специально для древнего города Болгар. Однако религиозные деятели республики не приняли художественную трактовку образа, скульптура так и не была установлена.
Впрочем, по прошествии времени вряд ли кто будет возражать, что «Чаша» и охраняющие ее драконы заняли достойное место в коллекции достопримечательностей Казани. Пусть местные женатые жители, памятуя о порой разгорающихся в семьях страстях, в шутку называют «Чашу» адской. Более точного образа тысячелетнего города — котла как символа смешения народов и архитектурных стилей в Казани, пожалуй, нет.
К «Чаше» приезжают не только заключать браки, но и фотографироваться, гулять, курить кальян и просто отдыхать. Без намдаковской «Чаши» и любимых им драконов не обходится сегодня ни один календарь, магнит или альбом о Казани. А для немногочисленной бурятской диаспоры это еще и повод напомнить тем, кто забыл — когда-то здешних жителей называли совсем не татарами, а монголами.
Дело в шапке
— Помню, Даши Намдаков спросил меня, сколько бурят живет в Казани? Тогда нас было всего 20. Он и говорит: я тебе еще десять привез, это он имел в виду драконов и их малышей у «Чаши». Сейчас нас уже около ста (если считать всех, кто принимает активное участие в жизни диаспоры), — рассказывает Сэсэгма Бубеева. — На территории Поволжья национально-культурная автономия бурят есть только в Казани, поэтому на праздники сюда приезжают буряты из Набережных Челнов, там их живет всего трое, все врачи. Приезжают из Башкортостана, Нижнего Новгорода, Марий Эла. Встречаем гостей — артистов, культурных деятелей, туристов. Устраиваем выставки, концерты, соревнования по разбиванию хребтовой кости — «hээр шаалган» (в этом году на Сагаалгане никто не разбил). В рамках воскресной школы преподаю бурятский язык детям всех народностей. Езжу в Москву, даю уроки бурятского языка студентам театрального училища им. Щукина, обучающимся по договору от Бурятского театра драмы. Женский костюм, в котором я представляю Бурятию на официальных мероприятиях Татарстана, нам выделило министерство культуры Бурятии, большое им спасибо. Только мужских халатов и бурятских шапок нет — вот что плохо. Вы уж там напишите, может, получится найти бурятские женские шапки с рогами. Как-то была в Бурятии, специально поехала к хамбо-ламе Аюшееву — говорю, нужен в Казани хотя бы один лама. Он помог. Так у нас появился Гармажап-лама, официальный представитель Буддийской традиционной Сангхи России на территории Татарстана, врач тибетской медицины, кандидат наук буддийской философии.
С ним-то мы и будем устраивать молельную комнату на соревнованиях WorldSkills International (WSI), которые пройдут 22-27 августа 2019 года. Приедут молодые люди из Вьетнама, Гонконга, Индии, Китая, Японии, Монако, Монголии, Республики Корея и других стран — всего 5504 человека буддийского вероисповедания. Дело очень ответственное, важное, потому что все они увидят, прежде всего, Бурятию.