«Я от дяди Баира»: молодежь в Бурятии убеждена, что получить хорошую работу можно только по блату

Чем еще молодые люди огорчили и порадовали экспертов Высшей школы экономики России

Образ жизни и проблемы молодежи Бурятии стали предметом исследования научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Бурятия попала в поле зрения этого научно-образовательного учреждения в рамках вузовского проекта «Открывая Россию заново». Его цель - вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу по изучению проблем регионов РФ. Уже состоялось более 170 студенческих экспедиций НИУ ВШЭ в 57 регионов страны от Магадана, Сибири, Урала до центральной России.

Чем еще молодые люди огорчили и порадовали экспертов Высшей школы экономики России

Представители ведущего столичного ВУЗа провели в Бурятии десять дней. В итоге, взяли 35 интервью у людей в возрасте от 18 до 30 лет, опросили 13 экспертов и работодателей, провели работу с 2 фокус-группами работников АО «Улан-Удэнский авиационный завод». Студенческая жизнь и образовательные процессы, сказали гости из Москвы, вузовскому сообществу известны. Исследователей интересовала другая часть жизни молодежи. А именно то, как она воспринимает свой регион, решает вопросы с трудоустройством и как проводит досуг.

Вип-персоны опоздали

На встрече в конференц-зале Общественной палаты (ОП) Бурятии гости из Москвы делились результатами своей работы, представили SWOT-анализ специфики региона. Большинство из выступавших в стенах ОП только начинают свою профессиональную деятельность. Может быть, поэтому их выступление в Улан-Удэ большого интереса не вызвало. Хотя факт исследования своих же ровесников, наверняка, способствовал большей искренности респондентов, а значит, и достоверности сделанных выводов.

Представителей московского ВУЗа на встрече было в два раза больше, чем представителей нашей республики, большинство из которых на мероприятие значительно опоздало. Модератор встречи от Общественной палаты до последнего вызванивал депутатов Народного Хурала, связанных с делами молодежи по долгу службы, и сотрудников профильного министерства Бурятии с просьбой прийти и пообщаться с делегацией из НИУ ВШЭ.

Чтобы сгладить опоздание вип-персон, он попросил гостей немного растянуть вступительную часть. На что они иронично заметили, что готовы повторить его на бис. Как люди проницательные, думается, не преминули добавить еще один штрих к тому, какое место занимает молодежь в мыслях и чаяниях представителей власти региона. По крайней мере, раздел «угрозы» в рамках SWOT-анализа республики от НИУ ВШЭ лишь подтверждает, что до молодежной аудитории у руководства Бурятии руки явно не доходят. Это - минус.

Чего опасается молодежь

Среди главнейших угроз республики с позиции нашей молодежи исследователи Высшей школы экономики зафиксировали «отток населения в другие города и регионы». По мнению респондентов, это приведет «к низкой квалификации рабочих кадров и низкокачественному производству». «Маргинализацией населения, по мнению опрашиваемых, объясняется высокий уровень преступности». Еще одной большой угрозой развитию региона они считают «ухудшение экологической ситуации и загрязнение окружающей среды».

Бурятия занимает третье место в стране по уровню преступности. Исследователи из Москвы предположили, что этому способствует большое количество исправительных колоний. Хотя это предположение, по их мнению, требует дополнительных исследований.

Вызывает опасение и психическое здоровье граждан. В Бурятии, по данным статистики, среди людей в возрасте от 15 до 19 лет зафиксировано 87 случаев суицида на 100 000 населения. Этот показатель выше только в Тыве и в Якутии.

Все пункты списка перечисленных «угроз» имеют непосредственное отношение к проблемам молодежи Бурятии: от вопросов к качеству образования, дефицита квалифицированных рабочих мест в регионе до безопасности и сохранности здоровья его жителей.

Трудоустройство по блату

Особое внимание исследователи из Москвы уделили и вопросам трудоустройства молодежи в Бурятии. По результатам опросов, они выявили несколько проблем, связанных с этой темой. Первая, это дисбаланс между образовательными программами и вакансиями на рынке труда. Возможно, он связан с дефицитом профориентационной работы в школах. Вторая, работодатели нуждаются в молодых сотрудниках, но с опытом работы. Типичному выпускнику университета, в связи с этим, очень сложно претендовать на вакансии.

Многие из респондентов ответили, что легче получить работу по рекомендации (или, как раньше называлось – по блату). Проблема решается, «если в резюме есть строчка: «Я от дяди Баира». Под хохот аудитории студентка московского вуза поделилась этим распространенным ответом в анкетах респондентов. На что участники встречи от Бурятии пошутили, что это уже бренд нашей республики.

Что касается брендирования региона, то москвичи посоветовали развивать на территории страны сеть общепита под брендом Бурятии.

ИБД не для молодежи

Исследователи из Москвы поделились своими рекомендациями по развитию региона, созданию социальных программ, ориентированных на трудоустройство, организацию досуга и добровольческого движения молодежи. В целом, по их мнению, молодые люди в Бурятии склонны ставить цели и верить, что при должном усилии они обязательно будут достигнуты, что радует. Сотрудники НИУ ВШЭ, ссылаясь на свой опыт исследования молодежи, особо отметили, что это очень отзывчивая аудитория, которая готова активно участвовать в процессах развития своей малой родины. С единственной оговоркой, что эти процессы должны быть реальными - имитацию бурной деятельности (ИБД) молодежь чувствует за версту и участвовать в ней ее не заставишь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру