В воздухе повисла секундная пауза. И началось. Полтора часа без передышки публика задавала гостю самые разные вопросы – про то, что он читает на ночь (ничего!) до его отношения к Украине (лучше не будем про это).
Но, на наш взгляд, более всех отличилась бывшая учительница и пенсионерка Тамара Челондаева. Тамара Павловна четыре (!!!) раза выходила к микрофону, пытаясь найти у писателя Эдуарда Лимонова слабые места. А Эдуард Вениаминович, кажется, прошел все стадии общения с улан-удэнкой – от агрессии и иронии до смирения и принятия.
Началось все с того, что Челондаева вышла к микрофону и безапелляционно заявила:
- Я прочитала книгу «Это я - Эдичка» 30 лет назад. И у меня больше не возникало желания читать другие ваши книги.
- Ну, и не читайте, - усмехнулся Лимонов.
- Вы меня не перебивайте! – завелась та. – У вас там ненормативная лексика, сексуальная разнузданность. Мне это категорически не нравится!
- Мне тоже не близка сексуальная разнузданность, - вздохнул Лимонов.
- Так вот, у меня вопрос, - строго сказала Тамара Павловна. – По-прежнему ли вы являетесь экстремистом?
Лимонов вздохнул еще раз.
- Вы судите меня по юношескому произведению, которое было написано 43 года назад. А у меня с тех пор вышло 76 книг.
Пенсионерка взяла перерыв и села на свое место. Лимонов ответил на несколько других вопросов. Челондаева отдышалась, набрала воздуха и вновь оказалась у микрофона.
- Хотела еще узнать, - начала она новую атаку. - Какая у вас цель визита в Бурятию?
Лимонов рассказал, что появилась возможность приехать сюда, и он ею воспользовался. Побывал на Байкале, съездил в Монголию.
- А что конкретно может предложить ваша национал-большевистская партия (запрещенная в России – ред.)? – сделала выпад пенсионерка.
- Наша партия запрещена в 2007 году в России во всех инстанциях, включая Верховный суд, - удивился писатель.
Тамара Павловна вернулась на место, потом вышла из конференц-зала, дала интервью местному телеканалу. И отправилась к микрофону в третий раз.
- Хотела узнать ваше мнение про современных российских писателей, - начала она новую атаку на Лимонова.
- Так я никого не знаю из современных писателей, - удивился новой теме Эдуард Вениаминович.
Не тут-то было.
- Михаил Елизаров! Гузель Янхина! – частила Тамара Павловна со скоростью пулемета.
- Не читал, не читал, - отнекивался Эдуард Вениаминович.
- А я читаю, - пригвоздила пенсионерка заезжую звезду. – Читать полезно!
Пошла, села на место с видом победительницы.
К четвертому выходу Тамары Павловны был морально готов, кажется, не только Лимонов, но и весь зал. Когда Челондаева вышла к микрофону, я удивилась, что никто не зааплодировал.
- А вы, правда, хотите, чтобы пожилые не голосовали на выборах? Кто тогда? Сын мой ни разу не голосовал. Внук тоже не хочет.
- Да, я не хочу давать пожилым право голоса, - признался Лимонов. – Если человек принимает пенсию от государства, он не должен мешать будущим поколениям избирать тех руководителей, кого они считают достойными. Им жить еще.
- Ну, спасибо, что считаете нас отбросами, - выдала финальную реплику наша героиня.
До конца встречи Тамара Павловна сидела прямо и неподвижно и сохраняла немножко трагический вид. Но, когда объявили автограф-сессию, она побежала к Эдуарду Вениаминовичу. В руках ее была книга Лимонова «Другая Россия».
Тамара Челондаева, пенсионерка:
- Я готовилась к выступлению Лимонова. И планировала попасть на встречу с ним. Я не разделяю его взгляды. Эдуард Вениаминович - все-таки экстремист. Хотя, безусловно, он талантлив. Борец со скукой, борец с рутиной. Но молодым людям я его книги не советую читать. Моему внуку 16 лет, я спрятала книги Лимонова подальше, чтобы он не увидел.
Что еще говорил герой встречи 19 августа в Улан-Удэ
- Я никогда не был членом Союза писателей. Я всегда был где-то сбоку. Никто не пытался меня перетащить на свою сторону, никто не пытался меня изнасиловать.
- В 2018 году в Риме моя бывшая жена хотела встретиться со мной. Я грубо ей ответил, что с людьми из прошлого не встречаюсь.
- Власть всегда надо оспаривать, поправлять ее.
- Я перестал выдавать свои желания за желания народа.
- Дудь – это такой современный неграмотный парень. Я понадеялся в нашем разговоре (год назад Юрий Дудь взял интервью у Эдуарда Лимонова – прим. авт.) на мое остроумие. Он оказывает влияние на молодежь? Знаете, я видел столько человек, которые оказывали влияние на кого-то. А потом они куда-то пропадали.
- Среди молодых столько же идиотов, сколько и среди старых.