«Мы выпустим необыкновенный курс соавторов»
В 2021 году в Питере наберут специальный бурятский курс из 20-24 человек. Там будут актеры, художники, режиссеры, театроведы и даже театральные менеджеры. То есть организаторы намереваются не просто взрастить новых звезд сцены и кино. А сколотить своими собственными руками современную самодостаточную труппу, которая сможет создавать спектакли от начала до конца. Эксперимент? Да. Театральных школ в России и в мире проводится немало, но с таким наполеоновским размахом — впервые. Главными экспериментаторами проекта выступают театр «Ульгэр» (именно для него соберут чудо-труппу), институт сценических искусств в Санкт-Петербурге и минкульт Бурятии.
— Это будет необыкновенный курс, — обещает куратор школы, режиссер Яна Тумина (Яна давно и продуктивно работает с театром кукол «Ульгэр», она неоднократный обладатель премии «Золотая маска», преподает в институте сценических искусств). — Мы создадим новую прогрессивную команду. Труппу соавторов.
Школа, которая проходила в Энхалуке в первой половине августа, — это первая ступенька к созданию «необыкновенного курса». Из 80 участников отобрали «шорт-лист» из 20 человек. Они — главные претенденты на поступление. В 2020-м и 2021 годах Байкальская школа повторится. Опять по 80 человек участников и опять 20 человек в «шорт-листе». Из трех «шортов» и сформируется основной поток, который будет поступать в Петербург. Отберут самых-самых.
«Я хотела дом из камня. А теперь я хочу шагнуть в неизвестность»
Ребята, участники нынешней первой школы, уже покорили педагогов. Театральный критик и организатор фестивалей Анна Брашинская-Иванова, давно живущая в Финляндии, призналась:
— Я потрясена уровнем мышления этих детей. Они понимают, что театр это не прекрасный цветочек, на который смотришь раз в неделю. Они готовы работать и посвятить театру всю жизнь.
Журналисты «МК в Бурятии» тоже оказались потрясены. Участница школы 17-летняя Валя Будаева сразу заявила нам:
— Я раньше хотела, чтобы в моей жизни была стабильность и основательность. Такой дом из камня. А после этих десяти дней я готова сделать шаг в неизвестность.
— А что для тебя неизвестность?
— Когда-то для меня важно было окончить школу и сразу поступить куда-то. Но как-то моя подруга сказала, что можно пропустить год. Выдохнуть, подумать. Я прожила все стадии — сначала не принимала эту идею, потом забыла про нее, потом задумалась, спросила у мамы совета. Перед поездкой в Энхалук было «ну, может быть». А сейчас я в этом уверена. Хочу устроить себе год поисков и неизвестности. Попутешествововать по Бурятии, здесь много мест для вдохновения. И пожить месяц в Индии, она манит меня, там потрясающая культура.
Валя показывает мне свою работу-инсталляцию, которую она сделала на занятиях с художниками — преподавателями Байкальской школы. В каком-то смысле это тоже неизвестность. Закрученные в водовороты белые нитки. Коктейльные палочки как дорожные трассы. Смятая островками калька.
— Название этой работы — «Творческий мир», — рассказывает девушка. — На уроке преподаватели сказали нам: «Теперь нет никаких цветов, остались только белый, черный и коричневый». Сделайте, что чувствуете. Я подумала: «Как так, убрать цвет? Какая жизнь без него будет?». Но начала пробовать, без какой-то концепции, просто делала. И получился творческий мир.
— Теперь рассказывай, что в твоем мире значат нитки, палочки и калька.
— Завитки из нитей — это люди, их лица. Палочки — препятствия, которые люди встречают на своем пути. А белая калька — это оазисы творчества, в котором можно черпать вдохновение.
В 2021 году (после года неизвестности) Валя хочет поступать на бурятский курс в Питер. Будет подавать документы и на актера, и на театроведа. Совсем неизвестно пока, поступит ли она. Но я вижу — «Байкальский эксперимент» уже заразил ее любовью к искусству. Этот человек не пропадет.