Игорь Шутенков представил подробный план развития Улан-Удэ на 5 лет

План включает более 200 мероприятий на сумму свыше 205 миллиардов рублей

04.09.2019 в 05:57, просмотров: 597

Исполняющий обязанности главы администрaции Улан-Удэ Игорь Шутенков защитил в правительстве Бурятии комплексный план социально-экономического развития города до 2024 года.

Игорь Шутенков представил подробный план развития Улан-Удэ на 5 лет
Фото: пресс-служба правительства РБ.

Мероприятие прошло накануне Дня знаний, что символично: пятилетний план развития получил твердую пятерку — члены правительства проголосовали за программу СЭР единогласно.

Один на всех

План включает в себя 15 направлений и более 200 мероприятий на общую сумму свыше 205 миллиардов рублей. «В прошлый созыв рассматривалась программа «Столица» на 11 миллиардов рублей, и тогда это казалось фантастикой, — комментирует депутат Народного Хурала Бурятии, председатель комитета по социальной политике Игорь Марковец (по его словам, сейчас только на социальную инфраструктуру обеспеченных денег на три года более 16 миллиардов). — Это очень грандиозные планы, которые почувствует каждый житель в каждом районе Улан-Удэ — и на Шишковке, и на ПВЗ, и на машзаводе, и на Левом берегу».

Сразу скажем — деньги есть не на все, на чем Игорь Шутенков акцентировал внимание членов правительственной комиссии, собравшейся под председательством главы Бурятии Алексея Цыденова. Исполняющий обязанности руководителя администрaции пояснил, что план состоит из пяти разделов. Первый и второй включают мероприятия, уже обеспеченные финансированием. Третий — объекты, имеющие высокую степень готовности к реализации, пока не получившие заветную строчку в бюджетных расходах, но в любой момент готовые перейти в первый и второй разделы. Четвертый — перспективные мероприятия, требующие дополнительной проработки технико-экономического обоснования. И, наконец, пятый раздел — мероприятия, на реализацию которых деньги нужно «выбивать». Цена вопроса, как уже говорилось выше, — более 205 миллиардов рублей.

Но дело даже не в суммах и не в деньгах. Как подчеркнул тот же Игорь Марковец, «спасибо Алексею Самбуевичу, что проблема денег сейчас стоит не столь остро». Изюминка комплексного плана заключается в том, что впервые за много лет город выходит на пятилетнее планирование своего развития. Причем не по неким отвлеченным индикаторам в завуалированных процентах, а по конкретным объектам, как это было во времена СССР. А выбранная для плана СЭР структура позволяет видеть картину в целом и расставлять приоритеты.

Игорь Шутенков объяснил это еще доступнее:

— Комплексный план станет хорошим и эффективным инструментом для принятия управленческих решений. Очень важно, чтобы жители Улан-Удэ знали планы развития своего города, почувствовали, что есть перспективы, чтобы появилась надежда на лучшее, и люди не уезжали в другие города и страны.

Образование

— Первое направление — образование. Наиболее острыми вопросами в сфере образования являются очереди в детские сады и третья смена в школах города. Сегодня очередь в учреждения дошкольного образования в Улан-Удэ составляет 18755 человек. Тенденция роста очереди продолжалась все последние годы, но в этом году нам удалось сдвинуть с места решение проблемы. В течение трех лет планируется строительство и выкуп 17 садов, что позволит создать 4450 мест, а программа субсидирования частных дошкольных учреждений предполагает создание еще более 1327 мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет — на субсидию в размере 4,68 млрд рублей, — рассказывает Игорь Шутенков. — Предусмотренное планом строительство двух и реконструкция трех школ города позволит ликвидировать трехсменное обучение. Всего количество обучающихся в школах, фактически перешедших с трехсменного обучения на двухсменное, составит 9392 человека. Кроме этого капитальные ремонты школ №24 и №3 позволят сохранить 1756 мест для школьников города. На это предусмотрено 2,672 млрд рублей.

Помимо создания новых учебных мест одним из необходимых условий образовательной среды является организация качественного процесса питания в школах. Благодаря строительству пищеблока школы №14 и реконструкции городского комбината школьного питания полноценным питанием будет обеспечено 62 тысячи детей города. На эти цели направлено 331 млн рублей.

Здравоохранение

Второе направление — здравоохранение и социальная защита населения, планом предусмотрено 8 мероприятий на сумму 3,34 млрд рублей. В частности, 2,127 млрд рублей заложено на реконструкцию республиканского онкологического диспансера, 808,2 млн рублей — на капремонт и переоснащение городских учреждений здравоохранения.

Создание условий для укрепления здоровья, физического и спортивного развития жителей города является одной из приоритетных задач администрaции Улан-Удэ. Наибольшее финансирование для работы в этой сфере заложено на строительство региональных центров по стрельбе из лука и по хоккею.

— Пропускная способность этих центров до 100 человек в час позволит охватить достаточное количество детей для подготовки и формирования конкурентоспособных команд, которые смогут достойно защищать родной город и республику на российских и международных соревнованиях, — продолжает Игорь Шутенков. — В строительство лукодрома вложат 205 млн рублей, центра хоккея — 1,4 млрд рублей.

ЖКХ

В сфере строительства и ЖКХ остро стоит проблема аварийного жилья. Администрaция Улан-Удэ в соответствии с майскими указами президента России разрабатывает муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилья. Она рассчитана до 2025 года с финансированием из средств фонда содействия реформирования ЖКХ и софинансированием из республиканского и местного бюджетов. В рамках программы будет ликвидирован аварийный фонд в объеме 31,1 тыс. кв.м с расселением 3772 жителей. Финансовое обеспечение мероприятий составляет 1,6 млрд рублей.

Игорь Шутенков. Фото: пресс-служба правительства РБ.

Так будет выглядеть новый Национальный музей Бурятии. Фото: пресс-служба правительства РБ.

Для обеспечения безопасности жителей в холодное время года в комплексный план вошли мероприятия по масштабной реконструкции сетей теплоснабжения. Будут отремонтированы 21 км магистральных сетей на общую сумму 2 млрд рублей, построены 10,852 км сетей водоснабжения, что позволит повысить качество питьевой воды, обеспеченность которой из систем централизованного водоснабжения к 2024 году составит 90,8%. 2,35 млрд рублей направят на реконструкцию правобережных очистных сооружений канализации, это приведет показатели стоков в реку Селенгу к нормативным значениям.

Дороги

В сфере дорожного хозяйства и логистики увеличение финансирования с 2020 года до 727 млн рублей в год позволит осуществить ремонт более 100 км улично-дорожной сети в течение трех лет. Будет приведено к нормативному состоянию 67% (162,81 км) дорожной сети городской агломерации (243 км). На это будет направлено 1,874 млрд рублей. Строительство нового моста через Уду стоимостью 6,69 млрд рублей позволит разгрузить существующие мосты и улучшить связанность районов города, а приобретение 15 новых современных трамваев снизит общий износ трамвайного парка. Это станет отправной точкой нового этапа развития так необходимого городу экологически чистого транспорта.

По мероприятиям 3-го раздела будет проведена работа по поиску источников финансирования, включению в государственные программы в рамках нацпроектов или в план развития центров экономического роста Бурятии по дальневосточной субсидии. Наиболее приоритетные мероприятия раздела касаются строительства — это городской дворец детского юношеского творчества (необходимо 229 млн рублей), реконструкция пяти школьных стадионов (78,9 млн рублей), строительство и выкуп зданий для городских поликлиник (1,29 млрд рублей), реконструкция городского культурного центра (1158,7 млн руб.) и СКЦ «Кристалл» (503 млн руб.) и другие. Эти мероприятия имеют ПСД или проводится ее корректировка и готовы к включению в федеральные программы.

Реальный сектор                    

В комплексный план вошел ряд инвестиционных проектов предприятий. В их числе создание Байкальского текстильного комбината, который обеспечит полный цикл производства от приемки сырья до выпуска готовой продукции; комплекса лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, который позволит создать 200 новых рабочих мест. А также — организация серийного выпуска новой продукции на Улан-Удэнском авиазаводе. Это легкомоторный самолет и многоцелевой вертолет VRT-500. Их выпуск развернется на площадях промышленного технопарка и позволит увеличить объемы отгрузки к 2024 году на сумму более 8 млрд рублей. Большое производство дополнят малый и средний бизнес, поддержка которых будет наращиваться.

Засучить рукава

В мэрии Улан-Удэ поясняют, что доклад Игоря Шутенкова в правительстве — это лишь часть программы развития Улан-Удэ. Существует еще один, условно говоря, шестой раздел, связанный с реализацией так называемых мегапроектов, о которых город даже не мечтает. Среди таких проектов, к примеру, называется перенос ТЭЦ-1 из центра Улан-Удэ за его пределы. Это строительство дублера Транссиба на левом берегу Селенги в направлении «Сотниково — Иволга» для разгрузки центральной части столицы Бурятии. Это завершение строительства ТЭЦ-2 до уровня генерирующей станции. Это преобразование микрорайонов Левого берега из окраины в полноценный городской район с набережной, многоэтажной застройкой, современной инфраструктурой. И, наконец, — почти революционная реформа муниципальных органов власти с ликвидацией районных администрaций, сокращением чиновников и введением элементов народного управления.

«План Шутенкова» уже называют амбициозным, а скептики — невыполнимым. Впрочем, те же скептики больше и чаще других критикуют власти за отсутствие планов. Хочется надеяться, что получится все. Пусть не все сразу, а что-то из намеченных ориентиров останутся ими на более длительный срок. Приблизить время, сделать кажущееся невероятным — возможным и очевидным — предстоит нам. Каждому из нас.

Глава Бурятии отметил, что программа развития столицы региона большая, но реализовать ее можно только совместной профессиональной работой.

— Вопрос не в деньгах, деньги были и раньше, — говорит глава Бурятии Алексей Цыденов. — Например, по ФЦП «Охрана озера Байкал» — по Бурятии миллиарды рублей были возвращены в федеральный бюджет, они выделялись с 2012-го по 2016 год и вернулись обратно, потому что республика не смогла ими распорядиться. Не было проектно-сметной документации, подготовленной площадки, не была организована работа — все это касается уровня взаимодействия. То, что предусмотрены деньги не является гарантией того, что они могут быть освоены. Стопроцентная реализация плана СЭР зависит от профессионализма работы администрaции, уровня взаимодействия с республикой и федеральными органами власти. У нас сейчас переломный момент, чтобы сделать наш город совершенно другим, гораздо лучше и красивее.

Отсчет пошел.