Улан-Удэнский авиационный завод широко отметил свое 80-летие

Леонид Белых: «В следующем году заказов ожидается еще больше»

В прошедшие выходные тысячи горожан побывали на юбилее Улан-Удэнского авиационного завода. Заводчане устроили настоящий городской праздник для всех желающих — с авиа-шоу, показательными полетами, рекордами, концертами и фейерверком.

Леонид Белых: «В следующем году заказов ожидается еще больше»

Корреспондент «МК в Бурятии» побывал на событии и восхитился его организацией и атмосферой.

В этом цехе можно заблудиться!

— А теперь жми на зеленую! — говорит Дмитрий Карнаухов своему шестилетнему сынишке Егору. Егор, широко открыв глаза, нажимает кнопку. Фрезерный станок начинает работать и вытачивать деталь для будущего вертолета.

— Смотри, смотри, вода идет, — показывает Дмитрий Егору. Тот восхищенно наблюдает за процессом.

— Папа, хочу тоже здесь работать, — наконец выдыхает он.

Дмитрий Карнаухов трудится в цехе №146 на авиазаводе. Тут делают все вертолетные детали — от маленьких до больших. На свой юбилей завод открыл двери цехов, и посетители смогли досконально увидеть, как создаются «вертушки». Это заворожило и детей, и взрослых.

— Я люблю металл, — объясняет оператор-наладчик фрезерного станка Аюр Холонгуев, когда я спрашиваю, почему он работает на авиазаводе. — У металла гораздо больше возможностей. Из него красота получается.

Аюр показывает мне упор — это металлическая деталь, которая держит лопасти вертолета. Действительно красиво! Девушка Ольга, которая впервые оказалась на заводе, останавливается и долго разглядывает упор в упор. Да, точно красиво!

— Я на заводе с 1991 года, — говорит еще один оператор-наладчик Сергей Попов. — Как с армии пришел — так и сюда. Застал еще старые станки, на них детали вручную точили. Гораздо больше времени уходило. Сейчас все в разы быстрее.

Следующий цех, в который попадают посетители, — 95-й. Это цех, в котором, собственно, собирают вертолеты. Цех окончательной сборки. Сюда «заходит» пустой фюзеляж, который превращается в полностью собранный вертолет со всем необходимым оборудованием и настроенными системами.

Проход по огромному цеховому зданию (некоторые улан-удэнцы говорили, что тут запросто заблудиться) напоминает замедленное видео. Сначала детали собираются в отдельные части, потом из них формируются блоки, в самом конце маршрута стоят готовые вертолеты. Посетители восхищаются увиденным. Мальчишки фотографируются в кабинах вертолета, работники авиазавода помогают встать им на специальные платформы. «Быть на высоте — наша работа», — читает по слогам мальчуган заводской лозунг, который висит на стене.

За всем наблюдает Александр Кучук, начальник цеха окончательной сборки.

— Пришел сюда сразу после окончания института в 89-м году, — охотно делится он воспоминаниями. — Начинал работать технологом. Начальником в этом цехе — уже шесть лет.

— Что для вас авиазавод?

— Это уже больше, чем просто работа. Часть жизни! Я провожу на заводе много времени, трачу здесь силы и энергию. Но все восполняется, когда ты осознаешь свою причастность к выпуску летательных аппаратов, которые выполняют много задач и помогают людям.

От Яка до Грача

Выходишь из цеха, делаешь несколько шагов — и попадаешь на выставку вертолетов и самолетов, которые производились и производятся на «УУАЗ». Спортивно-тренировочный Як-52, который в советское время был основным учебным самолетом для пилотов. Противолодочный вертолет Ка-25, который стал первым отечественным боевым вертолетом. Самолет Су-39, который представляет собой результат глубокой модернизации самого знаменитого российского штурмовика Су-25 («Грач»). Многоцелевой вертолет Ми-8АМТ, который часто используется в сфере санитарной авиации. И многие-многие другие.

Народу все прибавляется и прибавляется (чуть позже будет подсчитано, что День открытых дверей посетило 16 тысяч человек). Шум, гам, воздушные шары, сахарная вата, танцы. На концертной площадке песню «С днем рождения!» поет шестилетняя Вероника Темырова. Вероника — из детского сада №10 в поселке Загорск.

— Мой папа работает на авиазаводе, — сообщает нам девочка. — Тут строят вертолеты.

— А зачем нужны вертолеты?

Вероника на секунду задумывается.

— Они нужны, чтобы летать и защищать наш город.

Мама девочки Валентина добавляет:

— Папа Вероники уже 10 лет работает на заводе. Если заказы крупные, может допоздна на работе быть. Но текучки у них в цеху нет, и ребята дружные.

В толпе выделяется подтянутый моложавый летчик в форме. С ним фотографируется ребятня, он никому не отказывает. Геннадий Алексеевич Леонов долгое время служил военным летчиком. Последние семь лет он работает на авиазаводе. Сначала был летчиком-инструктором тренажера. Теперь — начальник авиационно-технического центра.

— Авиазавод сейчас испытывает настоящий подъем, — говорит Леонов. — Выпускаем новые современные вертолеты. Очень рад, что тут работаю.

Ты Железный человек, да?

Одно из центральных событий этого дня — установление рекорда России. Известный в Бурятии спортсмен Максим Бухольцев собирается сдвинуть с места 13-тонный вертолет МИ-8АМТ. Вес Максима — 77 килограммов. Ведущий подсчитывает, что Бухольцев в 168 раз легче вертолета. Но, кажется, спортсмена это не пугает. Макс давно занимается пауэрлифтингом, в 2017 году он сдвинул трамвай, его называют Железным человеком.

Когда настает пора, вокруг вертолета и Максима освобождают место. Но первые несколько попыток силача неудачны — МИ-8АМТ не поддается. Бухольцев на ходу оценивает обстановку, колеса вертолета выравнивают. И, наконец, пятый рывок оказывается успешным. Люди вокруг кричат и аплодируют, к Максиму бегут фотографироваться, какой-то малыш спрашивает его:

— Ты на самом деле Железный человек?

Макс смеется.

— Вертолет стоял на небольшой горке всего в два градуса, — делится с нами он потом своими впечатлениями. — И асфальт неровный. Поэтому сначала не пошло. Пришлось корректировки вносить. Самое сложное — сделать первый шаг. Дальше все идет как по накатанной. Огромное спасибо авиазаводу, что предложил такое испытание. И зрителям. Я ощущал их поддержку, это было круто.

На «Летучий корабль» ушло 4 дня

Еще одно из ярких событий субботы — карнавальное шествие трудовых коллективов авиазавода. Все стартует от ДК «Рассвет». Уже за час до начала около «Рассвета» — сотни людей в костюмах, многие пришли с детьми. Вот грузовичок, на которой красуется гордая надпись «Сказочный полет». Возле него — «стюарды» и «стюардессы», все они в обычное время — работники заготовительно-штамповочного завода «УУАЗ». Пилотки, галстучки, рубашки. Белые, оранжевые и голубые цвета.

— Мы символизируем солнце, небо и облака, — признается одна из стюардесс На-дежда.

Финансово-экономическая служба разыгрывает целую историю, в которой рыцари добра борются со штрафами, инфляцией и кризисом. У рыцарей — копья и щиты. «Штраф», «инфляция» и «кризис» одеты в черные футболки. Кажется, их будет несложно победить.

А 95-й цех превратился в «Летучий корабль». Его сотрудники надели парики, взяли в руки метлы и репетируют частушки бабок-ежек.

— Четыре дня этот «Летучий корабль» делали, — рассказывает сотрудница цеха Елена. — На настоящий вертолет-то больше времени уходит.

Шествие превращается в карнавал, где каждый цех, каждый корпус хочет перепеть, перетанцевать, перещеголять других. И получается это очень искренне и очень красиво. Как и все, что делает авиазавод.

Сегодня «УУАЗ» не узнать

Леонид Белых, генеральный директор АО «Улан-Удэнский авиационный завод»: 

— Я могу сказать, не стесняясь. Сегодня наш завод — самый загруженный по заказам из всех местных заводов. Есть и иностранные, и российские компании, которые покупают нашу продукцию, их соотношение — примерно поровну. В этом году у нас полная загрузка, в следующем заказов ожидается еще больше.

При этом авиационный завод — главный налогоплательщик в республике. Мы всегда следим, чтобы отчисления в республиканский бюджет производились вовремя и в полном объеме. Важно, что с главой Бурятии Алексеем Цыденовым у нас выстроен отличный диалог.

«УУАЗ» преображается: построены гальванический корпус, лакокрасочный корпус, постоянно устанавливаются новые станки. Я работаю здесь директором уже 21 год. И помню, каким принял завод. Огромные долги по зарплате, отключенный свет, стоявшее производство… Сегодня завод не узнать.

«УУАЗ» — это живой организм. И все его работники, включая меня, — части этого организма. Если чего-то не хватает, вертолет не построишь. Это коллективный труд. Поэтому я всегда благодарен нашей команде. Нам есть чем гордиться. Поздравляю всех работников и их семьи с 80-летием завода!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2019

Заголовок в газете: Солнце. Небо. Облака

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру