Депутаты в Бурятии возмутились нищенскими подарками, которые они дарят по протоколу

В лучшем случае, что могут подарить парламентарии – книжку, грамоту и постер

Бурная дискуссия о стоимости подарков, которые парламентарии дарят на различных мероприятиях, разгорелась на прошлой неделе на совете Народного Хурала совершенно неожиданно.

В лучшем случае, что могут подарить парламентарии – книжку, грамоту и постер

Началось все с рутинных изменений в закон о памятных подарках Народного Хурала, где требовалось всего лишь расширить перечень и уточнить символику. Однако разговор о подарках так задел за живое, что перерос в диспут на тему что считать ценным подарком и какова собственно должна быть его цена.

«Совсем недавно был на вечере, посвященном 95-летию республиканского педколледжа, и знаете, после того, что подарили педагогам монголы, нам выходить на сцену было просто стыдно», — делился впечатлениями председатель комитета Народного Хурала по социальной политике Игорь Марковец. «Члены правительства Бурятии дарят бюджетным учреждениям и автобусы, и машины «скорой помощи», но никогда не называют Народный Хурал, а ведь это мы утверждаем все расходы бюджета», — сетовал в свою очередь спикер парламента Владимир Павлов.

Откуда берутся подарки  

Впервые тема подарков в местных коридорах власти всплыла двенадцать лет назад, когда Советский районный суд вынес беспрецедентное на тот момент решение о растрате муниципального имущества, условно названное «32 шахматные фигуры». В июле 2004 года тогдашний председатель комитета по имуществу г. Улан-Удэ Владимир Еманаков получил приглашение на 50-летие своего коллеги, председателя комитета по финансам Александра Аюшеева (ныне — министр транспорта Бурятии). Мучаясь вопросом, что подарить и зная, что в КУИ нет статьи «представительские расходы», Владимир Ильич все равно дал распоряжение подчиненным купить солидный подарок. Когда в кабинет Еманакова принесли вместе с большой открыткой коробку «три в одном» (эксклюзивные шахматы, шашки и нарды), а также чек на 3246 рублей, председатель распорядился оформить все как канцелярские товары.

Как гласят материалы дела, сначала чиновник утверждал в суде, что ничего не похищал, а лишь временно заимствовал в казне деньги, мучимый мыслями об их скорейшем возвращении. Факты же утверждали, что шахматы списали буквально за три дня, и никто в комитете не предпринял никаких попыток к их возврату ни через три дня, ни через год, тем более, что и сам получатель подарка наотрез отказался его возвращать. Была даже выдвинута версия, что на торжество дарителя пригласили не как друга, а как руководителя, и представлял он не себя лично, а комитет, следовательно, и подарок дарил как официальное лицо официальному лицу в рамках представительских расходов. Как должны были оформляться эти расходы, какими актами подтверждаться, какой стоимостью регламентироваться, тогда разбираться никто не стал. Несмотря на полное возмещение Еманаковым причиненного городу ущерба, признание своей вины и исключительно положительные характеристики с работы, суд признал действия растратчика тяжким преступлением и осудил к двум годам лишения свободы, пусть и условно.

Дареному коню в зубы смотрят

По признанию самих парламентариев, собравшихся на совет Народного Хурала, на сегодня подарки для чиновников, депутатов и прочих представителей власти есть атрибут первостепенной важности, без которой современная власть просто не воспринимается таковой. Если раньше вполне можно было обойтись грамотой или стандартной открыткой, то сегодня являться на торжество без ценного подарка и букета за несколько тысяч рублей все равно что обидеть хозяина раз и навсегда. Достаточно вспомнить, как одаривает народ при каждом удобном случае глава Чеченской республики, способный прямо на улице, повстречав школьников из соседнего Дагестана, вытащить из кармана 21 айфон последней модели и просто так, без протокола и необходимых актов, сделать юным туристам подарок, который они будут вспоминать всю свою жизнь.

«В лучшем случае, что могут принести с собой на торжество депутаты Народного Хурала, — это грамоту, постер и две книжки», — негодовали члены совета. Практически каждый утверждал, что вынужден за свой счет покупать призы — цветы-конфеты-грамоты, потому что лучше вообще куда-то не явиться, чем явиться с пустыми руками. «Хорошо бы дарить дороги, парки и автобусы, новые дома и водопроводы. Но никого не интересует, что тебя выбрали, чтобы писать законы и делать много другой рутинной работы. Всем нужны подарки, прямо здесь и сейчас. Никого не интересует, где ты их возьмешь, соответствуют ли они протоколу, этикету и твоим возможностям», — констатируют ситуацию депутаты. Одним словом, подарочный вопрос потребовал к себе самого внимательного изучения. А потому не пора ли, к примеру, утвердить единый подарочный фонд, наполнив его старыми добрыми книгами и произведениями искусства. Закупить у местных художников по сходной цене километры Байкала, виды Улан-Удэ или чудесные бурятские пейзажи и дарить все это направо и налево в полной уверенности, что место прекрасному найдется везде.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 25 сентября 2019

Заголовок в газете: Скупы на подарки, щедры на обещания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру