В ожидании разрушительного землетрясения в Бурятии

Злоба дня

12 октября телезрители Улан-Удэ своими задами ощутили толчки — в часы трансляции полуфинального матча чемпионата мира по боксу между Людмилой Воронцовой и именитой соперницей.

Злоба дня

Хотя Людмила победила, это не был удар нашей землячки. Это был встречный удар подземной стихии магнитудой 3,6, ее эпицентр находился севернее малой родины боксаны — близ Сосново-Озерского.

Хорошо, что была суббота, во многих школах не учебная. В памяти тут же всплыл «нокаут» 8-летней давности, когда прямо во время занятий с треском пошли трещины в школе №2, здание было закрыто на долгих 6 лет.

Какой урок извлекли власти, так любящие спортивные единоборства? Да, школу №2 отремонтировали, практически это новая школа. Тема закрыта?

Тема будет открыта с ударом гонга, похожим на набат.

Стихийный удар прямым «джебом» напомнил о грустном юбилее. Перед началом учебного года исполнилось 60 лет со дня самого крупного в ХХ веке Среднебайкальского землетрясения (вот бы провести юбилейное совещание по этому поводу!). В 1959-м примерно в то же обеденное время землетрясение силой до 7 баллов насквозь тряхнуло Бурятский обком партии (здание НХ). Три этажа обкома прорезали трещины. Были предприняты срочные меры по сейсмоусилению и капитальному ремонту здания.

Но этот ремонт касается только площади Советов. Сегодня после приемки многочисленных 12-этажек и прочих высоток замалчиваются планы по сейсмоусилению. Все просто: сейсмоусиление значительно удорожает строительство. Однако не надо забывать, что именно в спальных районах в случае «нокаута» возможно наибольшее количество жертв (тьфу-тьфу-тьфу, плюнем через левое плечо на акты приемки).

По данным сейсмостатистики, в Прибайкальской зоне на площади в 230 тысяч кв.км в среднем можно ожидать землетрясение до 7-9 баллов — в 15-20 лет. Пока наши недра разряжают свою энергию относительно мелкими толчками, как пар из кастрюли. Последний раз подземный дракон зримо проснулся вслед за дефолтом 1998 года, в сентябре, когда после 6-балльных ударов в Тункинском районе были повреждены жилые постройки, теплотрасса, водонапорная башня. Сладкий субботний сон жителей Улан-Удэ в феврале 2005 года в десять часов утра прервали длившиеся пару секунд колебания стен. Взбрехнули собаки и заметались кошки. Тогда землетрясение силой 4,6 балла произошло на Байкале.

Специалисты осторожно предсказали возможность крупного землетрясения «в начале ХХI века» в связи с усилением сейсмоактивности в регионе. Больше 60 подземных толчков произошло в Сибири в июне 2013 года. Но самым тревожным было землетрясение 27 декабря 2011 года в Тыве. Там тряхнуло на 6,7 балла по шкале Рихтера. И оно имеет прямое отношение к Бурятии. Комментарий директора геофизической службы СО РАН В.Селезнева, сделанный сразу после сейсмоудара:

«В Тыве, по нашим данным, выделилось недостаточное количество сейсмической энергии. Значит, где-то она должна выйти на поверхность еще...». 

Околобайкалье наряду с Северным Кавказом, Камчаткой и Дальним Востоком — три известные «трясучие» зоны России (по совпадению туристические). Их опасность год от года усугубляется человеческим фактором.

Жилые здания столицы Бурятии «изъедены» многочисленными магазинчиками, кафе, аптеками, офисами. Подчас при этом сносятся несущие стены. Но даже иные стены в силу возраста строений специалисты сносить не рекомендуют. Участники семинара по сейсмобезопасности, прошедшего в Улан-Удэ в сентябре 2004 года, констатировали изношенность городского жилого фонда более чем на 30 процентов, всех этих «сталинок», «хрущоб» и «брежневок». Спустя 15 лет эта изношенность возросла, как минимум, вдвое и их надо сносить. А мы в них живем и платим 100% квартплаты… Региональное совещание констатировало дефицит жилого фонда Улан-Удэ, возведенного до 1980 года, в 1-3 балла.

«Сообщения о разрушениях жилых зданий, социально значимых объектов не поступали. Объекты ЖКХ и энергетики работают в штатном режиме», — бодро сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Бурятии сразу 12 октября.

Но после цифры 12 следует цифирь 13. Вот и Людмила Воронцова в равном бою уступила «золото». Когда суперреспублике ждать следующего «нокдауна»? Так как сейсмостанции в Улан-Удэ до сих пор нет, это вопрос на засыпку — кирпичами… Между тем два «нокдауна» засчитываются как поражение — в любительском боксе. Когда мы, наконец, перейдем в профессионалы?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 16 октября 2019

Заголовок в газете: 3,6. Не удар Воронцовой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру