Почему воспитателя детского сада в Бурятии не радует очередное повышение МРОТ

Математика для кошелька

С 1 января 2020 года ожидается очередное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), что далеко не всеми бюджетниками воспринимается как позитив. Например, воспитатель Усть - Баргузинского детского сада «Солнышко» Анна Михайлова, один из лучших педагогов дошкольного образования своего района, повышению МРОТ совсем не рада.

Математика для кошелька

Более того, Анна Михайлова весь этот год пыталась выяснить, почему за последнее время ее зарплата не повысилась, а понизилась, о чем мы и попросили ее рассказать.

- Анна Ивановна, что подвигло вас на борьбу?

- Собственные квитки о размерах начисленной заработной платы. В этих расчетных листах подробно указываются все параметры, из которых складывается сегодня наша зарплата - оклад, надбавки компенсационного и стимулирующего характера, методическая литература. Кстати, много лет нам ежемесячно платили в качестве компенсации расходов за методическую литературу 100 рублей, но с сентября 2014 вдруг стало 77 рублей (обложили налогом), а с октября 2015 года эти выплаты вообще исчезли и неизвестно почему.

Гораздо больше, чем методлитература, меня заинтересовал вопрос, почему вопреки всеобщим разговорам о повышении заработной платы работникам педагогического труда лично моя зарплата уменьшилась несмотря на то, что стаж, нагрузка, квалификация остались прежними. Чтобы во всем этом разобраться, я провела в судебных заседаниях весь 2019 год.  

- Что выяснили?

- Для понимания ситуации скажу, что воспитателем я работаю уже 24 года, в декабре 2016 году защитилась на высшую категорию, люблю свою работу и не желаю по совету Дмитрия Медведева уходить в бизнес. Как известно, в 2012 году вышли «майские указы», смысл которых состоял в том, чтобы довести среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в субъекте. Не знаю, как у других, но именно тогда в трудовых договорах работников МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко» на этот счет появился пункт о том, что помимо окладов и надбавок воспитателям выплачивается «субсидия на увеличение фонда оплаты труда, которая начисляется пропорционально начисленной заработной плате».

Сейчас мне говорят, что я неверно истолковала эту запись. Я, конечно, не математик и не экономист, но «Большую советскую энциклопедию» прочитать смогла. Там написано, что слово «пропорциональный» означает две взаимно зависимые величины, если их значения остаются неизменными. Есть две разновидности пропорциональности - прямая и обратная. Прямая, когда значения растут, обратная - падают. У меня простой вопрос - почему у всех прямая пропорциональность, то есть зарплата растет, а у меня с 2017 года начала уменьшаться?

- И почему?        

- До июня 2017 года согласно майским указам нам действительно доплачивали пропорционально базовой зарплате из субсидии, поступающей в район. К примеру, в 2015 году, согласно этому указу, моя субсидия была 15 тысяч, потом стала 10 тыс., потом 8 тыс., потом 5 тыс. Если мы возьмем расчетные листы моей зарплаты за 2018 год, то увидим, что в январе субсидия составила 2681 рубль, в феврале - 3678 рублей, в марте 1493 рубля, с мая она совсем исчезла, а в октябре появилась вновь. В октябре мне было выплачено 1371 рубль субсидии, в ноябре 1523 рубля…

Как удалось выяснить, исчезновение субсидии произошло в связи с необходимостью повысить зарплату работникам до уровня МРОТ. Поскольку дополнительных денег на это никто не предусмотрел, их взяли из нашей субсидии. Ну, взяли и взяли, так верните! Смысл моего искового заявления состоял в том, чтобы вернуть то, что нам причитается согласно «майским указам». Сразу скажу, вернуть не получилось. Суд в двух инстанциях отказал мне в этом на основании того, что в целом моя зарплата превышает МРОТ, а значит никакого нарушения нет.  

- А какая у вас зарплата?

- Самое интересное, что даже этот простой вопрос стал предметом острейших судебных дискуссий. Мне пришлось доказывать, что моя средняя зарплата не 30 тысяч, а именно на 1 сентября 2018 года составляла 21 254 рубля. Когда я обратилась к депутату Народного Хурала Игорю Зубареву, тот сделал запрос в министерство образования и науки Бурятии, где ему ответили, что в 2017 году моя средняя зарплата составляла 29 771,6 рублей, а за 1 квартал 2018 года - 30 696,7 рублей. Самое интересное, что статисты в министерстве образования «удобно» для себя считают социальные коммунальные выплаты не доходом, а именно моим заработком и расчет производят не делением на 12 месяцев( так как это одноразовая выплата), а на три месяца первого квартала, что радует чиновников о моей заработной плате и этим самым отчитываются на «верха».

Почему-то Верховный суд Бурятии в своих обоснованиях сослался именно на эту бумагу, а не на мои документы, где видно, что средняя зарплата у меня - 20 тыс. рублей и была выше только с переработкой рабочего времени. Да, я старалась по возможности работать без выходных, дабы ощутить это финансово, иначе на 20 093 рубля семьёй не проживешь. Позже я приезжала в министерство образования и науки Бурятии, спрашивала их, где они взяли такие цифры, ничего конкретного мне ответить не смогли. Хотя при последней встречи мне пообещали очень внимательно изучить данную ситуацию и по возможности повысить должностные оклады педагогам дошкольного образования.

Как известно, в 2018 году МРОТ повышался дважды и минимальный размер зарплаты работника Баргузинского района получился 17 080 рублей. То есть вывод всех проверяющих свелся к тому, что если зарплата не ниже МРОТ, то нарушений нет. Так считает прокуратура Баргузинского района, так считает трудинспекция, в которую я обращалась дважды, и которая сделала свои выводы, даже не проведя выездную проверку на месте. Они просто запросили документы из районного отдела образования и написали, как это было выгодно району. В итоге все рекомендовали мне идти в суд.  

   

- Вы считаете себя проигравшей?

- Родные, коллеги из системы дошкольного образования, которые следят за всем происходящим, откровенно говорят, зачем мне все это надо. В суд обратилась впервые, на юристов денег у меня нет. Да, я проиграла суд, но проигравшей себя не считаю. Вы не представляете, как я обрадовалась, когда узнала, что кассационную инстанцию перенесли в Кемерово, где будут совершенно чужие судьи, а значит у меня есть шанс. Как здорово, что теперь подать жалобу можно не через районный суд, где мои ответчики всегда могли заранее почитать мои доводы, а через портал госуслуги.ру.

Во-вторых, считаю, что только благодаря моей активности с сентября 2018 года в наш педагогический коллектив удалось вернуть субсидию на ежемесячную выплату в размере 49.988 рублей, но нашей бухгалтерией она выплачивалась почему-то частично и только с октября. 11 января 2019 года у меня начался судебный процесс в Баргузинском районном суде, 16 апреля он закончился, а в марте на счет Усть-Баргузинского детского сада «Солнышко» упали первые средств по субсидии. С начала года было 5 тыс., потом 50 тыс., потом 80 тыс., и в период начисления отпускных для всего коллектива это сыграло свою роль.

Мои коллеги не только получили достойные отпускные, но и, например, узнали, что фонд оплаты труда детсада зависит от количества детей, где на каждого малыша в год по нашему району выделяется 34 805 рублей. Они узнали, из чего состоит их зарплата, что на нее влияет, согласно указу президента, субсидия должна была повысить нашу зарплату в 1,5 раза, однако из-за повышения МРОТ вся эта инициатива сошла на нет.

- Причем здесь МРОТ?

- С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты повысили до 9 489 рублей, с 1 мая 2018 года - до 11 163 рубля, с 1 января 2019 года - до 17 080 рублей (по Баргузинскому району). Чтобы платить такую зарплату нянечкам и молодым специалистам, у кого зарплата оказалась ниже МРОТ, деньги взяли из нашей субсидии, которую нам соответственно снизили до минимума, а потом вообще не платили. К примеру, по состоянию на 1 января 2019 года с доплатами до МРОТ, районными и северными коэффициентами зарплата младшего обслуживающего персонала была 20 304 рубля. Зарплата молодого специалиста без стажа и квалификации 20 304 рубля, и моя зарплата педагога со стажем 24 года и высшей категорией - 20 304 рубля. Разницы в зарплате, между нами, никакой, соответственно и никакой мотивации.

То, что вместо Дня открытых дверей у меня проходит Неделя открытых дверей, что мои дети участвуют во всероссийских и международных дистанционных конкурсах, родители активно участвуют в жизни группы, что в 2018 году меня наградили почетной грамотой республики Бурятия - это ничего не значит. Выплаты стимулирующего характера, основанные на критериях и показателях качества и результативности работы, которые утверждены в положении о порядке установления выплат стимулирующего характера в МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко», на этот счет отсутствуют. При этом в моем трудовом договоре, который по-другому называется эффективный контракт, и который для меня является базовым документом, записано, что мне выплачивается «субсидия на увеличение фонда оплаты труда, которая начисляется пропорционально начисленной заработной плате». Я считаю, что, если субсидии нет, эту строчку в контракте надо убрать, либо расчет должен производиться иначе.

- Зарплата всех педагогов делится на базовую и стимулирующую части, почему в вашем случае нет стимулирования?

- Я от него отказалась. В январе 2018 года в графе стимулирующие выплаты мне было начислено 252 рубля, в феврале - 304 рубля, в марте - 129 рублей, в апреле - 253,98 рублей. Считая себя одним из самых профессиональных педагогов системы дошкольного образования в нашем районе, я посчитала такое стимулирование в рамках эффективного контракта издевательством над самим этим понятием эффективный контракт. С мая месяца мы перестали заполнять рейтинговую карту из-за отсутствия денег. С января 2019 года добившись того, чтобы восстановили работу рейтинговых карт, я вновь оказалась в непонимании смысла этих распределений и таким образом с сентября 2019 года я полностью отказалась от стимулирующих выплат в 200 рублей. Объясните мне, какой смысл повышать квалификацию, стараться работать лучше, годами нарабатывать опыт, если в итоге и ты, и пришедший в детский сад педагог без опыта, получит абсолютно одинаковую заработную плату.

Я пошла в суд еще и потому, что вошла в тот самый предпенсионный возраст и мне не все равно, какую пенсию я буду получать завтра. На сайте Пенсионного фонда я регулярно смотрю свой индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), от которого зависит моя будущая пенсия, и вижу, что в 2015 году мой ИПК был выше, а сейчас с тем же самым стажем, нагрузкой, уровнем работы, квалификацией, он наполовину ниже, потому что доход уменьшился. На суде мой работодатель - заведующая детсадом Наталья Ивановна так и сказала: Анну Ивановну можно понять, она является воспитателем высшей категории и до 2018 года у нее не было вопросов по зарплате. Но когда началось повышение до МРОТ, ее зарплата сравнялась с зарплатой нянечек и прочего персонала, вопросы появились.

- Что планируете делать дальше?

- Даже если кассация не встанет на мою сторону, буду подавать в суд на работодателя (по рекомендации Верховного суда Бурятии), который должен обеспечить надлежащие условия труда, но сегодня просто замалчивает эту проблему. Существующая система несправедлива, а значит, ее надо менять, учитывая, что республика строит множество муниципальных детских садов, но не знает, как привлечь в них воспитателей. В Улан- Удэ мои знакомые столкнулись с тем, что не могут устроить ребенка в детский сад, потому что новый сад построили, детей море, но работать с ними некому. Никто в детский сад не идет, нет у педагогов мотивации….

- Удачи вам!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру