Западные ворота столицы Бурятии выглядят как ветхие ворота в большую деревню, от которой прежние власти города отгородились синим металлическим забором длиною в пару-тройку километров, построенным к приезду Путина. Этакие «потемкинские деревни», за которыми так и остались многолетние боли и печали «понаехавших» из деревень сотен семей с детьми и стариками.
Бежали они от лихолетья нулевых за заработками, которых в деревнях нет и по сей день. Но приехали они в еще большую проблему под названием - равнодушие. А равнодушие в избытке распространяется на всю территорию за Солдатским, с которым соседствует улус Поселье Иволгинского района, а за ним, против всякой логики, поселок Исток Советского района Улан-Удэ. Не случайно, минувшим летом фраза «жертвы пьяного картографа» лихо зашла в народ и чуток повеселила без всякой пользы.
«Медицина бессильна»
Здесь медицина бессильна и в прямом и переносном смысле. В первую очередь, по той причине, что на двадцать с лишним тысяч проживающих два медицинских пункта. Один из них на краю поселка Исток - избушка на курьих ножках времен позднего социализма с печным отоплением, второй делит узкие метры с начальной школой на границе Солдатского и Поселья.
Учитывая, что с транспортом здесь не просто плохо, а плохо совсем - речи о том, чтобы запустить его внутри территорий, быть не может. Своими ногами дотопать до медпомощи в жару и мороз со стариками и младенцами нереально. Сердобольные врачи и медсестры зачастую на перекладных добираются до своих пациентов. Но быть верными клятве Гиппократа все сложнее. По той причине, что они и сами болеют от вечного холода в своей больничке, а еще больше потому, что на клятву ими данную столичным властям наплевать.
Депутаты сюда не ходят, у мэрии на это есть синий забор. Как выживают жители Поселья – это одному богу известно, поскольку единственную амбулаторию прикрыли по причине несоответствия требованиям контролирующих органов, коих у нас в достатке. Причем, амбулатория в Поселье открылась благодаря местным предпринимателям. Но мы же помним - инициатива наказуема.
Между тем, Бурятия провалила план национального проекта «Здравоохранение» в части обеспечения фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП). Уже другие предприниматели робко пытались предложить администрации Советского района решение этой уже вопящей проблемы в виде готового здания аккурат в центре всех трех многострадальных территорий. «Подумаем», - прозвучал ответ. Думают месяцами. Вообще, особенно городская власть в Бурятии, у нас задумчивая. Долго принимают решение, потом меняют его, потом снова думают…
Кто у нас главная «собака на сене»?
С ФАПами здесь история трагикомичная. Землю в Истоке, близ «вертолетки», под его строительство, по информации комитета по архитектуре Улан-Удэ, резервируют уже лет пятнадцать. Но на попытку инициировать там строительство спортивно-досугового центра для детей, земля вдруг оказалась негодной по причине предполагаемых паводков. Согласно логике мэрии, больным паводок меньше опасен, чем детям. В итоге ни депутаты, ни мэрия за прошедшие десятилетия не только не инициировали решение вопиющих проблем населения, но, создается ощущение, намеренно исключают из зоны своего внимания именно эти поселки. Иначе как объяснить, что вновь избранный депутат этого округа везет на экскурсию председателя горсовета снова в Аэропорт.
Многострадальные Исток и Солдатский, по традиции, - мимо. Хотя нет. Согласно информации мэрии, «последней точкой выезда был пустырь в микрорайоне Солдатский, где когда-то была мусорная свалка. Местные жители совместно с депутатом очистили территорию, высадили саженцы сосны». Случайно ли, но маршрут постоянно пролегает там, где меньше проблем. Хотя, чего на свалку смотреть, если её благополучно ликвидировали без всякого участия мэрии и депутатов горсовета? Исключительно по инициативе общественников и минприроды.
Между тем, уровень преступности в этих поселках зашкаливает. Информация о чудовищных убийствах и изнасилованиях методично поступает именно с этих территорий. Об ограблениях, мелких потасовках в СМИ уже и не пишут. Иначе криминальную сводку пришлось бы размещать круглосуточно.
После выборов тогда еще не избранный Игорь Шутенков обещал вплотную заняться решением проблем этих территорий. Выборы прошли, на прием к мэру люди записываются уже на 2020 год. Мэр за «синий забор» так и не заехал. Между тем проблемы западной части левобережья усугубляются, а жители обращаются лишь в СМИ как к последней инстанции. Остается согласиться с ними - пропасть между городской властью и «потемкинскими деревнями» разрастается с угрожающей силой.
Когда материал готовился к публикации, в «МК в Бурятии» пришло письмо, подписанное жителями Тулунжи и адресованное Игорю Шутенкову. К нам оно попало для гарантии, чтобы знали.
«Жители Тулунжи не раз обращались к экс-мэру Голкову, но он не отвечал на наши обращения, видимо, игнорировал. 30 сентября сего года мы вновь обратились к новому мэру И.Ю.Шутенкову. В ответ только гробовая тишина. Он перед выборами обещел, вернем город людям и без окраин, комфортное проживание горожан. Мы надеемся, что эти высокие слова реализуются».
Авторы письма пишут, что Тулунжа относится к Советскому району Улан-Удэ, это центр города. «Он начал застраиваться где-то тридцать лет назад, разросся от Нижней Тулунжи до Гурульбы и население составляет около 6 тысяч человек. Это население среднего районного центра со всей инфраструктурой: школы, сады, больницы, узел связи, досуговый центр со спортзалом, бани, интернет.
А у нас ничего этого нет, только дома и магазины…».