Вопрос о повышении тарифов на проезд в Улан-Удэ перенесен на середину декабря

Ценовую политику на пассажирском транспорте обсудили на круглом столе

Две недели назад сразу несколько частных перевозчиков направили в мэрию обращение, где выступили за повышение стоимости проезда в маршрутках в два раза. Причина тому — увеличение расходов на перевозки и ужесточение требований к ним на протяжении трех лет.  

Ценовую политику на пассажирском транспорте обсудили на круглом столе
Фото: ulan-ude-info.ru

Сказать, что большинство городских жителей возмутились подобной перспективой — значит не сказать ничего. Ведь доходы подавляющей части населения не обещают вырасти, в отличие от тарифов на услуги общественного транспорта. «Щекотливую» ситуацию детально обсудили участники расширенного заседания общественного совета города на минувшей неделе. О чем говорили и к чему пришли собравшиеся за круглым столом, послушал корреспондент «МК в Бурятии».

Куда уходят кадры

— В последнее время нам поступает множество звонков и писем по проблемам маршрутных перевозок, — взял вступительное слово председатель общественного совета Владимир Сажин. — С одной стороны наблюдаются нарушение графика, переполненность микроавтобусов, претензии к их санитарно-техническому состоянию. С другой — рост цен на запчасти и топливо, на ремонт и оснащение при сохранении цен на проезд, которые повышались в 2016 году и сдерживались с тех пор.

Между тем инфляция не стоит на месте. Председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Бурятия Игорь Сластин привел наглядные примеры: к 2019 году на 46,34% подорожало дизельное топливо, на 65,97% — автомобильные шины и на 13% — запасные части и материалы на 1 км пробега. К тому же нормативные акты требуют, чтобы в транспортных средствах обеспечивались система ГЛОНАСС, безналичный расчет и доступность для маломобильных граждан. Издержки на все вышеперечисленное обязаны нести сами перевозчики. Но откуда они должны брать средства при «замороженных» таксах — вопрос риторический.

Последствия налицо: из сферы частных перевозок бурятской столицы происходит отток профессионалов, которые отправляются на вахты в соседние регионы и даже зарубежные страны, где зарабатывают на порядок больше. За пять лет ушли около 700 человек. Итог плачевен: каждый маршрут в нашем городе недоукомплектован водителями и машинами, что остро ощущается зимой, особенно в пригороде. Как отметил председатель профсоюза, оплату 41 рубль за каждую поездку взимать не собираются — это себестоимость затрат на пассажира. Предлагается установить минимальный тариф 28 рублей в дневное время и 30 — в вечернее и таким образом хотя бы отчасти исправить сложившееся положение.

Фото: ulan-ude-info.ru

— Мы живем при капитализме, где любая работа должна оплачиваться на столько, сколько она стоит фактически, иначе товар или услуга может исчезнуть с рынка, — поддержал «коллегу по цеху» руководитель МУП «Городские маршруты» Алексей Кожевников. — У муниципальных перевозчиков часть дохода формируется благодаря субсидиям из бюджета, у частных — нет. А если будет так, во-первых, они окажутся не заинтересованы в надлежащем сервисе, во-вторых, социальные объекты рискуют недополучить финансирование на свои нужды. Необходимо равномерно индексировать стоимость проезда и внятно объяснять причины общественности.

Кто виноват и что делать?

Однако сделать это возможно лишь при наличии экономической обоснованности, складывающейся из таких составляющих, как горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, заработная плата и т.д. Пока комитету экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ предоставлен неполный пакет документов, по отдельным позициям нужны подробные пояснения, расчеты и расшифровки. Затем проект будет проверен мэрией, рассмотрен тарифной комиссией и утвержден либо отклонен городским советом депутатов. Вопрос может решиться уже в середине декабря.

Отнюдь не все присутствующие, включая народных избранников, восприняли инициативу как должное. По ходу дела выяснилось, что перевозчики принесли в городскую казну 31 млн рублей налогов за год, причем муниципальные — 30 млн, а частные — лишь 1 млн. При том, что муниципальных автобусов по дорогам города ходит всего 50, а частных — 1300. Поэтому деятельность последних не радует во всех смыслах, отметил зампред горсовета Анатолий Белоусов.

— Четыре года назад мы договаривались о повышении не только тарифа на перевозку, но и качества обслуживания. Второе так и не появилось — от жителей постоянно поступают жалобы. Первого, видимо, тоже не будет, по крайней мере, в разы, поскольку и уровень зарплат не поднялся. В кризис исходить нужно из реалий. Вы и сами виноваты в том, что шоферы уходят. Где работа с кадрами? Где привлечение их через рекламу и объявления?

Председатель комитета городского хозяйства и транспорта Сергей Бурдиков сообщил: сейчас решается, как улучшить ситуацию в отрасли и при этом не повысить цены в маршрутках. Планируется проанализировать пассажиропоток, определить участки для объезда и под полосы общественного транспорта, а также организовать пункты отдыха и питания водителей на остановочных пунктах и, возможно, ввести льготы пассажирам.

Выход из непростой ситуации через оптимизацию маршрутной сети искали и остальные участники расширенного заседания. Юный активист, ученик школы №49 Вадим Горбачев предложил объединить разные дублирующиеся маршруты в единый магистральный и запустить автобусы по наиболее, маршрутки же — по наименее загруженным линиям, а руководитель МУП «Городские маршруты», в свою очередь, — перекинуть «муниципалов» на стратегические направления (центр — Левый берег, центр — сотые квартала, центр — поселок Восточный), «частников» — на периферийные. 

Главное при этом — не заставлять кардинально пересматривать логистику или переплачивать деньги. Скажем, если отменить маршрут №56, признанный совершенно лишним как дублирующий трамвай, можно вызвать сопротивление пользующихся им.

Технологии в помощь

— Из районов стремительно растет поток автотранспорта, который должен быть распределен в городе так, чтобы входящий и исходящий не пересекались, — заявил заместитель председателя комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации Улан-Удэ Александр Халбаев. — Требуются мосты и развязки, а также пересадочные узлы, имеющие обширные площади (около 3 га) и оборудованные по всем правилам. Данные объекты предусмотрены программой развития транспортной инфраструктуры.

Попутно задумались над внедрением электронных платежей. Руководитель ассоциации ТОС Улан-Удэ рассказала, как в Германии применяют пластиковые карты по принципу проездных билетов. Однако представитель транспортной компании «Контакт-Авто» парировал: здесь потребуются дополнительные вливания, причем внушительные: «За их выпуск, перевыпуск и пополнение платится 10% от тарифа. Во многих городах используют банковские карты с системой безналичного расчета, которая давно и успешно функционирует в трамваях Улан-Удэ»...

…Контроль за состоянием общественного транспорта, его приоритетность при строительстве дорог, сохранение контрактной системы при заключении договоров и повышение прозрачности в сфере частных перевозок — все эти пункты были внесены в резолюцию. А уж какие из них будут приведены в исполнение, покажет время.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2019

Заголовок в газете: Поднять нельзя оставить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру