Жители Улан-Удэ называют город большой кочегаркой и ждут от властей решительных действий

Черное небо над головой

На минувшей неделе в Улан-Удэ случилось чрезвычайное происшествие, о котором общественность узнала только к выходным: 65-летняя пенсионерка в 18 квартале едва не задохнулась в собственной квартире. Родственники вызвали скорую помощь, пострадавшую пришлось везти в больницу и откачивать. Инцидент произошел в тот момент, когда в атмосфере зашкаливали выбросы загрязняющих веществ. Пожилая женщина приоткрыла окно и надышалась ими, после чего у нее появился отек и выявилась аллергия на продукты сгорания.

Черное небо над головой

Это далеко не единственный случай плохого самочувствия из-за смога — причины многих серьезных заболеваний. Обычно вопрос встает ребром зимой и периодически возникает на всем ее протяжении. Люди массово жалуются на головную боль, кашель, сухость и першение в горле. Бурятский сегмент Интернета кишит постами, снимками с шутливыми подписями «А из нашего окошка Сайлент Хилл видать немножко» и возмущенными «Чем мы дышим?!» и, конечно же, классическими вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?».

На фотографиях в социальных сетях — висящий пеленою туман, стоящий столбом дым, покрытые копотью и пропахшие гарью предметы, вытащенные из ограды или с балкона. «Когда заходишь с улицы, «воняет» все — и тело, и одежда», — сетуют горожане. Одни грешат на частный сектор — мол, топят там, а чувствуют везде. Другие обвиняют котельные, где якобы дымят сильнее, чем во всех частных домах, взятых вместе. Третьи указывают на промышленные предприятия, которые не соблюдают нормы производства и, наверняка, не обновляют системы фильтрации.

Ситуация SOS

Но все единодушно считают: истоки столь катастрофической задымленности — в использовании не самого качественного угля, экономии на экологически чистом топливе, отсутствии фактической возможности газификации и денежных субсидий на дрова, а также самой древесины из-за вырубающегося леса. «За последние лет пять Улан-Удэ превратился в огромную кочегарку», — пишут интернет-пользователи. — А еще через несколько среди населения начнется массовое вымирание. Какие диагнозы будут ставиться в поликлиниках и больницах, догадаться нетрудно. Такая тенденция заставляет всерьез обеспокоиться здоровьем — своем и детей и задуматься о смене места жительства».

Улан-удэнцы не только сделали тематические мемы — от земляков в костюмах радиационной защиты до памятника Ленину с противогазом и кислородным баллоном, присланным в качестве гуманитарной помощи из Тункинской долины. Они запустили виртуальный флешмоб — собственные селфи в респираторных масках с хештегом «хочучистыйвоздух». И подписывают петицию «Черное небо» на сайте «Change.org», которую создала неравнодушная девушка Мария Авсиевич: «Который год жители нашего города и его окраин задыхаются в смоге от котельных, теплоэнергоцентралей и частного сектора, — гласит послание. — Улан-Удэ находится в низине и практически не продувается. Дым накрывает его густым смогом словном колпаком».

Автор обращения подчеркивает: дети не могут нормально гулять на улице, а родители — спокойно открывать окна. Строительство катков и стадионов, посещение спортивных секций, забота о здоровом будущем — все это практически теряет смысл, ибо и взрослые, и ребятишки дышат ядами. А потому общая проблема чистого воздуха обязана решаться совместными усилиями: солнечный Улан-Удэ не должен быть городом «черного неба». На данный момент под документом подписалось почти 25000 человек.

Ядовитый газ

«Патовое» положение вкупе с общественным резонансом сделали свое дело. Пожалуй, в первый раз за все время столь консервативная контора, как управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ввела режим «черного неба» в ее столице. Параллельно оно ведет информационную работу — размещает на официальном сайте информацию о метеорологические условиях, неблагоприятных для рассеивания вредных примесей.

— Они представляют собой краткосрочное сочетание таких факторов, как штиль, туман, инверсия, ветер слабой интенсивности и неблагоприятного направления, которые приводят к накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха и ухудшению его качества в населенных пунктах, — пояснили корреспонденту «МК в Бурятии» в пресс-службе надзорного ведомства.

Этому способствует и увеличение выбросов от автомобильного транспорта, котельных предприятий и организаций, а также автономных источников теплоснабжения. Свою лепту вносит отсутствие и дороговизна альтернативных источников, переход на сжигание углей более низкого качества.

Статистика неутешительна: за последние 4 года в нашем городе количество индивидуальных жилых домов с автономным теплоснабжением выросло в 2,3 раза — с 2 до 4,5 тыс. А юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют источники выбросов и должны обеспечивать их сокращение на 20-40% при получении соответствующих метеопрогнозов, не всегда делают это.

Результат налицо. Роспотребнадзор по Бурятии регулярно проводит мониторинг качества атмосферного воздуха на 7 маршрутных постах в Улан-Удэ — на проспекте Строителей, 20, улицах Моховая, 1, Советская, 43, Ключевская, 45б, в поселках Загорск, Заречный и Силикатный. За ноябрь-декабрь 2019 года, то есть прошедший отрезок отопительного сезона, по городу были установлены превышения гигиенических нормативов по содержанию сажи (до 2,2 предельно допустимой концентрации), фенола (1,9), бензапирена (до 6,5), диоксида азота (до 2,0), диоксида серы (до 3,6), взвешенных веществ (до 1,8). Превышения по последним (до 1,6 ПДК) выявлены и за аналогичный период 2018 года.

Не менее пугающие показатели у министерства здравоохранения Республики Бурятия. Согласно оперативным данным, в прошлом году по региону зафиксировано 417 случаев злокачественных образований трахеи, бронхов и легкого, в позапрошлом — 422.

— Один из распространенных факторов риска — загрязнение окружающей среды, — сообщили в пресс-службе регионального минздрава. — В частности, «засорение» воды, почвы и воздуха канцерогенными химическими веществами приводит к 1-4% всех раковых заболеваний. Жители индустриальных районов с перерабатывающей и горнодобывающей промышленностью болеют в 3-4 раза чаще, чем жители сельской местности.  В высокой группе риска — те, кто постоянно имеют контакт с дизельными выхлопами и промышленными выбросами.

Улан-Удэ, дыши

Таким образом, между загрязненным воздухом и онкологическими заболеваниями существует прямая взаимосвязь, и местное население опасается не зря. Чтобы снизить угрозу здоровью, территориальный Роспотребнадзор предложил рассмотреть несколько вопросов на законодательном уровне.

Во-первых, ограничить строительство и размещение объектов автономными источниками выбросов в Улан-Удэ, если есть техническая возможность подключения к централизованным сетям теплоснабжения. Во-вторых, ввести контроль за оборотом угля   в Бурятии и внедрить экологической сбор для юрлиц, физлиц и «ипэшников», использующих его как твердое топливо.  И, наконец, оборудовать дополнительные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Из представителей регионального правительства развернутый пост по «наболевшей» теме написала заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия Наталья Тумуреева. Она поделила все источники загрязнения на 4 основные группы.

Первая — крупные ТЭЦ, которые вносят ощутимый вклад в «нехорошее» дело. Однако они ведут свою деятельность долгие годы, а критическая ситуация со смогом наблюдается лет пять. Кроме того, тепловые электростанции контролирует управление Росприроднадзора. Вторая — небольшие котельные у складов, магазинов и станций техобслуживания, а также частные дома «делают погоду» не по отдельности, а суммарно. По законодательству за ними практически невозможен надзор. И третья — автотранспорт занимается загрязнением круглый год и все в больших масштабах. За последние десять лет количество машин в бурятской столице увеличилось в 7-8 раз. Все это, помноженное на НМУ, и дает прискорбную картину.

— Лет десять назад я говорила: мы придем к тому, что в городе станет нечем дышать. Прогноз сбылся. Решать проблему нужно было лет 20 назад, когда застраивался пригород, но придется сегодня. Что сделать возможно? Нужно просчитать разные варианты, достаточно затратные, но не исключаемые. Это и закрытие котельных, и введение ночного тарифа при установке электрических котлов: обогрев обычными «козлами» бесполезен в 30-градусный мороз, да опасен: жилища часто горят.

Среди возможных выходов — запрет на угольную топку при появлении доступной альтернативы (пеллеты и брикеты недешевы по определению). И, кроме того, перевод на центральное отопление при наличии у жителей возможности платить по «таксе». «Думать есть над чем, постараемся сделать быстро. Прямо сейчас разрабатываем фильтр для частных домов, чтобы он был доступен населению и эффективен в работе плюс организуем рейды по мелким котельным — проверяем, какое топливо там применяется», — резюмировала замминистра природы.

Пока власти разбираются с «черным небом», специалисты рекомендуют, как же минимизировать негативное воздействие:

ограничить пребывание на улице;

отказаться от курения и алкоголя;

воздержаться от поездок на личных автомобилях;

заниматься спортом и физкультурой в закрытых комплексах;

исключить дополнительную физическую активность, требующую больше кислорода;

обеспечить обильное питье: увеличить частоту грудного кормления и установить режим допаивания детям грудного возраста, и давать побольше кипяченой воды детям младшего возраста;

употреблять легко усваиваемые продукты, овощи и фрукты, богатых витаминами и минеральными веществами, а также принимать поливитамины при отсутствии противопоказаний;

вовремя принимать лекарственные препараты, строго соблюдать рекомендации врачей и немедленно обращаться к ним при обострении хронических заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру