Полковник авиации ВМФ Бимба Ринчинов рассказал, для чего России нужна армия

Кроме Родины у единственного азиата в учебке никого в этой жизни не было

Наступивший 2020 год — год празднования 75-летия Великой Победы — указом президента Путина объявлен в России Годом памяти и славы.

Кроме Родины у единственного азиата в учебке никого в этой жизни не было
Курсант Качинского высшего военного авиационного училища Бимба Ринчинов с товарищами (1967 год). Фото: из личного архива.

Мы продолжаем серию публикаций о защитниках Отечества, былых героях великих побед и тех, кто по-прежнему рядом с нами. Сегодняшний рассказ посвящается живущему ныне в Бурятии полковнику авиации ВМФ, летчику-истребителю Бимбе Ринчинову, в судьбе которого удивительным образом сплелись небо и политика.

Было время, когда для знакомства с документальным фильмом «Мастера воздушного боя» членам бурятского правительства во главе с первым секретарем Андреем Модогоевым был устроен закрытый просмотр. Одним из героев фильма стал молодой командир авиационного полка Бимба Ринчинов, с которым позже Андрей Урупхеевич встретился в своем кабинете.

Бимба Ринчинов. Фото: из личного архива.

После ухода в отставку Ринчинов работал советником первого президента Бурятии Леонида Потапова, занимался оформлением документов по передаче вертолетного завода от министeрства обороны городу, организовывал выступление пилотажной группы «Стрижи» на праздновании 1000-летия Гэсэра. Ринчинов оказался одним из тех людей, благодаря которым в Бурятии появились Михаил Слипенчук и компания «Метрополь». Несмотря на свой 75-летний возраст, он и сегодня в прекрасной физической форме, на все имеет свое мнение, а происходящему вокруг готов дать исчерпывающие объяснения.

Ничего, кроме Родины

Своей малой родиной Бимба Ринчинов, а для всех просто дядя Боря, считает село Белоозерск (Боргой) в Джидинском районе, где мальчишкой-сиротой жил у тетки-чабана. Отца мальчик никогда не видел. Мама Гунжид Цыбендоржиева, сосланная как семья раскулаченного на лесозаготовки, умерла, когда Бимбе едва исполнилось 12 лет. Родные определили сироту в школу-интернат №2, что и сегодня находится в Улан-Удэ в пос. Стеклозавода. Там в 60-х годах директорствовал талантливый педагог, историк Абрам Минеевич Гершевич. На одном из его уроков, по всей видимости, и зародилась у мальчика высокая мечта о военном деле и ратных подвигах. Получил направление от военкомата, проездные документы и поехал поступать сразу в Качинское высшее военное авиационное училище, располагавшееся в городе-герое Волгограде.  

Не отличавшийся отменными оценками в интернате, никогда прежде не летавший на самолете, Бимба поступил в училище с твердым намерением служить Родине, которая взяла юношу на полное государственное обеспечение и у которого, кроме родины, никого в этой жизни не осталось. Учиться в Каче, как ласково называли училище, единственному азиату было непросто, но когда тяжелая машина однажды подняла Бимбу Ринчинова в вечно синее небо, сомнения исчезли. Шел 19-й год со дня Великой Победы. На всю жизнь запомнилось, с каким уважением относились к военным пережившие ужасы войны волгоградцы. К примеру, там военные могли ездить бесплатно в общественном транспорте, а на рынке сердобольные хозяйки готовы были человеку в военной форме отдавать продукты бесплатно.   

Бимба Ринчинов. Фото: из личного архива.

Первоклассный полк

После окончания Качи Бимбу Ринчинова в числе лучших направляют на службу в Германию, где он стал участником известных событий в Чехословакии 1968 года. Сегодня о том времени он вспоминает так: «Мы прикрывали воздушное пространство, чтобы западные немцы не могли вмешаться в происходящее. Летали на самолетах Миг-21. Речь шла о выходе Чехословакии из Варшавского договора, а Советский Союз не мог этого допустить. Да, были введены танки, бронетранспортеры, взяты под контроль аэродромы, но никакого бесчинства, насилия не было. Все это было сделано, чтобы успокоить людей, притушить ситуацию. Причем к нам в часть приходили чехи, говорившие по-русски, и мы, обычные летчики, техники, механики, не будучи ораторами или лекторами, довольно легко переубеждали их. Партийно-политическая работа в армии тогда была поставлена на хорошем уровне».  

Повлияли ли события в Чехословакии на дальнейшие планы Ринчинова, но вскоре он принимает решение поступить в академию им. Ю.А.Гагарина в Монино. По окончании учебы его назначают сначала командиром эскадрильи в полк в г. Ивано-Франковск, а в 1980 году — на должность командира полка уже в Германии. Служил подполковник Ринчинов и в Грузии, где на аэродроме Вазиани в 1983 году по заказу политуправления Советской Армии для развивающихся стран был снят документальный фильм «Мастера воздушного боя». Главным героем киноленты решено было сделать Бимбу Ринчинова. Московского режиссера впечатлила судьба сироты-чабана из далекой Бурят-Монгольской АССР, выросшего не просто в летчика первого класса, а в образцового командира.

В короткометражном документальном фильме показано, как осуществляется обучение советских высококлассных летчиков, где все выглядит легко и даже весело. На самом деле именно в то время эскадрилья — а это 60 летчиков-истребителей и 40 боевых самолетов — напряженно готовилась к боевым действиям в Афганистане. Летная работа была выстроена таким образом, что даже вчерашних курсантов удалось подготовить за 2,5 года до уровня летчиков 1-го класса, что бывает чрезвычайно редко. Таким образом, абсолютно все летчики в полку Ринчинова стали первоклассными и потом достойно отработали боевые задачи в Афганистане. Тогдашнее командование ВВС высоко оценило проделанную работу. За отличную подготовку полка к боевым действиям Бимба Ринчинов был удостоен боевого ордена Красной Звезды.

Зачем нужна армия

Он может говорить о самолетах, армии, авиации бесконечно. За 30 лет службы в ВВС Бимба Ринчинов облетел небо Германии, Грузии, Средней Азии, Монголии, налетав в общей сложности более 2,5 тысячи часов. Перед самой пенсией довелось послужить на военно-морском флоте в г. Саки (Крым), где и сейчас находится центр подготовки корабельных летчиков. Туда в конце 80-х Бимба Ринчинов был направлен главным штурманом летчиком, в совершенстве освоившим к тому времени все типы самолетов МИГ, а также самолеты СУ-27, СУ-25.  

— Корабельному летчику необходимо взлетать с короткой дистанции и трамплина в 13 градусов, а потом, после выполнения полетного задания, посадить тяжелую машину на корабль, моментально погасив скорость с 240 км/ч до нуля. Чтобы это сделать, нужно при посадке зацепиться специальным ГАКом за один из четырех натянутых тросов, которые представляют собой довольно сложный механизм. У американцев, англичан, французов немного иная система, но в любом случае это высший пилотаж в авиации. Скажу только, что всех летчиков американских авианосцев, кто совершил более 100 таких посадок, американский президент знает в лицо, — рассказывает Бимба Ринчинов.

Командир истребительного полка полковник Ринчинов на приеме у члена ЦК КПСС 1-го секретаря бурятского обкома КПСС А.У.Модогоева. 1983 год. Фото: из личного архива.

Когда заходит речь о Российской армии, Бимба Бадмаевич говорит так: «Многое сегодня приходится слышать по поводу возрождения Российской армии, зачем нужна гонка вооружения, куда идут деньги. В СССР было более десятка летных училищ, а осталось одно в Краснодаре, где обучаются сегодня и военные российские летчики, и иностранцы. Только сейчас начали говорить, что этого недостаточно, что необходимо возродить и Качинское училище, основанное еще в царской России. Такая страна, как Россия, не может существовать без боеспособной армии, и локальные войны в этом деле имеют первостепенное значение. Одно дело на полигоне запустить ракету и совсем иное действовать в реальных боевых условиях. К примеру, через Афганистан прошли практически все вертолетные части тогдашней России. В Афганистане появились первые «стингеры», которые сбивали наши вертолеты, в ответ на что были придуманы «тепловые ловушки». То же самое можно сказать о Чечне и Сирии, где сегодня российские войска вынуждены в реальных условиях проверять работу техники, вооружения и летный состав. Я думаю, многие российские авиационные части побывали в Сирии, где работают сегодня не только военные, но и специалисты заводов-производителей, где все это изготавливается, где любая возникшая неполадка тут же корректируется в реальных условиях. Военным всегда нужна практика. Военные нужны не для ношения мундиров, участия в парадах и праздниках, а для того, чтобы защищать Родину. Все остальное — политика…».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 22 января 2020

Заголовок в газете: Ровесник Великой Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру