Сергей Босхолов: «Пyтин намерен переломить мнение, что власти действуют не во благо народа»

В Бурятии началось обсуждение поправок в Конституцию России

12.02.2020 в 05:14, просмотров: 918

Неизвестно, что задумывали инициаторы знаменитых январских поправок в Конституцию, но послание Владимира Пyтинa сработало на все сто. Нет сегодня такого человека в России, включая экспертов, общественников и представителей самой власти, кто не гадал бы на тему, что бы все это значило.

Сергей Босхолов: «Пyтин намерен переломить мнение, что власти действуют не во благо народа»

Поскольку во многих регионах уже началось активное обсуждение происходящего, мы предлагаем и местным экспертам высказать свои мысли по существу.

Наш сегодняшний гость — депутат Госдумы первого и второго созывов, четверть века назад вошедшего в группу по разработке Конституции Бурятии, а ныне доктор юридических наук Сергей Босхолов. Для удобства восприятия мы разбили речь Сергея Семеновича на тезисы.

фото: facebook.com
Сергей Босхолов.

Лес за деревьями

— Что такое конституционные инициативы Пyтинa — ограниченное перераспределение полномочий или реальная реформа власти? Мнений масса, и здесь уместно вспомнить слова великого Карла Маркса, который говорил, что при строгом научном анализе необходимо постараться увидеть за деревьями лес. Так вот, образно говоря, инициативы президента Владимира Пyтина можно представить только в виде неких деревьев. Что за лес за ними кроется — в этом и есть большая загадка. Попробуем вместе с вами ее разгадать.

Первое. Как мне представляется, Пyтин пришел к окончательному выводу, что дальше развиваться Россия в условиях чрезвычайной и ручной модели управления, созданной, кстати, им самим, уже не может. Сосредоточение всех рычагов власти в одних руках в рамках так называемой суперпрезидентской модели управления необходимо было после катастрофы 1990-х годов. Нужно было срочно выводить страну из ситуации хаоса, когда стояла реальная угроза распада страны и утраты российской государственности. Надо было решать задачи восстановления суверенитета России, ее обороноспособности и территориальной целостности.

Во-вторых, Пyтин поставил перед собой амбициозную и гигантскую по своим масштабам задачу — вернуть России ее былое могущество и достоинство, восстановить статус мировой державы, заставить Запад и весь остальной мир уважать наши национальные интересы. Ослабить пагубное влияние и результативность внешнего политического, экономического, культурного и духовного давления на Россию. В решении именно этих невероятно сложных задач Пyтин проявил себя выдающимся политиком, равным которому на нынешней мировой политической арене, пожалуй, нет.

В-третьих, создать в стране сильную и устойчивую систему власти, способную решать эти и другие задачи, особенно связанные с внутренним положением в стране, с ростом благосостояния народа.

И если с первыми двумя задачами в рамках суперпрезидентской власти удавалось вполне успешно справляться, то с третьей, на мой взгляд, стали возникать серьезные проблемы. В первую очередь они были связаны с очевидной слабостью правительства Медведева. Да и высшая законодательная власть в стране в лице Государственной Думы и Совета Федерации в рамках суперпрезидентского управления объективно была неспособна стать равновесным центром власти. Конституционные инициативы Пyтина по перераспределению властных полномочий назрели как никогда.

Сбить негатив

— Пyтин серьезно озабочен внутренним положением в стране, тем недовольством основной массы обычных людей, жизнь которых не стала лучшей. Высокий рейтинг Пyтина при низком доверии к правительству Медведева (формула «добрый царь — плохие и злые министры») стал серьезным фактором политического и социального риска.

Поэтому Пyтин первым делом намерен переломить сложившееся в массовом сознании мнение, что власть действует не во благо населения. Разрыв между богатыми и бедными по их доходам вырос до неприличных размеров. Децильный коэффициент составляет 1-16, тогда как нормой принято считать 1-6, 1-8. СМИ, в особенности многочисленными телевизионными сериалами и рекламой, навязываются населению недоступные большинству стандарты потребления, богатой жизни, которые вызывают массовую фрустрацию и девиантное поведение. Отсюда беспрецедентные меры по поддержке семьи, материнства и детства, первичного звена здравоохранения, школьного образования. Без малого на триллион рублей! Пyтин во главу угла внутренней социальной политики поставил тезис «О сбережении народа», о чем говорил еще Александр Исаевич Солженицын.

О самих поправках в Конституцию

— Не секрет, что в 90-х наша страна подобно нынешней Украине находилась под внешним управлением Запада. Точкой отсчета восстановления подлинного политического суверенитета я считаю март 2014 года, когда Крым вернулся в родное российское пространство. Почему появилась поправка об укреплении суверенитета? В действующей Конституции статьей 15, частью 4 установлено верховенство международного договора над нашим российским национальным законодательством. Это не что иное, как прямая угроза суверенитету Российской Федерации, ее национальной безопасности.

Статья 9, часть 2 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Природные ресурсы — это недра, полезные ископаемые, которые являются национальным достоянием России, основой жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. Они не должны находиться в частной собственности. «Газпром», вопреки известной рекламе, не является народным достоянием. Народным достоянием является газ, который он извлекает из недр. Пока он лежит там собственностью газового монополиста он не должен являться. Поэтомуто и установлен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который я считаю ничтожно низким и несправедливым.

Статья 13 гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». В целях обеспечения национальной безо-пасности России этот запрет необходимо исключить. Без общенациональной идеи, без общих государствообразующих стержней или, как часто говорят, без духовных и нравственных скрепов России трудно устоять перед современными вызовами и угрозами.

Все три указанные статьи содержатся в главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя», положения которой не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Положения этой главы, а также 2 и 9 могут быть изменены только путем принятия новой Конституции Конституционным собранием или всенародным голосованием на референдуме.

Баланс полномочий

— Страна — как самолет, а власть и управление — его экипаж. К сожалению, за 90-е годы произошло глубокое падение качественных характеристик кадров и всей системы управления. На высокие посты пришли люди, не имевшие представления о системах, которыми они должны были руководить. Из-за непрерывных административных перестроек и кадровых перемещений эти люди не связывают свое будущее с конкретным объектом управления, не осваивают знание о нем. Давно настала пора наводить здесь порядок.

Перераспределение властных полномочий направлено как раз на это. К ним нельзя относиться с таким легковесным мнением, имеющим чисто арифметическую основу. Мол, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Пyтин пошел на беспрецедентный шаг, предложив наделить Государственную Думу полномочиями по:

утверждению по представлению президента РФ кандидатуры председателя правительства РФ. В настоящее время она только согласовывает ее;

утверждению по представлению председателя правительства РФ кандидатур заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров, за исключением федеральных министров, входящих в силовой блок (статья 103). 

В разы повышаются роль и ответственность Госдумы, ее депутатов за состояние дел во внутреннем положении страны. Вместе с этим повышается и роль партий. По сути дела открываются новые возможности для настоящего партийного строительства в России. В идеале в будущем я вижу образование у нас в стране трехпартийной системы: на левом фланге — КПРФ, на правом — какая-то новая партия правого толка, типа СПС, в центре — консервативная партия, ядро которой составят представители нынешней «Единой России» и Общероссийского народного фронта.

Не случайно буквально на днях состоялся учредительный съезд совершенно новой партии «За правду» во главе с писателем Захаром Прилепиным. Хедлайнером мероприятия стал актер Стивен Сигал, которого уже предложили выдвинуть депутатом от Бурятии.

О Госсовете

— Вопрос о нем вызывает наибольший интерес. Статья 83 Конституции РФ дополнена положением о том, что президент «формирует Государственный совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России, приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного совета определяется федеральным законом».

Оппозиция, в частности, неолиберальная ее часть, представила это чуть ли не как намерение Пyтина через придание Госсовету столь серьезных функций усилить свою и без того сверхсильную власть. Мол, после отставки он останется во главе Госсовета и продолжит править страной. Чушь собачья.

В соответствии со статьей 80 Конституции именно на президента страны возложена функция обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также функция определения основных направлений внутренней и внешней политики. Внося такую поправку, Пyтин расширяет круг участников реализации этих важнейших стратегических функций главы государства. Можно даже сказать, создается высший коллегиальный орган политической власти.

Значительно повышается роль глав субъектов Российской Федерации и, ра-зумеется, их ответственность. Пирамида власти становится следующей. Наверху президент, затем Госсовет, Федеральное Собрание, правительство.

Хотя закона о Госсовете еще нет, могу высказать предположение о том, кто будет включен в круг его будущих членов.

  • Во-первых, председатели палат Федерального Собрания.
  • Во-вторых, члены правительства.
  • В-третьих, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
  • В-четвертых, лидеры партийных фракций в Государственной Думе.
  • В-пятых, представитель (лидер) ФНПР — федерации независимых профсоюзов России.

Возглавлять Госсовет, естественно, будет сам президент.

Никакого двоевластия при этом не создается.

Пораженные в правах

В поправках к Конституции предложено установить ограничения для замещения государственных и муниципальных должностей. Не должно быть гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, например, так называемой «грин карты».

Устанавливается возрастной ценз — не моложе 30 лет — для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и руководителей федеральных государственных органов, т.е. министров. Они должны постоянно проживать на территории России.

К президенту РФ — 35 лет и постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 25 лет.

Выводы

1. Пyтин осознает свою особую ответственность перед Россией и ее народом.

2. Пyтин всерьез намерен до окончания срока своих полномочий президента России выстроить такую систему государственной власти, которая способна адекватно отвечать на внутренние и внешние угрозы для нашей страны. Чтобы эта система и без него работала эффективно во благо народа России.

3. Он не намерен по примеру Назарбаева остаться на каком-либо посту. Лидером нации он является и сейчас, и наверняка еще длительное время после президентства его будут считать таковым.


|