В Улан-Удэ впервые в новом формате прошло совещание с правительством «Наша Бурятия»

Запрос на перемены и прорывные идеи

Бывший министр транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, а ныне гендиректор «Бурятэнерго» Сергей Козлов объяснил, почему он и его соратники по круглому столу в рамках открытого совещания с правительством «Наша Бурятия» поставили на первое место не газификацию республики, а электрификацию «дальневосточных гектаров» и отдаленных фермерских заимок.

Запрос на перемены и прорывные идеи
Участники круглого стола обсуждают прорывные идеи.

— Мы руководствуемся принципом: эффективность и быстрое внедрение. Исходя из этого максимальное количество голосов получил проект целевой программы энергоснабжения отдаленных территорий — изолированных поселков, малых форм хозяйствования и «дальневосточных гектаров», — огласил экс-министр первые итоги «своего» («энергетического») круглого стола.

А всего в тот день, 8 февраля, в помещении физкультурно-спортивного комплекса работало 12 круглых столов по всем направлениям — от экономики до культуры, участники которых брали мозговым штурмом самую, казалось бы, неприступную крепость под названием «Как нам обустроить Бурятию». Свою крепость брали участники круглого стола под патронажем заместителя председателя правительства Бурятии по инфраструктуре Евгения Луковникова. На мероприятии побывал корреспондент «МК в Бурятии».

Запрос на перемены

Инициатива проведения открытого совещания с правительством «Наша Бурятия» принадлежит Алексею Цыденову, а идея восходит из послания президента России Федеральному Собранию: «Сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают — в городах, районах, селах, по всей стране», — говорил Владимир Пyтин.

— У нас сегодня очень необычный формат — открытого совещания с правительством, чтобы как можно больше людей смогли поучаствовать в принятии конкретных решений, — сказал Алексей Цыденов, обращаясь к аудитории примерно в две тысячи человек, и благословляя их на большую работу. — По итогам этого мероприятия мы будем корректировать свою деятельность вплоть до внесения изменений в республиканский бюджет и наши региональные программы.

То есть все очень серьезно. Та же электрификация дальних ферм и дальневосточных гектаров (одно из сотен предложений) по цене, конечно, дешевле завершения строительства в Улан-Удэ ТЭЦ-2 и совершенно несопоставима по затратам с газификацией всей Бурятии. Но вряд ли это менее актуально, если учесть, что сотни семей уже взяли свои гектары, а многие — вдали от централизованных коммуникаций и теперь нуждаются в электроэнергии — чтобы жить, работать и развиваться.

— 3162 заявления поступило, 1077 заявлений одобрено. И это только начало. Открываются новые возможности и для малого бизнеса, и для притока туристов, и для развития агропромышленного комплекса. Кто еще не приобрел землю, возможность такая есть, — комментирует председатель общественного совета минтранса Бурятии Надежда Булатова.  

Люди знают лучше

Модератор круглых столов, объединившихся под темой инфраструктуры (ЖКХ, энергетика, дорожное строительство, пассажирский транспорт и прочее), депутат Народного Хурала Игорь Зубарев комментирует решение, принятое участниками круглого стола по формированию комфортной городской среды, — тоже епархия заместителя председателя правительства Бурятии по инфраструктуре Евгения Луковникова.

— Вы посмотрите! Круглый стол по поиску прорывных идей предложил организовать краудсорсинговую платформу по сбору идей! Молодцы! Хорошая мысль!

И в самом деле, в результате жарких споров и голосования победил проект создания специализированного сайта идей от жителей республики по формированию этой самой комфортной среды обитания. Эффективно? Да! Дорого? Вовсе нет! Зато гарантирована вовлеченность граждан в решение одной из самых актуальных для Бурятии проблем — создание благоприятных для жизни, работы и отдыха условий в городах, райцентрах, селах. Помните Пyтина: «Зачастую люди лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают». Опыт такого обмена идеями уже есть: в Улан-Удэ, многих райцентрах благоустроены территории, на которые методом голосования указали местные жители.  

Мозговой штурм

Идей и предложений — десятки. Для реализации одних нужны деньги и еще раз деньги — например, на капитальный ремонт ветхих инженерных сетей, на строительство ливневой канализации, моста через Селенгу, автовокзалов и трамвайных путей в микрорайоны, в которые их давным-давно следовало бы проложить, например, в тот же Энергетик. Участники круглого стола, обсуждающие транспортную подвижность (есть такой термин), отмечали, что в условиях тяжелейшей экологической ситуации развитие электрического транспорта в Улан-Удэ — задача номер один. И не поспоришь ведь!

Есть идеи, требующие не только денежных вложений, но и организационных усилий, такие как подготовка кадров и инвестиции в человеческий капитал.

— В отрасли ЖКХ сегодня внедряются новые требования и стандарты, а работники управляющих организаций в большинстве своем им не соответствуют. Людей надо учить, а это есть одна из важнейших инвестиций — в человеческий капитал, — говорит доцент кафедры ВСГТУ, председатель общественного совета минстроя Бурятии Даши Цыремпилов. — Здесь нужна помощь в виде оформления госзаказа на подготовку и переподготовку кадров для системы ЖКХ через центры занятости, например.

Член Общественной палаты Бурятии Татьяна Думнова считает, что проекты по инфраструктуре помогают снизить затраты бизнеса, а гражданам — улучшить качество их жизни.

— Завершение строительства Улан- Удэнской ТЭЦ-2 (модернизация системы теплоснабжения города, снижение тарифов для бизнеса и граждан, улучшение экологии), поиск альтернативных источников энергии (газ, уголь, дрова или электричество, возобновляемые источники энергии и их влияние на окружающую атмосферу), дороги с позиции ликвидации «пробок» и прочее, и прочее — все это заключается в слове «инфраструктура».

В числе проектов, которые получили максимальное количество голосов участников мозгового штурма, а, значит, вполне жизнеспособные — это включение Кабанского района Бурятии в Улан-Удэнскую агломерацию, в которую сейчас входят сам Улан-Удэ, Иволгинский, Тарбагатайский, Заиграевский и Прибайкальский районы. Мысль понятна — такой подход даст возможность комплексного развития транспортной инфраструктуры обширной и интересной с точки зрения туризма и экономики территории, и связал бы между собой все ключевые населенные пункты района.

Еще одна идея, которая, в отличие от большинства предыдущих, завязана на лоббистских возможностях. В правоте ее нужно убедить не только себя, но и российских законодателей. А речь о том, чтобы совместить по срокам проведение экологической и государственной экспертизы проектов строительства и делать это на базе учреждения госэкспертизы субъекта федерации. Выгода феноменальная, если верить утверждениям специалистов, что в случае принятия таких изменений в федеральное законодательство сроки возведения важных объектов сократятся как минимум на 1,5-2 года.

«Эпохальное событие»

Председатель общественного совета минтранса Бурятии Надежда Булатова, назвавшая открытое совещание с правительством событием «эпохальным», перечислила другие проекты, прошедшие проверку обсуждением и голосованием, и они тоже вдохновляют:

— Мы предлагаем предоставить льготы школьникам и студентам на проезд в пригородном пассажирском транспорте. Бурятия — один из четырех регионов России, где это до сих пор не сделано. Участники круглого стола также проголосовали за быстрейшее развитие малой авиации с точки зрения увеличения парка самолетов и географии полетов. Не нужно убеждать здесь собравшихся, как необходимы столице Бурятии новые автовокзалы и новые направления трамвайных рельсов.

— Хочу поблагодарить всех, кто откликнулся и принял участие в работе круглых столов, особенно ветеранов, — говорит зампред правительства Евгений Луковников, подводя итоги мозгового штурма. — Все наши проекты будут приняты к рассмотрению, включая, конечно, глобальные, от решения которых мы никуда не уйдем. Нас часто просят сделать что-нибудь с тарифом на тепло. Снизить его можно только при условии, что будет достроена ТЭЦ-2 и закрыты все неэффективные котельные города. В этом направлении мы проводим активную работу. Пока минэнерго России и минстрой России предлагают достроить ТЭЦ-2 без генерации электроэнергии, как котельную. Но мы настаиваем на своем варианте. Продолжаем работать.

Вот это заверение инфраструктурного зампреда важное — чтобы мероприятие не осталось лишь помпезным «сугланом», а сотни по-настоящему прорывных идей не утонули в шуме аплодисментов.

— По закону правительство Бурятии ежегодно публично отчитывается о своей деятельности перед депутатами Народного Хурала, — комментирует Татьяна Думнова. — Новый формат проведения отчета правительства позволил расширить границы территории законодателей и пригласить всех неравнодушных жителей Бурятии на встречу с членами правительства. Это — нестандартное решение главы республики как чиновника. Это не популизм Цыденова, это возможность для него и его команды установить конструктивный диалог с гражданами республики. Такой формат общения в духе современных требований и отвечает запросам наших жителей. Для того, чтобы общество и власть двигались в одном направлении, нужно, чтобы у всех были одни цели, а решение общих задач находилось бы на постоянном контроле граждан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 12 февраля 2020

Заголовок в газете: Одна цель – один путь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру