В Государственном Кремлевском дворце впервые отмечается Восточный Новый год

Говорит и показывает Бурятия

Перед гостями мероприятия выступают лучшие солисты и коллективы не только из Бурятии, но и мастера искусств из Калмыкии и Тывы.

Говорит и показывает Бурятия

В двух грандиозных представлениях отражается вся жанровая палитра искусства этих буддийских регионов России: музыкальный театр и эстрада, цирк и инструментальное народное исполнительство, этническое вокальное искусство и современная хореография.

Кроме этого Национальный музей Бурятии подготовил уникальную выставку, рассказывающую о культуре и быте народов Бурятии, а также экспозицию работ всемирно известных бурятских художников. В эти дни в Кремлевском дворце можно получить консультации врачей восточной медицины и составить астрологические прогнозы.

Пять стихий

По словам режиссера этой грандиозной постановки Леонида Ситова, для буддистов празднование Нового года в Кремле приобретает большую значимость.

— Годом Мыши открывается новый 12-летний цикл, новая эра! Именно поэтому мы решили придать особое значение пяти стихиям, которые считаются в буддизме основой мироздания. На впечатляющей по масштабам сцене Кремлевского дворца зрители видят метафорическое изображение воды, дерева, огня, земли и металла, а концертная программа отражена в соответствующих им пяти тематических блоках, — отмечает Леонид Ситов. — В праздничном шоу с использованием современных технологий и мультимедиа принимают участие около 300 артистов.

Театрализованное действо начинается с пролога, который посвятят великой защитнице учения Будды — Небесной богине Балдан Лхамо. Увертюру исполняет ансамбль морин-хуристов Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал». Представление открывают знаменитые на весь мир «гуттаперчевые девочки» из Бурятской республиканской цирковой школы. После «благословения богини Лхамо» перед зрителями разворачивается зрелище, в котором каждая новая сцена есть отражение учения буддизма о пяти стихиях.

Хореографическую композицию «Стихия воды» (I часть) представляют артисты Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц.Цыдынжапова. Это фрагмент из спектакля «Красавица Ангара» — единственного в стране национального балета, удостоенного государственной премии РСФСР имени М.Глинки. Стихию воды поэтично передает положенная в основу балета легенда о могучем богатыре Байкале, его дочери-красавице Ангаре, полюбившей синеглазого Енисея.

Стихия дерева (II часть) воплощается в выступлении артистов Национального театра песни и танца «Байкал». Здесь московская публика погружается в совершенно другой мир — мир таинственных тотемов: Хун-шубуун — праматери Лебеди, Буха-ноена — господина Быка, Буртэ-шоно — Синего волка. Зрители чувствуют силу и красоту бурятской природы: от свиста ветра на необъятном пространстве степей и таежных лесов до протяжного воя волков, от топота копыт лошадей до безмолвия Вечного синего Неба.

Танец «Борцы», акробатическая сюита «Лучники» и горловое пение, представленное народным артистом Бурятии Балданцэрэнэй Баттувшином, покоряют своей оригинальностью, огненным темпераментом, сильными эмоциями.

В хореографической композиции «Стихия огня» (III часть) принимают участие театр современного танца г. Улан-Удэ «Угол зрения», Тувинский музыкальный коллектив «Чиргилчин», государственный цирк Бурятии и другие исполнители. Вокально-хореографическая композиция «Стихия земля» (IV часть) объединяет представителей многонациональной культуры Бурятии и исполнителей из других восточных регионов: театр народной музыки и танца «Забава», государственный академический ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан», народный семейский ансамбль «Судьбинушка». Настоящий калейдоскоп разнохарактерных танцев, плясовых, шуточных песен и старинных обрядов никого не оставит равнодушным.

Символом 2020 года по Восточному календарю является Белая металлическая Мышь, поэтому финал шоу (V часть) проходит под знаком стихии металла. В заключительной части — шедевры мировой классики, а также произведения бурятских композиторов в исполнении солистов Бурятского театра оперы и балета. Также на сцене Кремлевского дворца — популярные артисты бурятской эстрады.

Кроме этого в Гербовом зале Кремля развернута обширная выставка, рассказывающая о культуре и быте бурятского народа и других народов, живущих в республике.

Место встречи

Национальный музей Бурятии представляет уникальный выставочный проект в Кремлевском дворце. Концепция выставки отражает актуальную сегодня идею сохранения многовековой дружбы народов, населяющих солнечную республику. Выставочный проект имеет 4 основных раздела: «Бурятия — место встречи, пространство без границ», «Бурятия — место силы, мистическая земля», мультимедиапроект «Ожившие полотна бурятских художников», анимационная программа Центра восточной медицины «Демонстрация методики пульсовой диагностики. От традиции к современности».

Любопытно, что проект «Бурятия — место встречи, пространство без границ» разместился в традиционной бурятской юрте, построенной прямо в Кремле. Внутри войлочного жилища показаны ритуальная и обрядовая основы Восточного Нового года — Сагаалгана: буддийские скульптуры, тхангка божества, ритуальные предметы, раскрывающие религиозные традиции праздника, а также памятники этнографии и работы современных авторов (гобелены из конского волоса, чеканка).

Второй раздел «Бурятия — место силы, мистическая земля» основан на архетипических образах, которые являлись неиссякаемым источником народного творчества, отражая душу народа в его мифологии, религии и искусстве. Свое вдохновение для создания новых шедевров бурятские художники до сих пор черпают из этой кладези. В современном изобразительном искусстве Бурятии нашли отражение шаманский символизм и буддистская концепция мировосприятия, где степь у кочевого в прошлом народа — центр мироздания. Все это перемежается с исторической памятью, хранящей вековую дружбу и добрососедство разноязыких народов Байкальского региона.

Третий раздел образует самостоятельный мультимедийный проект «Ожившие полотна бурятских художников». С применением современных мультимедиатехнологий на большом экране воспроизведены картины из коллекции Национального музея Республики Бурятия — полотна, демонстрирующие красоту и разнообразие природы Бурятии, озера Байкал и столицы республики — Улан-Удэ, «оживают» в музыкальном сопровождении, представленном традиционными бурятскими напевами.

И, наконец, четвертый раздел — анимационная программа Центра восточной медицины «Демонстрация методики пульсовой диагностики. От традиции к современности». В этом разделе представлены уникальные копии 4-х листов Атласа тибетской медицины, хранящегося в фондах музея и являющегося единственной полной копией тибетского подлинника XVII века. Здесь можно пройти пальцевую пульсовую диагностику, которой владеют врачи консультативного центра Восточной медицины. Диагностика по пульсу — это одна из выдающихся форм диагностики, придуманной человечеством. Традиционный восточный метод позволяет составить целостное представление о состоянии организма человека. Настоящий мастер-пульсодиагност может не только определить болезнь, ее причины и методы лечения, подсказать какой образ жизни вести, но также способен увидеть ваши сновидения и предсказать будущее. Также представлена выставка фитопрепаратов, изготовленных по древним рецептам из лекарственных трав Забайкалья.

Наша гордость

Национальный музей Бурятии, в частности, развернул экспозицию работ 19 бурятских художников, среди которых признанные мастера: скульптор Даши Намдаков, живописец Зорикто Доржиев, ювелир Жигжит Баясхаланов и другие.

— Для меня большая честь принять участие в праздновании Сагаалгана-2020. Где бы мы ни жили, где бы ни работали, в эти дни всегда мысленно возвращаемся на родную землю и вместе со своим народом встречаем Новый год, желая всем процветания и благополучия! Я рад, что на выставке в Кремле будут показаны и мои произведения как скромный вклад в общее дело развития бурятской культуры, — отметил в преддверии мероприятия Даши Намдаков.

Творчество Даши Намдакова — новое явление в мировом изобразительном искусстве третьего тысячелетия. Оно вобрало в себя культурные традиции Восточной Азии, прежде всего, Бурятии и Монголии. Феномен художника состоит в том, что, сохраняя национальные традиции, он работает в авангардистском стиле. Намдаков использует приемы формо-образования, символы и сюжеты буддизма, которые часто совмещаются в его творчестве с народной мифологией, историческими экскурсами, эпическими обобщениями. На выставке в Кремле можно увидеть модель монументально-ландшафтной скульптуры Даши Намдакова «Отец Байкал — Байкал-Баaбай» (бронза, литье, патинирование, размеры 7,6 х 6,8 м). Этот шедевр стал одним из главных событий прошедшего в 2017 году Московского биеннале современного искусства.

Скульптурный монумент установлен на Байкале — на острове Ольхон, в сакральном месте самого глубокого и чистейшего озера в мире, как призыв к осмысленному отношению человека к природе. В 2019 году состоялась презентация одноименного документального фильма кинокомпании «Остров», в котором скульптура Намдакова «Отец Байкал» стала отправной точкой в обсуждении экологических проблем.

Лейтмотив творчества другого всемирно известного художника Зорикто Доржиева — осмысление темы Великой степи и образа ее главного героя — Кочевника. В творческом методе художника переплелись традиции академической школы и культурное наследие кочевых народов Бурятии. Произведениям Доржиева свойственны характерные признаки культур Центральной и Восточной Азии: закрытость и погруженность в себя, пластическая аскетичность, лапидарность форм.

На выставке представлена скульптура Доржиева из серии «Новая степь», созданной им специально для 58-го выставочного проекта Венецианской биеннале, а также живописные работы разных периодов творчества.

Творчество ювелира Жигжита Баясхаланова демонстрирует глубокую связь с родным краем, которая претворяется в удивительные по форме и композиции изделия, воспевающие воинскую доблесть, духовность и красоту. Это искусно выполненные в традициях древнего военного искусства ножи и луки, анималистические скульптуры, олицетворяющие жизнь и быт кочевников-скотоводов.

Среди произведений бурятских художников, представленных на выставке, выделяются также работы Виктора Эрдынеева, Надежды Супониной, Чингиза Шенхорова. Представленные работы современных бурятских художников подтверждают мысль о том, что в основе бурятского изобразительного искусства лежат архетипические образы, испокон веков сопровождавшие человека, и ставшие источниками мифологии и религии. Экспозиция произведений бурятских авторов отражает историю Бурятии, культура и искусство которой тесно переплетены с традициями соседних стран и народов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 26 февраля 2020

Заголовок в газете: Говорит и показывает Бурятия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру