ТГК-14: «Мы крупная компания, но мы идем навстречу людям»

В ПАО «ТГК-14» готовы к диалогу с потребителями

Через два месяца в Улан-Удэ закончится отопительный сезон. «МК в Бурятии» встретился с заместителем директора по сбыту ПАО «ТГК-14» Василием Гайчуком и узнал, почему в этот сезон случился перегрев в некоторых многоквартирных домах, как обстоят дела с «батарейщиками» и почему на имени компании так любят хайповать депутаты и активисты.

В ПАО «ТГК-14» готовы к диалогу с потребителями

В некоторых квартирах была африканская жара

— Василий Анатольевич, отопительный сезон 2019-2020 гг. в Улан-Удэ подходит к концу. Что можно сказать по его поводу? Были бы жалобы на холодные квартиры у жителей города?

— На холод в жилых помещениях практически никто не жаловался. Мы сделали в нашем мобильном приложении и личном кабинете возможность сообщить о снижении качества услуг в «один клик» и подать заявку. Даже с учетом внедрения этого сервиса жалоб практически не было. Если случалась авария, мы успевали ее устранить до того, как температура в квартирах становилась ниже нормы. Зато проявилась другая проблема — в части домов произошел перегрев. В квартирах была настоящая 30-градусная жара. Наши службы также зафиксировали несколько десятков обращений, когда температура горячей воды в кранах у горожан достигала 85 градусов. Почти кипяток. Естественно, это опасно и может привести к тяжелым травмам жильцов. Отмечу также, что в коммуникациях современных квартир чаще всего встречаются полипропиленовые трубы. Слишком высокая температура воды, которая в них течет, резко снижает их срок использования. Например, если норматив составляет 25 лет, то при кипятке он может сократиться до 5 лет. То есть это чревато внезапными авариями и затоплениями.

— Из-за чего происходили такие перегревы?

— Чаще всего это случалось «благодаря» управляющим компаниям. Они либо в силу неопытности сотрудников неправильно эксплуатировали, либо преднамеренно выводили из строя устройства регулирования. Могли также на свой манер «отладить» работу теплового узла. Все это приводило к серьезным перегревам системы отопления и горячей воды. Тепло оставалось в их домах, а до соседних просто не доходило. При подготовке к отопительному сезону все эксплуатирующие организации должны устанавливать дроссельные устройства и автоматические клапаны смешения, это позволит равномерно распределить тепло между домами. Если устройства продолжат выводить из строя, компании грозит штраф. Но, конечно, хочется, чтобы до этого не доходило.

— Насколько тесно вы работаете сейчас с управляющими компаниями? У вас складывается диалог?

— Мы работаем очень плотно. Сейчас управляющие компании в Улан-Удэ практически не занимаются сбором денежных средств за отопление и горячее водоснабжение у населения. Мы эту сложную обязанность взяли на себя. И работаем напрямую с жителями. Управляющим компаниям остается следить за состоянием дома, проводить текущий ремонт. К сожалению, некоторые руководители организаций используют это в СМИ как демонстрацию своего особого отношения к ТГК-14. Считаю, что это больше политический ход. С большей частью управляющих компаний понимание есть.

Фото: пресс-служба ТГК-14.

Некоторые используют «батарейщиков» как платформу для личного пиара

— Давайте поговорим о так называемых «батарейщиках». Весь прошлый год владельцы квартир с отрезанными радиаторами жаловались на ТГК-14. Иногда казалось, что грязь на вашу компанию выливается безостановочно. Что в настоящее время происходит с этой сложной ситуацией?

— Сейчас центральное теплоснабжение восстановлено в 850 квартирах, 509 из них находятся в Улан-Удэ, 341 — в поселке Каменске. Отмечу, что проблема с отрезанными батареями в Каменске была многолетняя, теперь она решена на 100 процентов. В Улан-Удэ 104 человека пока отказываются от подключения. Мы работаем с ними, ведем разъяснительную работу. Напомню, что перерасчет мы начали проводить еще до поручения главы Бурятии Алексея Цыденова. Уже в мае прошлого года в ходе личного приема большая часть вопросов была решена. Потом было заседание у Алексея Самбуевича, мы взяли в работу остальные обращения. Сейчас все пункты по протоколу главы Бурятии с нашей стороны выполнены. Есть также решение Верховного суда Республики Бурятия и Верховного суда РФ, суть их, если кратко, сводится к следующему — даже если в жилом помещении нет радиаторов, за отопление платить надо, так как услуга оказывается через стояки и стены. 

В Улан-Удэ сейчас 115 тысяч квартир, которые мы обеспечиваем теплом, большая часть горожан оплачивает все вовремя, за что им большое спасибо. Должников, конечно, тоже хватает. Но есть группа людей, которая просто привыкла ни за что не платить. У них долги по коммуналке, по кредитам, по налогам. Ситуация сложная. Активисты не подавали ни одного обращения о том, что кто-то мерз. Вопрос у них только в том, что они не хотят платить. И хотят использовать все это как платформу для собственного пиара.

— Хайпануть хотят?

— Вообще люди любят набирать себе очки за наш счет. Например, депутат горсовета Виктор Ефремов неделю назад неожиданно пришел на комиссию по решению спорных вопросов начисления платы за отопление. Накричал на начальника нашего юридического отдела. Его «выступление» снимал местный телеканал. Такой пиар получился!

Еще один депутат горсовета Сергей Бурдиков сам попал в список «батарейщиков». В двух его квартирах отсутствовали батареи. В одной весной 2019 года радиаторы восстановлены, а во второй — пока нет. Он не платил за отопление в течение нескольких лет, суд ему отказал в перерасчете. Когда Сергей Бурдиков обратился в ТГК-14 за перерасчетом, он даже не сделал это лично, а отправил электронное письмо. Мы переслали его обращение мэру города Игорю Шутенкову. Администрация города посчитала, что оснований для перерасчета нет. Но при этом перерасчет, как и всем другим, ему сделали на основании протокола совещания у главы.

На сегодня всего несколько человек протестуют и их все время показывают во всех сюжетах.

Например, Цибенова Луиза Владимировна. Я лично с уважением отношусь к ее возрасту. Но категорически не согласен с ее позицией. На самом деле она сама обращалась с просьбой в ТГК-14, чтобы ей отключили радиаторы. Работники филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ей отказали. Тогда радиаторы ей отключил ЖЭУ-16. Это все зафиксировано в суде. По поручению главы республики ей также проведен перерасчет. Но она продолжает обвинять нашу компанию.

Пиар продолжается. Мы относимся к этому чуть-чуть болезненно, но с пониманием.

Группа активистов пытается выбить себе привилегии. В компанию обратилась одна из участниц: «Если мы шестеро никогда не будем платить за тепло, мы закроем группу, которая «против ТГК». Так работать нельзя. Естественно, мы отказали. Если мы каким-то людям дадим особые условия, это будет несправедливо по отношению к остальным горожанам. Наша компания работает с людьми, и эта работа должна быть продумана на многие годы вперед.

Как подключают объекты к теплу

— В рамках реализации многих как республиканских, так и федеральных целевых программ строится много жилых домов, социальных объектов. Хватит ли мощностей ТЭЦ, чтобы подключить всех к теплу?

— За прошлый год ТГК-14 выполнила подключения всех запланированных социальных объектов. Сделала это очень оперативно — еще в феврале, например, мы не знали, где и какие детские сады будут подключаться. А в декабре вся работа по подключению уже была закончена. В этом году, видимо, будет похожая программа.

Что касается плановых объектов в рамках инвестиционной программы, тут есть некоторые бюрократические проволочки. Есть программа техприсоединения объектов на 2020 год, которая находится на согласовании в минтрансе РБ с августа 2019 года. Напомню, на дворе уже март. К сожалению, это приводит к большой задержке сроков заключения договоров. Но ТГК-14 обязательно их все отработает.

У нас остались проблемы на котельной «Юго-Западная». В этом году тут пройдет масштабная реконструкция в рамках федеральной программы. Есть некоторые сложности с повысительной насосной станцией. Нужно станцию реконструировать, сделать мощнее насосы на ней.

— А что происходит с частным сектором? Насколько вероятно подключить дома к центральному теплоснабжению?

— Сейчас в Улан-Удэ, в отличие от множества других городов, подключено к центральному теплоснабжению больше двух тысяч коттеджей. Это очень большая цифра. Сама по себе процедура — дорогая. Не для конкретного владельца дома, а для всех остальных потребителей. Чтобы подвести к маленькому коттеджу тепломагистраль, нужно много усилий. Речь идет о постройке 300-500 метров теплотрассы — напоминаю, только для одного дома. Потери тепла в этой теплотрассе сопоставимы с потреблением этого коттеджа. Мало того, надо потратить несколько миллионов рублей, чтобы сделать само подключение. То есть в итоге мы больше тепла потеряли, чем оно до дома дошло. Эти потери потом распределяются на остальных жителей Улан-Удэ. Поэтому подключение некоторых домов вообще нецелесообразно. Но все-таки примерно 70 коттеджей в год мы подключаем — это те, которые находятся рядом с теплосетью.

Зимой платить больше, летом — меньше

— Много вопросов остается у потребителей по расчетам за тепловую энергию. С установкой приборов учета — как общедомовых, так и индивидуальных — все стало еще более запутанным. Есть ли изменения по начислениям и как во всем этом разобраться?

— В прошлом году мы вели разъяснительную работу с потребителями, вопросов было много у всех. Даже создали специальную страницу в Инстаграме. Формула расчета сложная, она принята постановлением правительства РФ. Отмечу, что многие жильцы перестали проверять индивидуальные приборы учета, как только появились общие. По нашим данным, сейчас работает только 54 процента индивидуальных приборов. А всего в Улан-Удэ смонтировано больше 900 общедомовых приборов учета. Это больше половины многоэтажных домов.

Перерасчет по приборам — непростая тема. Мы много раз обращались к главе Бурятии с просьбой перевести оплату за фактическое потребление, чтобы люди видели конкретные цифры и понимали, за что они платят. Но тут возникают сложности для социальных категорий населения — зимой надо будет платить больше, а летом меньше. Минстрой РБ проводил опрос, пока принято решение эту схему не менять. Кстати, в соседней Чите расчет идет по факту. Там был тяжелый переходный период, но сейчас горожане привыкли. Все понимают — летом будет ноль, а зимой побольше.

«Не обращайте внимания. Ну, чиновник»

— А что можно сказать по поводу должников-потребителей?

— В службе судебных приставов сейчас находится около 40 тысяч исполнительных производств, связанных с ТГК-14. Это большая цифра. Но недавно УФССП по РБ озвучило цифры по всей республике. 960 тысяч производств! Это сравнимо с населением всей Бурятии.

Люди не платят по разным причинам. У нас есть должники-чиновники высокого уровня, мы с ними вынуждены судиться. Мы разговаривали на эту тему с прокуратурой, нам сказали: «Не обращайте внимания. Ну, чиновник. И что? Подавайте в суд, получайте решение и отправляйте на удержание дохода на его работу». Так мы и поступаем.

На 1 февраля общий объем просроченной задолженности населения Улан-Удэ и Каменска составляет 401 миллион рублей. Сумма большая, но она постепенно уменьшается — в прошлом году за аналогичный период сумма составляла 422 миллиона. Люди стали осознаннее.

Мы большая компания, но мы идем навстречу людям. Предлагаем реструктуризацию долгов. Правда, не все хотят платить. Интересно, что многие активисты-«батарейщики» имеют задолженности не только перед нами, но и перед другими организациями — фондом капремонта, «Водоканалом»… У них есть просроченные кредиты и налоги… Все это легко проверяется на сайте управления судебных приставов.

— Несколько лет назад в Улан-Удэ была большая группа застройщиков, которая имела задолженности перед ТГК-14. Как сейчас с этим обстоит дело?

— У некоторых застройщиков долговые истории сохраняются. Например, мы готовимся к судам с ООО «Сити-Строй»». Задолженность за присоединение домов в 111 квартале составляет у компании 2 миллиона 600 тысяч рублей. Впереди — подключение дома на проспекте Строителей, там не оплачено больше шести миллионов. Есть застройщики, которые имеют задолженность за фактически потребленную тепловую энергию. У ООО «ПромГражданСтрой» — долги в несколько миллионов рублей. Подобные проблемы есть у семи компаний.

При этом есть много строительных компаний, которые своевременно выполняют обязательства, быстро строят дома. С ними приятно вести дела. Со многими мы на связи — электронная почта, ватсап, вайбер, все вопросы решаются моментально.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 11 марта 2020

Заголовок в газете: «Мы крупная компания, но мы идем навстречу людям»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру