Жители Улан-Удэ и городские власти не готовы к приходу большого паводка

Один раз в 100 лет

На Улан-Удэ, раскинувшемся на пересечении двух рек, уже давно надвигается серьезная проблема под названием однопроцентный паводок, тот самый, который случается раз в 100 лет.

Один раз в 100 лет
Наводнение 1998 года, г. Улан-Удэ. Фото: архив "МК".

Если расчеты верны, Улан-Удэ впору готовить законопроект об обязательном страховании частниками своих построек и саженцев хотя бы в районе Левобережья, потому что больше надеяться в случае прихода большой воды здесь будет не на что.  

Стройка века

Катастрофические наводнения в Верхнеудинске наблюдались в 1785, 1830, 1869, 1897, 1911, 1932, 1936, 1940 гг. Далее в 1971, 1973 и 1993 годах. В районе Левого берега под водой оказались тысячи домов и дачных участков, а после того как городские власти разрешили здесь строительство с регистрацией — десятки тысяч. В качестве единственного сооружения, которое способно их защитить, выступила бы городская дамба, проекты которой появлялись на протяжении всего развития Улан-Удэ.

Начать строить в столице Бурятии дамбу обещали еще двадцать лет назад, но только в 2011 году мероприятие по защите Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда было признано социально значимым и включено в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». В конце 2014 года минприроды Бурятии подписало с ОАО «Сибгипротранс» контракт на проектирование сооружения, заложило финансирование в бюджет, работа пошла, но неожиданно в 2017 году возникли задержки с согласованиями по экологической экспертизе и улан-удэнскую дамбу вычеркнули из программы.

Как сообщалось тогда в СМИ, в итоге положительное заключение на дамбу все же было получено, но экспертизу проект пройти не смог, так как мероприятие уже не имело подтвержденного финансирования. Проектировщикам не оставалось ничего иного, как подать в арбитражный суд Бурятии с требованием возмещения стоимости работ, где в итоге было заключено мировое соглашение и удалось выяснить некоторые новые подробности строительства дамбы. К примеру, учитывая длительность всей этой истории и возникшие казусы, большой проект постройки в Улан-Удэ дамбы, стоимость которой приближается уже к 7 млрд рублей, был разбит на пять этапов с той целью, чтобы каждый можно было включить в какую-либо программу.

В качестве первого этапа предполагается реконструировать уже имеющуюся дамбу на существующей набережной, построенной в конце 60-х годов на участке от автодорожного моста через Уду, створ улиц Балтахинова — Бабушкина, до автовокзала на ул. Советская. Вторым этапом сделать реконструкцию дамбы ниже по течению в районе очистных сооружений. Третьим (самым дорогостоящим) — построить дамбу для защиты всего правого берега Селенги. Плюс — соорудить подпорные стенки на двух участках по Уде.

Уберечь от катастрофы

По мнению сторонников проекта, дамба в 7 млрд рублей и протяженностью в десятки километров должна защитить от затопления полторы тысячи гектаров, где проживает сегодня не менее 50 тысяч человек. Своим появлением она сможет предотвратить ущерб в 319 млрд рублей и уберечь бурятских политиков от катастрофы, которую не смог избежать иркутский губернатор Сергей Левченко, в судьбе которого случился Тулун. Проблема состоит в том, что даже если проектировщики благополучно завершат проект к концу этого года и даже если хотя бы одна часть проекта попадет в какую-либо федеральную программу, строить спасительную дамбу в лучшем случае начнут не ранее 2022 года, до которого здесь может произойти все.

Понимает ли это глава республики Алексей Цыденов, которому, с учетом его заявления о намерении пойти на следующие выборы, надо немедленно решать этот вопрос? Понимает ли это полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев? В конце концов, что намерены делать мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков, администрация города, депутаты Улан-Удэнского горсовета, которым в итоге и предстоит, как деду Мазаю, спасать тонущих, вручать пострадавшим по 10 тысяч рублей и быть в вечном долгу перед жителями Левобережья. Не пора ли начать массированную кампанию по подготовке Улан-Удэ к большому паводку, и в обязательном порядке понудить каждое домохозяйство страховать свои постройки, имущество и прочее нажитое непосильным трудом.

Комментарий

Владимир Белоголовов, директор ОО «Бурятское региональное объединение по Байкалу»:

— Третий год подряд в Бурятии наблюдается многоводье, при котором вода в Селенге и Уде стоит довольно высоко с весны до осени, хотя аномальных осадков не было ни весной, ни летом. Раньше считалось, что большое наводнение в Улан-Удэ происходит раз в двадцать лет, но с момента последнего потопа прошло уже больше двадцати лет, и некоторые исследователи утверждают, что эти циклы поменялись. По моему мнению, многоводье может быть связано с началом масштабной деградации мерзлоты, которая и объясняет, почему наводнения на крупных реках не было, а подтапливало лишь притоки. В прошлом году от воды пострадали Джидинский, Кяхтинский районы. Считаю, что наводнение в Улан-Удэ, как и в двух предыдущих периодах, маловероятно. Но если это все-таки случится, высокая вода может стоять месяцами, к чему жители города и власти откровенно не готовы. Актуальным для столицы Бурятии остается подтопление от высокого уровня грунтовых вод, но от этой стихии не спасет и дамба. Считаю, что решение о строительстве дамбы для Улан-Удэ необходимо принимать лишь после получения выводов специальной комиссии по ЧС в Тулуне, а также результатов причин ЧС с жертвами на дамбе артели на реке Сейба в Красноярском крае в 2019 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 11 марта 2020

Заголовок в газете: Раз в 100 лет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру