Блогер Дмитрий Баиров: «Показывать в соцсетях, как люди ходят в туалет - не есть хорошо»

Блогеры и психологи Бурятии рассказали о жизни «напоказ» через призму соцсетей

Прошел почти месяц с тех пор, как у московского инстаграм-блогера с 1,6 млн подписчиков — «аптечного ревизорро» Екатерины Диденко — произошла трагедия. На праздновании ее дня рождения в столичной сауне погибли супруг и двое друзей из-за отравления углекислым газом от «сухого» льда, сброшенного в воду.

Блогеры и психологи Бурятии рассказали о жизни «напоказ» через призму соцсетей

Интернет-пользователи обратили внимание не столько на то, что девушка с красным дипломом фармацевта не предвидела исход химической реакции, сколько на то, что она освещала происходившее в сторис и прямых эфирах — и продолжает это по сей день. Общественность разделилась на два лагеря: одни осудили Катю за «опубличивание» горя, другие, напротив, поняли. «МК в Бурятии» поинтересовался у известных психологов и блогеров Бурятии, что они думают о «жизни» напоказ.

Блогеры

Александра Гармажапова, журналист (3855 друзей на Facebook):

— Любой вправе поступать так, как считает необходимым, если речь не о насилии. Разговоры же о морали — в пользу бедных: это вообще очень субъективное понятие. Кто-то сходит с ума ради хайпа, а кто-то чувствует себя не одиноким благодаря публичности. Участие той же Кати Гордон в дурацких ток-шоу, по ее признанию, имеет свою мотивацию — привлечение новых клиентов для юридической компании. В истории той же Екатерины Диденко значительную роль сыграть могло состояние шока. Чтобы знать мотивы ее поведения, нужно быть психотерапевтом. Навешивать ярлыки и ругать эту девушку можно сколько угодно. Но странно то, что ее готовы стереть в порошок, а коррупционера — не замечать в упор. Возможно, потому что он не ведет Инстаграм?

Тем не менее важно фильтровать что и зачем публикуешь. В противном случае рискуешь оказаться на месте Оксаны Самойловой — жены рэпера Джигана, которая спамила снимками миленьких дочерей и создавала образ идеальной семьи много лет. Сейчас за ее крахом наблюдают миллионы (без преувеличения) с поп-корном в руках. Сама делюсь думами в соцсетях, иначе разорвет, как хомяка — так много идей и мыслей в голове. Лайки и репосты — не самоцель, а свидетельство об обратной связи. Но есть и определенные правила.

Ксения Плеханова, владелица салона красоты (19,2 тыс. подписчиков в Instagram):

— Ситуация, связанная с московским блогером, стрессовая, а потому сложная. Но оценивать ее можно, только если оказаться на месте Екатерины Диденко. Возможно, девушка просто не отдавала отчет своим действиям, когда давала интервью федеральным каналам вскоре после того, как погибли ее муж и друзья. А, возможно, и «монетизировала» трагедию, ведь количество ее подписчиков сразу увеличилось на 500 тыс. человек. Но очевидно, что в данном контексте нарушены рамки, которые должны быть исходя при любом раскладе, исходя из специфики блога.

Информацию фильтровать необходимо даже в современных реалиях. Одно дело — обозревать какую-нибудь продукцию, оценивать ее, и другое — вещать о походе в туалете, работе ЖКТ и состоянии стула (знаю тех, кто действительно делает так). Я долго делилась переживаниями из-за развода и получала нарекания по этому поводу — мол, зачем выставляешь себя брошенкой и обиженкой? И тогда же осознала: недовольные найдутся всегда — и если ты говоришь, и если молчишь. Вот такая палка о двух концах.

Дмитрий Баиров, таксист (7,99 тыс. подписчиков на YouTube):

— Вообще сложно комментировать эту трагедию. Люди не ставили научный эксперимент, а просто развлекались. В результате погиб отец двоих детей. Может быть, Екатерина Диденко элементарно не осознавала, что делает, когда выкладывала сторис и трансляции, и делала это машинально, поскольку привыкла записывать все. Или, наоборот, слишком погрузилась в погоню за сенсацией. Конечно, зритель сам решит, на кого подписываться, а на кого нет. Однако внутренние ограничения должны присутствовать. Показывать в соцсетях, как люди ходят в туалет или бесятся с жиру, не есть хорошо. И не только это. Я не упоминаю родных в своих видео и не озвучиваю имена и фамилии других без их разрешения.

Ксюша Рыжая ksusha_ryzhay (неженственная блогерша, (29,3 тыс. подписчиков в Instagram):

— В стране, где смотрят реалити-шоу «Дом-2», не говорить о личных ситуациях через большие блоги просто нереально. На мой взгляд, Екатерина Диденко оказалась в шоковом состоянии, где показала привычное поведение — опубликовала происходящее в Инстаграм. Со стороны это выглядело как танцы на костях. Но не дай бог никому очутиться на ее месте. Ведь случилось огромное горе — погибли три человека, один из которых — супруг, а двое детей остались без отца. Блогеры — такие же люди, как и все остальные. Они тоже переживают, им тоже бывает плохо. Но порой эти моменты «передергиваются» на фоне хайпа, а между реальностью и виртуальностью, нормой и отклонением стираются границы. Авторы вываливают напоказ, как живут, а подписчики указывают, как им жить, причем в весьма грубой форме а-ля «А не похудеть бы тебе?». Рамки здесь определить сложно. Но у каждого имеются собственный уровень познания, жизненная позиция и существуют личные границы. Человек, который уважает чужие, уважает и свои. 

Лично для меня недопустимы многие вещи. К примеру, не обсуждаю вопросы семьи во всех подробностях. Не понимаю, когда демонстративно плачут на камеру или бесконечно твердят о проблемах в отношениях — «мы расстались», «мы сошлись». Чем больше «грязное белье» полощется, тем больше народа участвует.

Дора Хамаганова, журналист (4997 друзей на Facebook):

— В печальной ситуации с «сухим льдом» и стримами Екатерины Диденко нарциссизм и самолюбование просто зашкаливают. Многие интернет-пользователи смотрели леденящее душу видео последнего купания героев «шоу». Они готовились специально. Они знали, что это опасно. Но пошли на online-трансляцию ради хайпа и подписчиков. Выросло поколение «компьютерных стрелялок», для которого не существует границ между виртуальной и реальной смертями. Поэтому родителям надо не часами висеть в чатах о соцсетях, а больше разговаривать с детьми, давать душевное тепло, укреплять эмоциональную связь. Как утверждают эксперты, пассивное смотрение на монитор убивает нейронные связи в мозге, и человек, даже юный, стремительно деградирует. Несколько лет назад сотрудница пресс-службы Республиканской больницы имени Семашко запечатлела меня при визите к заместителю главного врача, ведущему гинекологу Бурятии Татьяне Чимитдоржиевой, а некоторые обвинили в моральном «падении» и нравственном разложении. Однако мои фото на гинекологическом кресле сподвигли сделать анализы на онкологию свыше 1000 жительниц нашего региона и помогли спасти от рака несколько десятков женщин. 

Алексей Сватов, фотограф туристско-информационного центра Бурятии, блогер на «Life Journal»

фото: facebook.com

Раньше стать героем было трудней. Надо было что-то сделать: пройти по воде, поставить рекорд, написать книгу толще головы, накормить хлебом пять тысяч людей человек. Сейчас завоевать авторитет проще. Все уперлось в количество подписчиков. Наверное, поэтому я равнодушен к Инстаграму. Не хочется знаться с людьми, которые забывают тебя, если не выкладываешь сторис пару дней. Эта соцсеть более клиповая. Время измеряют минутами, а через день забывают, что публиковали Всё сильнее скучаю по более-менее полным текстам и репортажам, к которым люди могут вернуться, найдя их через Гугл... Лайки - как наркотик, а наркотики разные. Для меня - кофе или сигареты, а для кого-то - героин. И та дама из сауны- яркий пример «тяжелых лайков».

Психологи

Татьяна Сенгеева:

— Наступила эра гаджетов, которая выпустила джина из бутылки и диктует новые правила. Дефицит живого общения компенсируется «лайками» в социальных сетях. Раньше люди переживали горе внутри, теперь «вываливают» его наружу и добиваются выгодной позиции. У Екатерины Диденко получился смягченный синдром утраты, поскольку о событиях ее жизни знало большое количество подписчиков. Девушка фиксировала каждый момент и, несмотря на состояние, стремилась выглядеть хорошо. Она видела, как другие выносят свое грязное белье на всеобщее обозрение, набралась опыта у них и не умеет действовать иначе. Не исключено, что такое поведение будет повторяться и впредь.

Сейчас многие люди существуют по схеме «утром — работа, вечером — дом» и принципу «день прошел, да и ладно». Они живут пустой, ненасыщенной жизнью, где не происходит ничего примечательного, а потому создается имитация бурной деятельности. Чтобы вызвать интерес к себе и стать центром внимания, человек показывает и рассказывает, что он ест, пьет и находит в Интернете. А уж когда оказывается свидетелем чрезвычайных происшествий, то не кидается на помощь их жертвам, а запечатлевает происходящее на камеру, носится с фото и видео и испытывает чувство сопричастности, словно пережил ситуацию сам.

Но если взрослые еще способны скрывать чувства, то молодежь и дети — уже нет. Они живут по иной шкале ценностей, выставляют себя напоказ, так как не научены презентовать иначе. А когда лишаются смартфонов и планшетов, лишаются и смысла жизни. Родители сами потворствуют этому, когда показывают ребенка в соцсетях или «отделываются от него» гаджетами. Недавно в моей практике был случай: мальчик уронил телефон в выгребную яму и не побрезговал полезть за ним туда. Все это вызывает даже не раздражение, а недоумение и сочувствие у тех, кто сохранил реальные контакты с окружающими. Они будто слышат «крик души»: посмотрите, я живой!

Наталья Семенова:

— Есть такое выражение: «На миру и смерть красна». Означает оно, что горести не так страшны, когда тебя окружают люди. Человек — существо социальное и нуждается в контактах и обратной связи. Стремление выставить свою беду напоказ — способ справиться с ней. Этим объясняются как бы «показные», бесконечные страдания Екатерины Диденко. Молодой вдове предъявить можно лишь то, что она довольно слабая личность, зависимая от окружающих и неспособная пережить гибель мужа в одиночестве или узком кругу родственников без последствий для психики. Эта девушка не инженер, не художник и не бухгалтер, чья сосредоточенная работа требует некоторой отстраненности от медиасферы, а блогер, чья деятельность предполагает зависимость от человеческого внимания. Причем блогер аптечный, рассказывающий о лекарствах и обязанный знать элементарные законы химии. Увы, и на старуху бывает проруха. Этот случай показывает не то, что человек делает PR на горе, а то, что не стоит полагаться на «болванчиков» из Интернета даже с миллионами подписчиков, когда дело касается здоровья и жизни. Из-за слепой веры доморощенным «пророкам» страдают настоящие профессионалы, методы которых часто и пафосно подвергаются сомнениям. Вообще же публичное освещение жизни в мелочах проистекает из желания «быть в теме», ощущать себя «живым» в социальных сетях. А оно, в свою очередь, из-за недостатка событий и отсутствия фантазии, когда интересные мысли мозг не воспроизводит, на интересное фото креатива не хватает. 

Владимир Гамбаров:

— Современные реалии таковы, что Интернет и соцсети прочно вошли в нашу жизнь. Сложно найти человека, не знакомого с ними, тем более среди молодежи. С одной стороны, эти площадки используются для обмена информацией, продвижения рекламных продуктов и прочих нужд, а с другой — способствуют погружению в виртуальный мир и нахождению там 24/7. Личная жизнь отображается фотографиями и видеороликами на странице и ленте. Однажды я отправился в командировку и в поезде стал свидетелем, нет, даже участником того, как девушка снимала себя на телефон чуть ли не каждые три минуты, а на станциях просила об этом окружающих, включая меня.

По своей природе человек социален, эмоционален, несколько зависим от окружающих и привязан к ним. Жажда похвалы и одобрения, заботы и внимания имеет право на существование. Но иногда она выходит за рамки человеческого и внутриличностного суждения и превращается в форму, если не цель жизни. Как результат, одни люди строят отношения на основе оценок и комментариев других. Трансформируется мышление, зарождается восприятие, которое мешает нормальному взаимодействию с остальным, здоровому восприятию критики. Оно порождает стремление показывать свою жизнь во всех аспектах и проявлениях через интернет-ресурсы и «выуживать» хотя бы долю внимания. Если этого не происходит, идут ва-банк — на провокацию, манипуляцию, шок-контент. Изменить «невротика» невозможно и лечить бесполезно, пока он сам не увидит проблему и не перестанет прятаться за стеной собственных убеждений в хитросплетениях мировой паутины.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 18 марта 2020

Заголовок в газете: За стеклом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру