Как уже много раз повторено, от невидимой напасти пострадали десятки сфер деятельности, включая общепит, туризм, сферу услуг, спорта, культуры, торговлю непродовольственными товарами, индустрию развлечений и прочее — без малого пять тысяч предприятий в Бурятии.
Перед большинством предпринимателей вопрос стоит не в том, как пережить режим жестких ограничительных мер, а в том, как выжить. И насколько этому поспособствуют меры поддержки, обещанные правительствами России и Бурятии.
О том, чего же хочется получить от региональных и федеральных властей и как приходится перепрофилировать свою деятельность, корреспонденту «МК в Бурятии» рассказали некоторые представители малого и среднего бизнеса.
Зинаида Юмтарова, директор медицинского центра «Сонар»
– В отличие от многих организаций, которые остановили работу, медицинские учреждения продолжают ее — независимо от форм собственности по приказу Минздрава. И наше — не исключение. Но оно было вынуждено оптимизировать силы и средства — прекратить плановый прием и оставить лишь экстренный. УЗИсты и гинекологи лично принимают пациенток с резкими болями и сильными кровотечениями, остальных контролируют дистанционно. Они замеряют свои параметры и сообщают о самочувствии по телефону и через интернет. Однако в подобном «ручном режиме» мы «ведем» только тех, кто уже поставлен на учет и дообследован. К прежнему формату вернемся тогда, когда ограничения будут сняты. Поскольку и государственные больницы сейчас ограничены либо загружены, частные клиники теоретически могли бы взять на себя часть их обязанностей и оказывать медпомощь по полису и прочим нуждающимся. Практически же — нет, ибо вправе принимать исключительно по направлению, которое получить сегодня проблематично. Мы представляем размер собственных потерь, но надеемся на поддержку государства — снижение ключевой ставки, налоговых нагрузок плюс единого социального налога хотя бы на 50% в течение шести месяцев. И, конечно, хотим сохранения заработных плат для 19 своих сотрудников, так как дорожим каждым из них, договариваемся насчет арендной платы и коммунальных платежей. Ресурсоснабжающие организации готовы подождать, но не «простить».
Лариса Хлыстова, основатель модного пространства «LARA BENAR»
– Сегодня и в Чите, и в Улан-Удэ у нас закрыты точки сбыта. Но если в соседнем городе еще есть бесконтактная доставка, которая и держит на плаву, то в бурятской столице — уже нет. Впрочем, здесь она и не пользовалась особым спросом. Алексей Цыденов заявил, что субъекты МСП получат отсрочку по налоговым и кредитным выплатам. Но точки розничной продажи не рассчитывают на такие поблажки. Наш магазин планирует поддерживать своих сотрудников, сколько хватит ресурсов. И все-таки надеется на скорейшее улучшение эпидемиологической ситуации, окончание «вынужденных каникул» и выход из кризиса в точке безубыточности.
Иван Худяков, основатель группы компаний «Салют Орто» по изготовлению протезно-ортопедических изделий
– Сейчас наше производство остановлено полностью. И на то есть несколько причин. Во-первых, из Москвы прекращены поставки почти всех необходимых комплектующих. Во-вторых, отменены госконтракты: специалисты, которые занимаются закупками, тоже находятся на «каникулах». И, в-третьих, само предприятие поддерживает ограничения и не принимает клиентов, чтобы не провоцировать дальнейшее распространение коронавирусной инфекции. Сейчас мы не генерируем прибыль, а считаем убытки. Бизнес хоть и небольшой, но каждый месяц на зарплату, налоги, кредиты требуется порядка 630 тыс. рублей. Бизнесу предлагается сегодня отсрочка по платежам. На самом деле, я считаю, бизнесу нужны налоговые каникулы, вызванные совершенно объективными причинами. Нет разницы, когда платить налоги, сейчас или через два месяца. Их все равно придется отдать, но через 2 месяца это может вызвать более сложную финансовую ситуацию.
Зоя Яо-Фун-Тан, представитель школы танцев «Dance Hall»
– В феврале мы понесли убытки из-за трехнедельного карантина по ОРВИ и в марте сработали «на опережение». Поскольку обучаем танцам детей от 4 лет, за которыми приходят родители, не стали рисковать здоровьем тех и других. Едва узнали, что в Улан-Удэ появился первый очаг коронавируса, приостановили деятельность до того, как в Бурятии был объявлен режим полной изоляции, и подали заявление об арендных каникулах до конца текущего месяца. Арендодатель пошел навстречу, за что ему огромная благодарность. Будем гасить небольшие коммунальные платежи, между тем как некоторые — покрывать арендную плату полностью или частично. После обращения президента планируем подавать аналогичное заявление и на май. И преподаватели, и ученики хотели бы хорошо закончить учебный год. Поэтому мы организуем дистанционное обучение — снимаем видеоуроки и отправляем воспитанникам. Причем делаем значительную скидку на абонементы, потому что не вправе требовать полную сумму на «удаленке». Но не можем сохранить прежний уровень доходов даже на таких условиях. Основная проблема здесь — неважное развитие интернета. Многие отправили ребятишек в деревни, где он ловит плохо или не ловит вообще, поэтому от подобного формата отказываются. Поддерживаем и педагогов, чья зарплата сдельная и зависит от количества часов и ребят. ИП нужно бояться даже не того, что закончатся деньги. Можно «покрутиться», если будут перспективы. Но нужно ли «барахтаться», если их не будет? К тому моменту, как мы возобновим работу и восстановим доступность услуг, люди, возможно, не обретут свою платежеспособность и не вернут спрос на них, ведь это не товары первой необходимости. Знакомый, работающий в бухгалтерской сфере, уже готовит документы на банкротство по двум фирмам, ставшим жертвами коронавируса. Поэтому бизнесменам нужны реальные меры — и не только как юридическим, но и как физическим лицам — субсидии от государства, «заморозку» коммунальных платежей, ипотечных и потребительских кредитов, выделение материальной помощи адекватного размера.
Наталья Семенова, владелица частного охранного предприятия «Альфа-Плюс»
– На помощь властей не рассчитываем, на понимание арендодателей — тоже. В договорах есть пункт «форс-мажор», от которого и будем «плясать». Если люди войдут в положение, продолжим сотрудничество, на «нет» и суда нет. Мы понимаем, у всех проблемы, поэтому пока не отключаем неплательщиков от пульта централизованного наблюдения. Но после «карантина» очень рассчитываем на оплату наших услуг. Не снимаем охрану с объектов и усиливаем их защиту от хищений и нападений и потому, что скоро произойдет бум краж и грабежей. Долго по домам сидеть смогут не все. Некоторые решатся выйти на скользкую дорожку. Магазины же не боятся продавать продукты, а аптеки — лекарства, так чего ворюгам переживать? Любая беда для преступников — отличная возможность наживы, а полная самоизоляция населения — еще и минимальная возможность заражения. Надел масочку — и пошел на дело. При сушествующем разрешении видеокамер, стоящих на многих базах и торговых точках, их не опознают даже при большом желании. Экономия на охране обернётся серьезным крахом. На «дистанционку» охранному бизнесу перепрофилироваться сложно — интернет «виснет» и, скорее всего, эта тенденция только усилится. Так что все онлайн-курсы, лекции будут очень нервировать из-за качества связи. Вообще же проблема неоплаты в нашей сфере существовала и до появления коронавируса, и до падения рубля. Вопросы с должниками будут решены через суд, документы уже поданы.
Леонид Гармаев, представитель ООО «Высота 03»
– В сфере туризма Тункинский район вместе с гостевыми домами и гостиницами закрыт до 1 июня — так же, как и Монголия. Доходы, которые раньше шли от турпотока, теперь не поступают. Пока мы не предоставляем услуг, но формируем турпродукт — разрабатываем системы его продажи и онлайн-бронирование, планируем обучение персонала на «удаленке». Также трудимся над запланированным турниром по смешанным единоборствам ММА «Битва на Саянах. Возрождение легенды», посвященным памяти бойцов, погибших при исполнении служебного долга. Проведем турнир если не в текущем году, то в следующем, как раз будет время на тщательное продумывание этого мероприятия. В общем, готовимся к светлому будущему, к тому, что продолжим работу, когда обстановка стабилизируется. А она стабилизируется рано или поздно. Единственное, что хотелось бы получить от государства — кредитные каникулы, чтобы просуществовать до этого момента и сэкономить оставшиеся средства.
Алена Ткачева, владелица магазина китайской косметики «Funny Panda 03»
– Мы закрылись, но, хочется верить, откроемся. До недавнего времени распродавали запасы, в настоящее не договариваемся о поставках: товар идет дольше, и доставка стала дороже раз в пять. Несем убытки и сейчас переходим на доставку по Улан-Удэ. Обслуживание счетов и оплату «коммуналки» не отменяли. По выплате налогов пояснят - что уберут, а что оставят. Страховые взносы сделать пришлось в полном объеме, так как до конца прошлого месяца по этому поводу не поступало указаний, все носило рекомендательный характер. Надеемся хотя бы на перерасчет аренды, а вот на поддержку государства не особо - ее получат далеко не все. Главное, что (и чтобы) не грянул дефолт.