Жительниц Бурятии не выпускают из Китая в Россию из-за коронавируса

Между Сциллой и Харибдой

Вот уже три недели две уроженки Бурятии пребывают на северо-востоке КНР - в находящейся под ее юрисдикцией провинции Внутренняя Монголия, и всего в 4 километрах от российско-китайской границы. Но пересечь ее не могут.

Между Сциллой и Харибдой
в одном из аэропортов Китая

«Железный занавес» между двумя странами «повесила» коронавирусная инфекция. Корреспондент «МК в Бурятии» связался с землячками и выяснил, как у них обстоят дела и есть ли перспективы.

В Китае запрещено большинство соцсетей и приложений, которые есть в Европе. Тем не менее, нам удалось пообщаться через один из мессенджеров, и выяснить следующее: каждая из моих собеседниц попала в Поднебесную своей дорогой, которые сплелись в одном месте и практически в одно время.

Валентина Трус прилетела в «кузницу мира» по работе, а заодно - и на отдых 19 января 2020 года, когда на заграничные вояжи не были наложены никакие запреты. Из Саньи она отправилась в Гуанчжоу (где переждала период вспышки), затем - в Хух-Хото, после - в Маньчжурию (куда добиралась трое суток чуть ли не на перекладных, по пути ночуя в аэропортах из-за местного негостеприимства) и собиралась в Москву. Однако авиарейс на 11 апреля оказался отменен из-за вспышки эпидемии, а за все месяцы билеты «аннулированы» три раза.

Валентина Трус

«Многие спрашивают, мол, почему мы не полетели тем самолетом из Уханя? Отвечаю: лично я не помчала бы в эпидцентр, а оттуда - к семье, о которой думала в первую очередь, и не повезла бы инфекцию на себе».

Валя решила воспользоваться советом генерального консульства РФ в Харбине и пойти другим путем - добраться до пункта пропуска в Забайкальске, чтобы пройти его и попасть на родину. Но когда находилась на полпути к заветной цели, пассажирское сообщение приостановилось без предупреждения. И девушке, кстати, не посещавшей «коронавирусные» города, пришлось задержаться на чужбине.

Елена Герасимова

Елена Герасимова заехала в Китай как турист 15 января - до начала эпидемии, имея здесь годовую регистрацию и получив водительское удостоверение, и решилась выдвигаться домой лишь после ее окончания. Однако 28 марта по известным причинам был отменен рейс «Пекин-Москва» на 10 апреля - единственный в Россию на тот момент.

Вскоре стало известно о наземных погранпереходах, через которые границу пересечь можно пешком в нескольких местах. Все они оказались закрыты, а открыт единственный - «Маньчжурия-Забайкальск». Но и тот «захлопнулся» по обоюдному решению с 8 апреля, а Лена добралась до места назначения лишь 9-го. Перед этим, по ее признанию, намучалась в аэропорту Харбина, где девушку не пускали ни попить, ни в туалет сходить, а четыре часа «таскали из угла в угол» и задавали странные вопросы вроде: «Какое гражданство у вас?», хотя загранпаспорт лежал на виду. «Наконец, появилась сотрудница в защитном костюме - не отходила от меня ни на шаг и даже провожала до самолета, куда я ехала в пустом автобусе, после остальных пассажиров», - вспоминает Герасимова.

10 числа она вместе с Валентиной и одним парнем попытали счастья - пришли на место в надежде, что приграничная охрана пропустит их в виде исключения. Однако та и близко не подпустила - прогнала с криками и угрозами. Зато вечером, когда стемнело, уверяют девушки, выпускала граждан КНР - по 16 человек за час - в обратную сторону.

Поскольку в родные Пенаты вернуться не удалось, соотечественницы поселились в расположенной неподалеку от границы дешевой гостинице, которую едва отстояли вместо дорогой (предлагаемой китайской стороной) и проживают там за собственный счет. Правительство России выдало материальную помощь ее гражданам, «застрявшим» за рубежом - но, как оказалось, не всем и не сразу.

- Люди неоднократно подавали анкеты на эвакуацию и ожидали реакции сутки, да так и не дождались. Я тоже заполняла опросник по всем правилам - отправляла фото паспорта, скрины отмененного билета, данные банковской карты. Писала в Вотсап по номеру для обращений граждан на сайте госуслуг, где запрос также проигнорировали, - говорит Елена. - Насколько знаю, некоторым финподдержку оказывали, но не в таких масштабах, о каких заявляют. Кому-то разовую по 3-4 тысячи рублей. Кому-то выплачивали три дня, кому-то -  неделю. На этом все. А народ по-прежнему в критической ситуации. Лично мне помощь не предоставляли при полном праве на нее до последнего момента. Только 24 апреля перечислили 33,6 тыс. рублей за  последние 14 дней. Зато в Улан-Удэ к матери приходили сотрудники УФНС и требовали заплатить мои налоги за машину. 

- Я просила поспособствовать переходу через границу. Куда мы только не писали. Обращались и в российское посольство, и в китайское, - рассказывает Валентина - Если в первом говорили нечто вроде: «Денег нет, но вы держитесь», то во втором - «Сидите и ждите». Между тем, финансы иссякали вместе с провизией, масками и антисептиками, а поступление дополнительных средств индивидуальной защиты не ожидается, хотя потребность в таковых имеется. Ведь иностранных гостей - потенциальных или реальных источников коронавирусной инфекции - даже при полной экипировке опасаются местные жители и при виде них перебегают на противоположную сторону улицы.  

Отель, где живут девушки

Лена отмечает: возможно, власти Маньчжурии против скопления тут иностранцев (это на уловила из разговора). Фактически же непонятно, почему последним так сложно передвигаться. И хотя подмога поступает от неравнодушных людей (в том числе 38 тыс. рублей из фонда БРО партии «Единая Россия»), рано или поздно перспектива потратить оставшиеся средства и оказаться на улице,  а следом - и на двухнедельном карантине в менее бюджетном отеле опять-таки на свои кровные может превратиться из бледного призрака в суровую реальность. При подобном раскладе есть риск не только не оплатить проживание и схлопотать штраф, но и не выбраться из страны при такой возможности.

Прошение к китайское стороне

Сколько времени придется провести здесь и удастся ли выехать до конца апреля - решительно не понятно. «Мы не требуем организовать чартерные рейсы - делать это будут вряд ли. Да и надо ли? Некоторые покупали билеты на них из Шанхая за 50-70 тыс. рублей, но никто так и не улетел, - поясняют землячки. - Просим лишь открыть временный коридор через наземный погранпереход, чтобы преодолеть его хотя бы на своих двоих. Таким образом вернуться не прочь еще около 30 россиян, включая улан-удэнца Виталия, который тут с декабря. Водитель фуры, он попал в ДТП, обвинялся в причинении легкого вреда здоровью и находился под следствием все это время. Должен был отправиться обратно 12 апреля, к жене, недавно родившей ребенка, но увы…».

Справедливости ради надо отметить, что наше консульство подавало прошение по этому поводу и поддерживает связь с Валей и Леной, но и само ждет изменения ситуации. А ее наряду с вышеописанным осложняет и тот факт, что жители Забайкальского края и всей страны не жаждут видеть соотечественников и, более того, требуют не запускать их: осуждающими, а то и злобными комментариями кишмя кишат социальные сети. Девушки понимают человеческие опасения, но не малодушие:

- Мы осознаем всю ответственность. Может, надо было пораньше узнать о переходах, может, организованнее выехать. Но не все имели эту возможность: у одних не завершился рабочий контракт, у других - не закончился учебный процесс. Сейчас в Китае утряслось положение с эпидемией, а вот в России, наоборот, усложняется. Мы должны отправиться, где она бушует, и мы должны бояться, по идее.

Елена Герасимова уверена в том, что вернется домой, где, помимо кредита и съемной квартиры, ее ждут родители и домашние животные, оставленные на их попечение. «Собачку люблю очень. Ей три с половиной года, и мы впервые расстались так надолго - на четыре месяца. Обычно не дольше месяца. Наверное, забыла меня совсем, - сокрушается собеседница - Хочется назад не столько чтобы заплатить пресловутые налоги, сколько чтобы помогать родным, в том числе маме при лечении несовершеннолетнего брата-инвалида, обеспечивать себя и крепко стоять на ногах.

Корреспондент «МК в Бурятии» обратился за комментарием относительно происходящего в пресс-службу Читинской таможни, где проинформировали: многосторонний автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» включает два направления - грузовое, которое функционирует (правда, за последние пару недель правительство КНР ограничило движение транспорта до 10 автомобилей в сутки), и пассажирское, которое закрылось давно откроется открыто неизвестно, когда, но понятно, кем. По всей видимости, решение принимают китайские власти, ибо российские не располагают основаниями для отказа.

- По данным Генерального консульства России в Харбине, на сегодня отсутствует информация о сроках открытия погранпереходов на российско-китайской границе, включая ПП «Забайкальск — Маньчжурия», - заявили нам в представительстве МИД России в городе Улан-Удэ. - Вместе с тем в приоритетном порядке мы прорабатывает данный вопрос. Как только появится конкретная информация, сообщим об этом на официальной странице генконсульства https://vk.com/rusconsulharbin.

Круг замкнулся.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру