Ученый из Бурятии сравнил «коронавирус» с Великой депрессией и предложил меры ее преодоления

Зорикто Дондоков убежден, что у России хватит ресурсов для преодоления кризиса

Наступившая весна не радует людей. Новости похожи на фронтовые сводки. Болезнетворный вирус по всему свету творит черные дела. Пандемия коронавируса ведет мир к глобальному кризису.

Зорикто Дондоков убежден, что у России хватит ресурсов для преодоления кризиса

С вопросами по оценке возможных последствий пандемии и их преодолению редакция «МК в Бурятии» обратилась к заместителю председателя Бурятского научного центра СО РАН, доктору экономических наук, профессору Зорикто Дондокову.

— Зорикто Бато-Дугарович, с чем можно сравнить разворачивающийся кризис?

— По масштабам «коронавирусный кризис» можно сопоставить только с Великой депрессией, начавшейся в 1929 году. По оценкам экспертов, экономический спад во многих странах составит не менее 5%. Вместе с тем этот кризис гораздо шире и глубже. Введение карантина (режима самоизоляции) подрывает одну из основ глобализма — свободное перемещение людей. Кроме того, затрудняется движение капитала, товаров, технологий.

Зорикто Дондоков.

— К каким последствиям приведет пандемия коронавируса? Что изменится в нашей жизни?

— Меняются приоритеты у людей и общества в целом. В чрезвычайных ситуациях обостряются проблемы обеспечения базовых потребностей: безопасности, здоровья, минимального потребления.

По всей видимости, будет создаваться система медицинской безопасности с особыми подразделениями медработников, инфраструктурой, системой обеспечения, включая страхование. Люди будут больше ценить здоровье: свое и окружающих.

Пандемия нанесла тройной удар по модели «общества потребления», в основе которой лежит стремление к максимальному потреблению. Во-первых, введение режима самоизоляции исключает возможность потребления множества товаров. Во-вторых, запрещена или ограничена деятельность предприятий торговли, сервиса, развлечений. В-третьих, в условиях сокращения доходов население вынуждено экономить. Значительно снизятся объемы потребительского кредитования. Жить в кредит за счет будущих доходов становится рискованно.

— Как кризис скажется на экономике Республики Бурятия?

— Наибольшие потери несут отрасли, пострадавшие от ограничений на свободное перемещение людей. От сокращения авиа- и ж/д пассажирских перевозок в первую очередь пострадали крупные транспортные узлы, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск. Большой урон ожидается в экономике Краснодарского и Ставропольского краев, специализирующихся на отдыхе и санаторно-курортном лечении. В Бурятии эти отрасли развиты гораздо слабее, поэтому потери в них будут незначительными.

От режима самоизоляции в республике в наибольшей степени пострадали предприятия общественного питания, сферы развлечений и досуга, бытовых услуг, торговли, пассажирского автомобильного транспорта. Критическим сроком для многих из них станут ближайшие год-полтора, в течение которых возможно будет решена проблема массовой вакцинации населения от коронавирусной инфекции.

В связи с высокими рисками будут замораживаться крупные инвестиционные проекты с большим сроком окупаемости в добывающей промышленности, энергетике, транспорте.

— Вечный и всегда актуальный в России вопрос: что делать?

— Наиболее острая проблема на ближайшее время — обеспечение занятости населения, сохранение действующих и создание новых рабочих мест. Основным механизмом рыночной экономики является наличие спроса на продукцию. Если его нет или он недостаточен, то производство должно быть закрыто.

Спрос включает 4 составляющих: потребление домашних хозяйств, государственные закупки, сальдо ввоза-вывоза, частные инвестиции. В ближайшей перспективе трудно ожидать увеличения потребительского спроса населения, как и прироста инвестиций. Подавляющая часть государственных закупок финансируется из федерального бюджета. В силу этого основной упор в Бурятии должен быть сделан на политику увеличения собственного производства за счет вытеснения завозимой продукции.

В первую очередь это относится к сельскому хозяйству. Бурятия должна полностью обеспечивать себя овощами. Значительные резервы есть и в других подотраслях. Важно обеспечить деятельность сельхозкооперативов, комплексное стимулирование производства, переработки местного сырья и реализации готовой продукции в торговой сети.

Новое — это хорошо забытое старое. Наверное, следует вспомнить опыт предшествующих правительств Бурятии, включая деятельность министерства местной промышленности и подведомственных ему предприятий. По всей видимости, есть резервы по развитию легкой промышленности, например, производству обуви и верхней одежды, в первую очередь детской.

Отдельным направлением поддержки производства могло бы стать снабжение местной продукцией (продовольствие, одежда, обувь и т.д.) федеральных структур. В условиях пандемии и опасности выезда для отдыха в отдаленные регионы рекреационная система Бурятии может получить преимущества. Организации этой отрасли могли бы обеспечить санаторно-курортное лечение сотрудников федеральных ведомств, включая представителей силовых структур, а также медицинских работников, участвовавших в ликвидации последствий пандемии.

— Что вы скажете о предложении вице-премьера Трутнева о сокращении 10 процентов чиновников дальневосточных регионов?

— Предложение рассматривается как одна из мер для оптимизации расходов региональных бюджетов и на этом фоне выглядит вполне логичным. Пандемия привела к незапланированным расходам, а падение цен на нефть истощает доходы бюджета. С другой стороны, оставшимся чиновникам не позавидуешь. Меньшим составом придется выполнять резко увеличившийся объем работы.

Для сокращения расходов Бурятии необходимо провести детальную инвентаризацию статей бюджета. Внимательно следует подойти к проектам по строительству объектов культуры и спорта, запланированным федеральными программами. Это как раз тот случай, когда дареному коню в зубы посмотреть надо — вдруг он будет кормиться из тощего бюджета республики.

— В условиях пандемии коронавируса ситуация в стране меняется как на фронте ежедневно. Как, на ваш взгляд, изменится взаимодействие властных структур по вертикали «центр — регион»?

— Необходимость оперативно принимать решения на местах объективно приводит к повышению уровня самостоятельности регионов. Руководством страны предоставлены дополнительные полномочия главам субъектов федерации, включая изменение режима самоизоляции. Возможно, это станет первым шагом в изменении системы управления региональным развитием. Надо делегировать субъектам РФ необходимый объем полномочий и подкрепить их финансированием, правильно распределить задачи и зоны ответственности между федеральным и региональным уровнем.

— Российское правительство сегодня борется на двух фронтах: эпидемиологическом и экономическом. Как вы прокомментируете его действия по спасению экономики?

— Правительством РФ подготовлен «План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции», (http://government.ru/static/main/GOV-COVID-HELP.html). Для предприятий из перечня наиболее пострадавших отраслей предусмотрены льготные кредиты и гранты на выплату зарплат, отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей, снижение административной нагрузки. Вместе с тем действенность этих мер существенно ограничена. Основная проблема заключается в том, что сегодня отсутствует или незначителен спрос на продукцию этих отраслей. Для многих из них не просматриваются перспективы и после снятия ограничений. Миллионам россиян придется сменить не только место работы, но и вид деятельности.

— Что можно было бы еще предложить?

— В условиях кризиса необходимо усиление регулирующей роли государства в экономике. Жизнь в очередной раз показала, что развитие общества движется по спирали. Концепция глобализма и свободной рыночной экономики терпит крах. Наступила пора воспользоваться идеями кейнсианской теории, в соответствии с которой только государство может обеспечить резкое увеличение совокупного спроса и, таким образом, завести глохнущий двигатель экономики. Для этого необходимо создание системы государственного регулирования экономики. «Изобретать велосипед» не нужно. Успешным примером этой государственной политики явился новый курс, провозглашенный президентом США Ф.Рузвельтом. Его реализация позволила стране выйти из Великой депрессии, сохранив государственные устои.

— Сможет ли Россия успешно преодолеть новый кризис?

— Уверен в этом. Во-первых, у нас достаточно ресурсов для этого: трудовых, природных, производственных, научно-технических, финансовых. Во-вторых, у нашего народа выработался иммунитет к кризисам. В прошлом веке россияне пережили три революции, две мировые войны, две смены общественного строя, распад Советского Союза. Не стоит забывать дефолт и антироссийские санкции последних лет. В этом и есть наша сила, в отличие большинства стран мира.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: Зорикто Дондоков: «У нашего народа выработался иммунитет к кризисам»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру