Почему художника и фронтовика Буду Садыкова называли «певцом Улан-Удэ»

Начштаба: «В самой гуще боя можно было увидеть воина-бурята»

Имя Буды Сергеевича Садыкова стоит в ряду художников, чью юность опалила война, чье творчество формировалось в трудный для страны послевоенный период.

Начштаба: «В самой гуще боя можно было увидеть воина-бурята»
Буда Садыков.

Когда речь заходит о художниках, перед почитателями их таланта, в первую очередь, предстают картины, написанные ими. Однако нельзя забывать, что за картинами стоят судьбы и характеры реальных людей. Для поколения 40-х годов прошлого столетия судьбоносной жизненной вехой стала война, одним движением разделившая их жизнь на «до» и «после». Все предвоенные планы многих будущих художников были безжалостно поломаны гитлеровскими оккупантами, напавшими на нашу Родину. Творческий путь этих художников был непрост, а их характер закалился в настоящей войне, сформировавшей особое поколение — поколение художников-фронтовиков.

Апрель 1944 г.

С первых дней Великой        Отечественной войны вместе со всем народом художники встали в ряды защитников своей Родины. Они служили в разных родах войск, имели разные воинские звания и военные специальности. Каждый из них выполнял тяжелую, опасную работу, которую ему отводила война. Заниматься любимым делом удавалось немногим.

Буда Сергеевич Садыков родился 22 декабря 1916 г. в улусе Халапта Аларского района Иркутской области. Родители его были крестьянами. Они старались сделать все, чтобы дать сыну должное образование. Окончив начальную школу, а затем семилетку, Буда Сергеевич продолжил учебу в Аларской средней школе, где ему чрезвычайно повезло с учителями. Первым учителем, который помог развить юному Буде заложенные в нем способности, был будущий народный художник Бурятии, один из основоположников бурятского профессионального искусства Р.С.Мэрдыгеев.

В 1937 году Б.С.Садыков поступает в Иркутское художественное училище, а в апреле 1941 года с четвертого курса его мобилизовали в Красную Армию. Начавшаяся война застала его в городе Витебске, в 153-й стрелковой дивизии.

Из воспоминаний однополчанина Д.Наливайко, бывшего начальника штаба: «В первых числах июля 1941 года 153-я стрелковая дивизия в районе Витебска дала достойный отпор рвавшимся на восток 17-й и 18-й танковым дивизиям немцев, но оказалась в полном окружении в глубоком тылу врага… В дни этого беспримерного рейда дивизии по тылам врага одна за другой происходили ожесточенные схватки с фашистами. И в каждой схватке в самой гуще боя можно было увидеть воина-бурята. Имени этого воина я тогда не знал. Лишь в бою в районе деревни Елисеево, уже за 3-4 дня до выхода из окружения, я узнал его имя. Это был разведчик управления одного из дивизионов артиллерийского полка рядовой Буда Сергеевич Садыков. В районе деревни Елисеево враг атаковал авангардный полк дивизии… С артиллерийских наблюдательных пунктов на помощь атакованным батарейцам бросились две группы разведчиков и связистов. Первым в огневой окоп захваченного врагом орудия ворвался рядовой Буда Садыков и очередью трофейного автомата буквально в упор расстрелял трех гитлеровцев. Эта атака для немцев была неожиданной, они в панике отступили...».

За эти бои 153-я стрелковая дивизия одним из первых приказом народного комиссара обороны СССР была переименована в 3-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Портрет В.И.Трубачеева, первого секретаря обкома РКП(б) Бурят-Монгольской АССР. 1986 г.
Портрет М.Г.Абахаева, дважды лауреата Государственной премии СССР, доктора технических наук, профессора. 1951 г.

Всю войну он был на передовой. Защищал Ленинград, Волхов и Сталинград, форсировал Днепр, сражался на Курской дуге, освобождал Перекоп, города Евпатория и Севастополь. За проявленные смелость и мужество награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Закончил войну в апреле 1945 года в Восточной Пруссии с тяжелым ранением и 47 лет прожил с фашистским осколком в печени. Лишь только после войны, в 1947 году, после лечения и демобилизации Буда Садыков окончил училище и активно включился в работу союза художников Бурятии.

Начало творчества художника приходится на трудное для страны время, но именно это время помогает художнику, которого идейно и творчески сформировала война, обрести свою тему.

Буда Садыков как солдат, истосковавшийся по родной земле, в своих первых живописных полотнах обращается к пейзажу. Огромной теплотой, задушевностью и лиризмом проникнуты его работы, он воспевает красоту окружающего мира, любовь к Родине. Это и скромные, обыденные мотивы, и лиричные пейзажи нашей республики.

Но одной из самых ярких страниц в его творчестве являются многочисленные городские пейзажи столицы, за которые художника по праву называют «самым значительным летописцем города» и «певцом Улан-Удэ». И эта тема в творчестве художника заняла особое место и останется любимой. Картины с изображением города переносят зрителя в то самое место, в ту самую эпоху, помогают почувствовать характер города и представляют интерес тем, кто являются хранителями истории.

В 1959 году одна из работ Б.С.Садыкова «Площадь Советов» была представлена на художественной выставке в Москве, где проходила вторая декада бурятского искусства и литературы.

Художник оставил после себя и портреты, героями которых становились люди труда, науки, участники гражданской и Отечественной войн.

Площадь Советов. 1959 г.
Торговый ряд. 1966 г.

В последние годы жизни художник обращался к историко-революционной тематике и пишет исторические портреты: «Портрет В.И.Трубачеева, первого секретаря обкома РКП(б) Бурят-Монгольской АССР» (1986), «Портрет командира Аларского партизанского отряда П.В.Баханова» (1980), «Портрет М.И.Амагаева, первого председателя БурЦИКа» (1985), так и к теме войны 1941-1945 гг. Картины: «Перекоп» (1975), «Под Севастополем» (1980), «За Советскую Родину» (1985), «Сталинград. Уголок истории обороны», «Сталинград. Панорама обороны» (1986).

За свой вклад в искусство Буда Сергеевич награжден орденом «Знак Почета», почетными грамотами. В 1975 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР», а в 1987 г. — почетное звание «Народного художника Бурятской АССР». С 1956 г. — член союза художников СССР. Являлся секретарем партийной организации Бурятского отделения союза художников, избирался депутатом горсовета и райсовета трудящихся нескольких созывов, членом Советского РК КПСС, членом правления и зам. председателя союза художников, членом правления Бурятского отделения ХФ РСФСР. В общей сложности кисти художника принадлежит более сотен картин, над которыми он работал до конца своей жизни. Значительная часть его произведений, в том числе посвященных городу, хранится в Национальном музее Республики Бурятия и городах-побратимах. Умер в 1992 году.

Начиная с 1947 года он постоянный участник крупных выставок искусства как союзного, так и автономных республик РСФСР, выставок произведений художников Урала, Сибири и Дальнего Востока, в том числе декадной выставки бурятского искусства и литературы в г. Москве (1959), выставки «Город, воспетый сердцем» в г. Улан-Удэ (1991), выставки «Любовь моя — Улан-Удэ» в г. Москве (2016), выставки «Любимый город» в г. Улан-Удэ (2016) и др.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2020

Заголовок в газете: «В самой гуще боя можно было увидеть воина-бурята»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру