Депутат Народного Хурала Бурятии: «Какой умный, какой смелый, прямо герой»

Михаил Гергенов поделился мыслями о тайном голосовании, авторитете Народного Хурала и «Команде Бурятии»

Михаил Гергенов — один из самых известных в Бурятии политиков. Депутат Народного Хурала, предприниматель, спортсмен. Как и у любого другого — есть свое мнение, но, в отличие от большинства, не боится публично говорить на самые сложные темы.

Михаил Гергенов поделился мыслями о тайном голосовании, авторитете Народного Хурала и «Команде Бурятии»
Михаил Гергенов.

Немногие назовут основателем и руководителем какого предприятия Михаил Гергенов является. Но те, кто следит за общественно-политической повесткой, без труда скажут, что известен депутат прежде всего своей последовательной, а главное — небезуспешной борьбой с привилегиями и так называемыми вип-пенсиями.

«МК в Бурятии» обсудил последние политические события, случившиеся в эту коронавирусную весну в республике.  

— Михаил Денисович, как вы относитесь к тому, что происходит в последнее время в стенах Народного Хурала?  

— Вы знаете, что я работаю в Народном Хурале Бурятии на неосвобожденной основе, то есть зарплату из бюджета не получаю, соответственно, не буду получать и вип-пенсию. Мое рабочее место — ООО «Семья», в Народном Хурале я нахожусь во время проведения заседаний комитетов, комиссий, в период сессий республиканского парламента, по обращениям избирателей. Будучи депутатом со стажем, анализируя прошлые годы, делаю не очень хороший вывод, что Народный Хурал становится неповоротливой структурой, медленно реагирует на ситуации, медленно решает вопросы, требующие быстрой реакции. Весь мир меняется, меняться надо и Народному Хуралу.

— Какие, на ваш взгляд, шаги необходимо сделать в первую очередь?

— Если вспомнить последнюю сессию Народного Хурала, то одна из важнейших проблем, в решении которой надо менять подходы, это кадры. Процедура тайного голосования по кадровым вопросам не дает возможность обновить состав НХ РБ, переизбрать людей, работающих на постоянной основе, в тех случаях, когда они нарушают законы или просто не справляются со своей работой. Для переизбрания требуется 33 голоса плюс один, но если это происходит при тайном голосовании, крайне трудно бывает принять справедливое и правильное решение. Поэтому, считаю, необходимо заменить процедуру тайного голосования на открытое.

— Поясните, в чем разница между тайным и открытым голосованием? Почему это требует перемен?

— Что такое тайное голосование в варианте Народного Хурала? Свобода выбора, вершина демократии? Отнюдь. В некоторых случаях — это трусость, попрание всех договоренностей, можно сказать, даже непорядочность по отношению к своим товарищам по партии. Можно ли это объяснить «выражением своего мнения, отличного от большинства»? Нет. Свое мнение надо выражать открыто во время обсуждения вопроса или на сессии. А так — промолчать, схитрить, потом по-предательски в кабинке для голосования черкнуть другое, это наоборот — отсутствие своей позиции. Я думаю, если мы отменим в Народном Хурале тайное голосование по всем вопросам — и по своим кадрам, начиная с председателя Хурала, и по членам правительства, и по уполномоченным, и так далее, то это будет шаг к поднятию авторитета Хурала. Наши избиратели должны знать позицию любого депутата по всем вопросам. Зачем нам скрывать от своих избирателей и товарищей по партии свое мнение? Хватит превращать Хурал в балаган, когда предыдущего председателя НХ РБ мы избрали тайным голосованием только с 5-го раза, став на полгода посмешищем для всего народа. Выбор есть всегда, если ты не согласен с решением партии по многим вопросам, то, пожалуйста, — переходи в другую партию, подходящую тебе. Дороги всем открыты.

— Изменилась ли как-то ваша позиция по поводу вип-пенсий?

— По поводу вип-пенсий вы знаете мое мнение, и оно не меняется. Два года назад глава Бурятии официально согласился с ним, в результате мы сократили размеры вип-пенсий на 10-30 процентов. Считаю этого мало: надо урезать еще, я думаю, что все высокопоставленные чиновники не должны уж совсем отрываться от действительности.

— После минувшей сессии НХ РБ вновь всплыл вопрос о сокращении его численности. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Я разделяю мнение избирателей, которые считают, что 66 депутатов — это много для нашей республики и затратно. Реально активность проявляют немного депутатов, все они на слуху, работают в парламенте, работают на своих округах, приносят пользу людям.  

Я считаю, что должно, как сейчас, остаться 33 округа, чтобы каждая территория, как и прежде, была представлена своим депутатом. Еще 12 человек — избираться по партийным спискам, итого — 45 парламентариев вместо нынешних 66. Призыв полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева о сокращении ненужных чиновников не менее чем на 10 процентов укрепляет в мнении о сокращении депутатского корпуса. Считаю, нам надо выполнить это поручение. Давно пора подтянуть пояса, превратить Хурал в более эффективный орган власти, способный оперативно принимать решения, не увлекаясь межклановыми и межпартийными войнами, сосредоточиться на работе в округах, на земле, с избирателями, помогать людям. Сессии превращаются в перепалки между депутатами, между партиями, о реальной работе мало говорится и делается. В результате в эту «коронавирусную» сессию не прозвучали долгожданные доклады о ситуации в экономике и принимаемых правительством мерах по поддержке бизнеса и граждан. Крайне важные вопросы! Одобрили эти доклады без докладчика, без вопросов, с этим я сталкиваюсь впервые.  

—  В СМИ много писали о скандальной ситуации на 11-й сессии, когда депутат Иринчей Матханов предложил Владимиру Павлову добровольно подать в отставку. Как вы думаете, есть ли повод для критики спикера парламента?

— Сессия транслировалась в эфир, теоретически заседание мог увидеть каждый житель Бурятии. И что люди подумали? Какое у них сформировалось мнение о законодательном органе Бурятии?

Я знаю, что Владимир Анатольевич опытный политик, руководил совхозом, районом, несколько раз избирался депутатом, был руководителем комитета НХ, вице-спикером, спикером парламента. Надо организовать работу так, чтобы сессии не превращались в балаган, в фарс. Чтобы люди видели настоящую работу депутатского корпуса. Поверьте, все депутаты очень много работают на своих округах. Председатель Хурала должен сплотить нас для решения самых насущных задач, стоящих перед республикой в наше непростое время. Подавляющее большинство депутатов считает, что Павлов с этим справится.

— В этой связи возникла идея пересмотреть подходы к освещению деятельности НХ РБ в СМИ и в социальных сетях?

— Наши избиратели именно из сессий формируют свое мнение о представительном органе власти, хотя многое остается за кадром. Считаю, что вклад ряда моих коллег в помощь жителям Бурятии, попавшим в трудную жизненную ситуацию из-за коронавируса, трудно переоценить. Люди вносили и вносят на своих округах лепту в то, чтобы смягчить последствия пандемии для наиболее уязвимых семей. Я лично сформировал более 500 продуктовых наборов. Обзванивал своих избирателей. Создавали списки, кому требуется помощь, работал совместно с администрацией Железнодорожного района Улан-Удэ, общественными организациями, ТОСами. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за активный труд всех, с кем мы проделали эту большую работу. Но особенно — инспекторов по работе с отдаленными территориями Юлию Ивановну Николаеву и Лидию Анатольевну Иванову. Спасибо им за такое неравнодушное отношение.

Что касается вашего вопроса, то комиссию по освещению работы в СМИ мы хотели создать еще в феврале. Но в результате собрались первый раз на прошлой неделе. Избрали председателя. Им стал депутат Валерий Доржиев, заместителем — Татьяна Мантатова. Нам необходимо внести изменения в то, как освещать деятельность республиканского парламента в СМИ. Все эти сухие отчеты о сессиях никому читать неинтересно. Мы обязательно выработаем новые подходы. К слову, глава Бурятии 16 мая рекомендовал депутатам, чтобы все они сами вели свои аккаунты в соцсетях. Он привел в пример меня, ежедневно освещающим общественную работу на своей странице в «Фейсбуке».

Думаю, что это психологическая нагрузка — вести страницы в социальных сетях. Что бы человек ни написал, всегда найдутся люди, которые критикуют, иногда оправданно, иногда неоправданно. Это надо выдержать. Сдержать удар. У некоторых это не получается. Поэтому многие после 2-3 попыток показать себя с хорошей стороны, столкнувшись с критикой, просто перестают вести свои страницы в соц-сетях.

— Расскажите о трудностях в своей работе на округе.

— Мой избирательный округ большой и сложный, включает много отдаленных микрорайонов с плохо развитыми инженерными коммуникациями, ветхими социальными объектами. Это микрорайоны Кирзавода, часть ЛВРЗ, Площадка, поселок Матросова, Новый Зеленый, Старый Зеленый, часть Машзавода. Общая проблема — дефицит, а во многих случаях даже отсутствие качественной холодной воды. Методично занимаемся решением этой проблемы, ежегодно проводим новые водоводы, подключаем все новые и новые дома. В прошлом году провели холодный водопровод в частном секторе на Машзаводе. Теперь надо его протянуть до поселков Новый Зеленый и Площадка.

Особое внимание — школы микрорайона. Мной из «депутатских» денег выделено 8 миллионов рублей на строительство стадиона в школе №38. Держу вопрос на контроле, надеемся, что дети моего родного Кирзавода получат спортивный объект к началу нынешнего учебного года. Сама школа находится в бывшем помещении автотранспортного предприятия, но во многом благодаря директору и коллективу учителей школа облагораживается, улучшается с каждым годом. Летом дети из школы №38 отдыхают с учителями на моей даче на Байкале. Я приезжаю к ним в гости. Проводим много интересных занятий по спорту, по возрождению родного языка и обычаев. Я сам работал учителем в школе и знаю, какая это тяжелая работа.

Необходимо вкладывать средства в бывшую 11-ю школу, ей нужен капремонт, здание обветшало, источник финансирования пока не определен, но надеюсь, что это будут средства федеральной дальневосточной субсидии. Планировалось строительство стадиона в школе №41, что в микрорайоне ЛВРЗ. Здесь я уже 12 лет провожу спартакиаду среди жителей района, детей. В ходе консультаций с мэрией Улан-Удэ выработали решение, что 41-й школе необходимо новое здание, и оно нужнее. Поэтому сроки строительства стадиона перенесены. Часть денег с этого стадиона перенаправлена на оборудование для нового футбольно-хоккейного поля в ТОС «Солнечный». Там мы 9 мая организовали встречу и посмотрели площадку. Жители высадили саженцы, очистили от мусора территорию. Работают, улучшают свою территорию, и я им помогаю по мере возможности.

Рад, что в школе №22 появится полноценный спортивный комплекс с помощью федеральной целевой программы. Выделяется 30 миллионов рублей со сроком реализации проекта к новому учебному году. Новое футбольное поле нужно и 46-й школе. Запланировали в этом году разработку ПСД. И на будущий год запланируем средства на само строительство.

Почему я так пекусь о спортивных объектах на округе? Округ, как я говорил, непростой, в основном это отдаленные микрорайоны Улан-Удэ. Спортивные объекты будут отвлекать детей от праздности, от улицы, бесконечного пребывания в Интернете. Пусть занимаются спортом в хороших условиях — это большой шанс найти место в жизни, выбиться в люди и может даже сделать профессиональную карьеру. Сам я тоже занимаюсь спортом, вы это знаете — люблю марафонский бег. На встрече с депутатами глава Бурятии сказал, что Гергенов сделал три круга вокруг Земли. Сделал пока только два, но скоро будет третий. Бег — это индивидуальный вид спорта, это борьба с самим собой, и он очень хорош для режима самоизоляции. 30 мая я с другом пробежал марафон 42 км на Богородском острове за 3 часа 56 минут. Это уже 19-й мой марафон, если считать лыжные зимние марафоны по 50 километров.

— Вы критикуете часто своих коллег по партии. Не проще бы перейти, скажем, в КПРФ?

— Да, действительно, можно же перейти в любую оппозиционную партию, критиковать власть в хвост и гриву, зарабатывать «очки», резать правду-матку. И всегда на коне, все тебе аплодируют — какой умный, какой смелый, прямо герой! Но при этом ничего не делать на избирательном округе! Да и округов-то у них нет почти, наших оппонентов из других партий, 80% из них оказались в Хурале по партийным спискам, фактически благодаря не своим личным качествам, а популярности своих партий. Я всегда избирался по своему округу как одномандатник, не по спискам, но под эгидой партии «Единая Россия». Она помогает мне решать проблемы округа, очень непростого, небогатого. Каждый день встречаюсь с жителями, получаю наказы, и почти каждый день хожу на приемы в министерства и ведомства, чтобы их решить. И то, что партию «Единая Россия» в Бурятии возглавил в этом году глава Бурятии Алексей Цыденов, конечно, помогает нам, рядовым депутатам, в решении многих задач округа. Многие поду-мают, что это реверанс в сторону главы. Хочу пояснить немного. В 2018 году, когда я избирался в Хурал и не был уверен в своей победе, обратился к главе республики с просьбой поддержать меня. Глава поддержал меня и многих других кандидатов в Народный Хурал. Так начала создаваться «Команда Бурятии». Я помню это и благодарен Алексею Самбуевичу. И все эти годы, видя как практически без выходных по 12-14 часов работает глава, какие мощные результаты достигнуты — строятся школы, сады, дороги, спортивные объекты, — я знаю, что «Команда Бурятии» работает, помогает своему лидеру. Я не получаю зарплату в Хурале, не будет и вип-пенсии, но, если говорить высокими словами, — мне нравится помогать своим избирателям, и «Единая Россия» хороший помощник в этом. И горд, что я в «Команде Бурятии», в команде ответственных людей во главе с нашим капитаном. Депутаты, чиновники – не лучшие представители этой команды. В нашу команду входят люди старшего поколения, кто защитил и построил нашу страну в послевоенные годы, кто сейчас в условиях кризиса работает, спасая людей, двери в команду всегда открыты. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 3 июня 2020

Заголовок в газете: Михаил Гергенов. Откровенный разговор

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру