Педагог в Бурятии: «Чтобы заработать 2 миллиона, мне надо отпахать 10 лет»

Победитель первого конкурса «Земский учитель» рассказала про свои стимулы участия в программе

Арюна Абидуева набрала рекордное количество баллов на конкурсе «Земский учитель» в Бурятии и вошла в число его 30 победителей. В рамках программы преподаватели отправятся на 5 лет в небольшие школы в отдаленные районы республики. Взамен они до конца этого года получат два миллиона рублей, которыми смогут распорядиться, как хотят.

Победитель первого конкурса «Земский учитель» рассказала про свои стимулы участия в программе
Арюна Абидуева набрала наивысшее количество баллов на конкурсе Земский учитель

Уже в сентябре Арюна Нарановна начнет преподавать английский язык в небольшой школе №1 в Гусиноозерске. От Улан-Удэ это всего 110 километров. Довольно близко, ведь остальные вакансии были открыты в Курумканском, Окинском, Баунтовском и прочих отдаленных районах. Но Абидуева уже понимает: Гусиноозерск – это, в любом случае, новый этап ее жизни. И он будет не простым.

«МК в Бурятии» обсудил с первым земским учителем Бурятии, что было для нее стимулом для участия в конкурсе и как она себе представляет ближайшие пять лет своей жизни. От частного мы перешли к общему и закончили размышлениями на тему школьного образования в республике. Спойлер – там все довольно печально.

Большинство из нас живет от зарплаты до зарплаты

- Арюна Нарановна, вы – доцент кафедры гуманитарных дисциплин Бурятского республиканского института образовательной политики (БРИОП). Каким ветром вас занесло на конкурс «Земский учитель»?

- Ну, к школьному образованию я имею прямое отношение. БРИОП занимается повышением квалификации и профессиональной переподготовкой учителей по всем направлениям. Мы организуем семинары, конференции, круглые столы и проблемы школы знаем изнутри. Я работаю с преподавателями английского языка со всей республики. Это более 700 человек. Знаю практически каждого. Хотя я и не преподавала в сельской школе, но знаю, чем она дышит. Раз в три года учителя приезжают к нам на курсы повышения квалификации, семинары, учебы. Раз в пять лет -  проходят аттестацию. Почему решила идти на конкурс «Земский учитель»? Честно признаюсь, у всех, кто участвует, основной стимул – это два миллиона рублей. Я как-то подсчитала - чтобы мне заработать эти два миллиона, надо отпахать 10 лет и вообще ни на что не тратиться. Большинство учителей живет от зарплаты до зарплаты. А тут, если ты выиграл, тебе в этом же году дают деньги. И отчитываться, куда ты их потратил, не нужно. Все победители (и я в том числе) планируют купить на эти средства дом или квартиру.

- Вы морально готовы к переезду?

- Если бы не конкурс, вряд ли я куда-то уехала бы из Улан-Удэ. Но я решила участвовать и выиграла. Вышло это для меня достаточно неожиданно, поскольку конкурс – большой, желающих было много. На одно место в Гусиноозерской школе претендовало больше 20 человек.

Сейчас в моей жизни – новый этап. Это довольно тяжело. Я себя настраиваю уже несколько недель. Тут несколько важных вопросов. Брать или не брать с собой детей? Моему младшему сыну – три года, среднему – 12. Скорее всего, они поедут вместе со мной. Маленького надо будет устраивать в детский сад, второго – в школу. В Улан-Удэ мы живем в частном доме, и я сейчас и об этом думаю – то ли сдавать его, то ли продавать, то ли пусть так стоит.

- А как так получилось, что вы набрали самое большое количество баллов?

- Критериев при подсчете баллов много, но они прозрачны, и все сразу видно. Например, учителю даются баллы, если он имеет специальность по диплому – а я учитель английского и немецкого языков, проработала несколько лет в республиканском бурятском лицее-интернате №1. Учитывается стаж, квалификационная категория, опыт, достижения в своей области. Мой стаж - 25 лет, я имею степень кандидата филологических наук. И сама много училась, занималась самообразованием, повышением квалификации, много куда ездила. Являюсь экспертом республиканской предметной комиссии ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, а также членом международного жюри от России молодежного конкурса проектов ЮНЕСКО.

- А в Гусиноозерске вы уже были? Школу свою видели?

- Да, была, посмотрела школу, впечатления хорошие. Сама она небольшая, здесь учатся всего 400 детей. И параллелей нет. То есть, один 11-й класс, один - 10-й, один – 9-й и так далее. Я буду вести занятия у детей с 6 по 11 классы три раза в неделю. С директором тоже познакомилась. Она – «англичанка», что для меня большой плюс. В школе моему предстоящему переезду рады – у них давно не было учителей английского языка на постоянной основе. Все – совместители. Вообще в Бурятии сейчас такая ситуация, что практически в каждой школе требуются «англичане». Это касается и сел, и городов. Просто пик проблемы. Раньше было более-менее. Потом учителя стали переезжать на запад России, особенно молодые. Я лично знаю восьмерых, кто в прошлом году покинул Бурятию. В общем, печально…

В районах все совсем плохо

- Если в Улан-Удэ с преподаванием английского все не очень, то, что происходит в глубинке?

- В районах все совсем плохо. Во-первых, не хватает учителей. Я знаю педагогов, которые совмещают 2-3 сельские школы и ездят туда-сюда. О каком образовании может идти речь с такой ездой? На учительские ставки берут инженеров, психологов, менеджеров. То есть, людей, которые не знают, как учить. А во-вторых, сам уровень педагогов, к сожалению, часто низкий – в сельских школах работают преподаватели, которые получили дополнительный диплом профессиональной переподготовки. Это, как правило, учителя других предметов, которые вынуждены совмещать преподавание по нескольким предметам. Знаю учителя одной из деревенских школ, она ведет там английский язык, литературу, музыку, труд и ИЗО. И это не единичный случай. Директора школы отчасти можно понять – эти предметы просто некому вести. Но, извините, о каком качестве здесь можно говорить!

- Погодите, но ведь в 2022 году ЕГЭ по английскому языку станет обязательным…

- Да, и это может вырасти в настоящую проблему. Сейчас в Бурятии ЕГЭ по английскому языку выбирает очень мало детей. В этом году из 5 тысячи выпускников на иностранный язык «замахнется» всего 350 человек. Средний балл по республике – 65 баллов. За последние три года он почти не меняется. Это не очень хорошо, но и не очень плохо. Но надо понимать, что все ребята, которые сейчас сдают ЕГЭ по английскому, ходят к репетиторам. То есть, уровень школьной подготовки – низкий. Но, повторюсь, что в глубинке все еще печальнее, чем в городе.

- Зато в школах Улан-Удэ у педагогов – большая нагрузка…

- У некоторых учителей нагрузка – 50 часов в неделю. Это по 6 уроков в первую, вторую и иногда третью смены. Учитель пашет весь день, чтобы получить более-менее приличную зарплату. Если не брать такое количество часов, то денег мало – особенно у молодых.

- Арюна Нарановна, а с какими школьными предметами в Бурятии тоже не все хорошо?

- Очень плохо преподаются физика и химия. Тут тоже кадровый голод.

- Начали мы с вами со здравия, а закончили за упокой…

- Потому что картина печальна. Что можно сделать? Последние несколько лет мы постоянно говорим, что надо выращивать молодежь. Но занимается в Бурятии этим только БГУ. Педколледж - тоже, но там выдается диплом о том, что выпускник может преподавать в начальных классах. В целом же детей, поступающих на педагогические специальности, мало. Тех, кто потом идут в профессию учителя, – еще меньше. Зарплата маленькая, нагрузка большая. И на государственных экзаменах в БГУ и БРПК директора школ и завучи сидят и ждут – лишь бы им кто-то достался из выпускников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру