Мастер из Бурятии нашел еще одно применение валежнику

Работы Алексея Бурмакина можно встретить по всему земному шару

Имя Алексея Бурмакина не звучит из каждого утюга, но хорошо знакомо истинным ценителям прекрасного, а название его фирмы не находится через «Гугл», но известно далеко за пределами малой родины.

Работы Алексея Бурмакина можно встретить по всему земному шару
Алексей Бурмакин.

Все время существования фирма претворяет в жизнь идеи, которые создают «лица» известных предприятий нашего региона, и производит на свет вещи, которые украшают собой частные владения и общественные места по всему миру.

Даже при коронавирусной пандемии мастерская упорно продолжает свою деятельность, расширяя ее поле, и вскоре явит миру оригинальные изделия из природных материалов, организовав их выставку в соседнем городе. И это — не простое ремесло, а настоящая философия, в чем корреспондент «МК в Бурятии» убедился из личной беседы с мастером.

На все руки

Тяга к творчеству обнаружилась у Алексея Бурмакина с детства после забавной истории. Однажды родители пошли в кино и оставили Лешу с рисовальными принадлежностями, руководствуясь принципом «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Тем не менее переживали весь сеанс: «Как он там?». А когда пришли домой, обнаружили, что ребенок «урисовался» так, что заснул, доставая карандаши из-под дивана.

Затем родственники подарили мальчику на день рождения набор профессионального художника. Тогда-то у него начала формироваться любовь к дизайну и живописи, которая проявлялась в ремесле. «Я посещал кружки технического творчества и любил мастерить что-то собственными руками — не просто предлагать задумки, а воплощать их, — рассказывает Алексей. — Пытался получить профильное образование на этом поприще, однако не «сошелся» с его системой в учебных заведениях и решил заняться самообразованием».

С начала 90-х дизайн-студия Алексея Бурмакина выполнила множество заказов по разработке брендинга и упаковки местных производителей — «от лимонада до пельменей» («Аквабур», «Бурятмяспром», «Николаевский», «Велес», «Сибирь» и др.), интерьеров кафе и ресторанов (тот же «Марко Поло»). И вот около 7 лет назад возникла мастерская, на базе которой стали реализовываться небольшие дизайн-проекты и создаваться предметы для частного интерьера, серия сувенирной продукции.

— Занимались многим, от видеороликов до ювелирки, но не могли взяться за все: каждый раз, когда ты касаешься новой технологии, то это приводит к новым возможностям, — неограниченным, в отличие от времени и жизни, — признается собеседник. — Иногда забывали о тех или иных творениях, и постепенно перестали удивляться, увидев их где-то в исходном либо измененном виде. Как-то, ища аутентичный дизайн на снимках интерьеров монгольских юрт, нашли фото ковра, сделанного по нашему дизайну. Когда приобрели лазерное и фрезерное оборудование, принялись изготавливать панно, ключницы, подвески, шкатулки, картины, сувениры, небольшую мебель в национальном стиле и современном прочтении. И если сначала нам говорили: «Это красиво, но не совсем «по канонам», то потом за нами последовали. И сейчас в магазинах можно найти множество похожих вещей.

Наутилус байкальский камень Абажур из раковины Моллюска.
Шепот моря.
Грот из байкальского камня и валежника из Арбижила.

Шагая по планете

За плечами небольшой мастерской с единичной и серийной продукцией — тысячи изделий и сотни индивидуальных заказов, а если говорить о коллекции азиатских узоров, то осуществлено уже свыше 65 тысяч продаж по всему земному шару — в Китае, Италии, Корее, Тайване, Таиланде, Пакистане, Танзании, Сингапуре, Индонезии и др. Ее покупатели — и частные лица, и предприятия по выпуску тканей и другой серийной продукции. «Если вижу в мебельном магазине Улан-Удэ диван, обитый турецкой тканью с нашим дизайном, то уже не прихожу в восторг, как было раньше, а просто анализирую, как дизайн можно сделать лучше, учитывая технологию». Именно из-за рубежа поступают разнообразные заказы от вдохновленных авторскими работами. К примеру, этнокультурный фонд американских индейцев попросил сделать логотип для своей организации, а для новобрачных из Лос-Анджелеса — стилизованный свиток из дерева со свадебной цитатой на английском и испанском языках. Алексей Бурмакин подчеркивает: радует, когда довольны все — и тот, кто изготовил изделие, обретя финансовое подтверждение своего таланта, и тот, кто получил его, оставив себе на память, и тот, кто полюбовался, придя в гости.

Были и смешные, и курьезные случаи. Футболка с логотипом, разработанным фирмой, заняла первое место на конкурсе футболок… для собак (терьер в одежке с изображением медведя смотрелся просто умилительно).

Валежник из Эрхирика.
Валежник на основании из красного дерева.
Улитка

— Неважно дизайн чего ты делаешь, главное, чтобы между заказчиком и исполнителем были доверие и сотрудничество. Им стоит отойти от позиций «Кто платит, тот и заказывает музыку» и «Я художник, я так вижу» и вместе прийти не к компромиссу — заведомо слабому решению, а к истине.

До пандемии мастерская сама выбирала клиентов и не беспокоилась о реализации — осуществляла ее через друзей и знакомых по «сарафанному радио». Во время же пандемии выходит на междугородный и международный рынок не без сторонней поддержки. Центр предпринимательства «Мой бизнес» заметил нетривиальную продукцию и не словом, а делом помогает ее продвижению на зарубежных площадках — через промоутеров интернет-магазинов EBay. Процесс в самом разгаре, происходит за бюджетный счет и, возможно, даст «выхлоп».

— Раньше наши изделия приобретали преимущественно гости из других городов и стран. Теперь ситуация изменилась. В условиях новой реальности просела туристическая отрасль, снизилась покупательская способность, и остался минимальный спрос на сувенирную продукцию. Для увеличения ее объемов в Бурятии маленькая емкость рынка.  

Из веток и света

Нет худа без добра. Вместо того чтобы опускать руки, Алексей вместе с помощниками открыл отдельное направление и реализовал долгожданный проект под названием «This is VALEZHNIK». Любуются красотами Бурятии, ищут интересные камни, палки, коряги, а заодно и надежных поставщиков электрики, прокладывают провода, прикрепляют лампочки и абажуры и делают… осветительные приборы.

Некоторые могут узреть здесь «превращение мусора в деньги» и не понять: это не про монетизацию, а про отношение. «Во главе угла стоит не умение обработать «исходник», а способность обрести взгляд, покрывающий недостатки, и увидеть скрытую красоту, — поясняет мне Бурмакин. Однажды неприглядная снаружи, полусгнившая лиственница, найденная на Верхней Березовке, оказалась настолько красивой и прочной внутри, что послужила основой для нескольких изделий — из-за большого количества смолы она прекрасно сохранилась. И так — не только с деревьями, но и с людьми». 

Несколько человек, составляющих команду вручную создают каждый экосветильник, стремятся к нетривиальности и художественности, однако сохраняют природную первозданность и признают: лучший дизайнер — древесный червячок. Иногда дизайнеры нарушают правила и творят абсурдные вещи: за основу берут неприметную коряжку, а для поддержки и оформления — ценные породы, привозимые издалека. И вот умело почищенная и покрашенная «гнилушка» может оказаться на постаменте из заморской древесины стоимостью 50 долларов. И тут не банальное желание поразить знатоков, а глубинная философия «красоты во всем» и соседства сложного с простым. Одни творения требуют доработки, другие — специальных деталей, а третьи — осмысления. Лежит коряга на видном месте, смотришь на нее и в один прекрасный момент обретаешь видение и находишь решение — и не абы какое, а наиболее подходящее. То самое! Так соединились две веточки, и получился ночник «Улитка» — символ чего-то душевного и трогательного.

— Сегодня в нашей коллекции — около 20 светильников, которые пока не продаются, несмотря на поступающие просьбы, — говорит Бурмакин. — Еще около 10 в работе. Первый, кто заинтересовался ими и поддержал не только «лайком», но и рублем — скромный предприниматель-меценат из столицы Приангарья. Он помог закупить «расходники» и предложил организовать выставку в Иркутске — не ради признания, а ради мнений. Чтобы здраво и объективно оценить свое творчество, нужно показать его людям.

Пока не состоится экспозиция и не выйдет каталог, мастерская «придерживает» самые интересные экземпляры из «валежниковой» серии. Но рано или поздно художник должен расставаться со своими произведениями, иначе не вправе называться художником. Цена — от 5 тысяч рублей и выше — определяется не столько из материальных, сколько из трудовых затрат. «Но у нас есть и плата «на телефон на месяц», — улыбается Алексей. — Если человек приглядел работу, но не может отдать установленную сумму, то платит посильную. Не все в этом мире покупается и продается. Энергообмен и взаимоподдержка тоже необходимы».

Собеседник подчеркивает, что не хочет открывать магазин и создавать громоздкую структуру: «Пусть сбытом занимается тот, кто умеет делать это, а мы будем заниматься своим ремеслом». Патенты оформлять тоже не желает: во-первых, сам вдохновлялся и вдохновляется другими работами, во-вторых, уверен, что лучше потратить время на поиски валежника (чей сбор недавно был разрешен российским законодательством с определенными ограничениями) и совершенствование изделий, нежели на отстаивание авторских прав и разбирательства в судах. Тем более индивидуальный почерк чувствуется сразу.

— Знакомый увидел наше произведение и сразу понял, чьих рук это дело, приведя железобетонный аргумент: «Больше никто не стал бы так «заморачиваться». Это вопрос подхода и ответственности. Когда мастер работает с байкальским песком, и просыпает часть его на стол, то обязан собирать в коробочку. А когда работает с байкальскими камнями и не использует некоторые из них, должен вернуть на берег. Лишь тогда он правомочен брать что-то у природы. Недостаточно бродить по лесу с топором и с глазами, преисполненными любви и сострадания ко всему живому. Нужно иметь глубокую нравственную основу, иначе успех будет иллюзорен и разрушителен.

Даже малый бизнес должен испытывать социальную ответственность, считает Алексей Бурмакин, и занимается благотворительностью. Вместе с супругой он основал клуб «Открытый город» с целью развития добрососедских отношений через содержательные беседы, творчество, проекты добрых дел, спорт, туризм. Клуб открыт для жителей всех возрастов, но особое внимание уделяет подросткам. Занятия творчеством на базе мастерской позволяют им познакомиться с основами ремесла, сделать небольшие подарки близким и знакомым — ключницы, сувениры, салфетницы, что вселяет радость в сердца, объединяет ребятишек из самых разных семей, помогает им находить общий язык и формировать свою личность.

Подростки знакомятся с ремеслом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2020

Заголовок в газете: «Обрести взгляд, увидеть скрытую красоту»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру