В Бурятии обнаружили место захоронения древних животных

Как «МК в Бурятии» искал кости мамонта и бизона в гигантском овраге у села Десятниково

Я только что поскользнулась и провалилась по колено в глиняную жижу. Мой блокнот, который я всегда беру с собой в журналистские поездки, свалился туда же.

Как «МК в Бурятии» искал кости мамонта и бизона в гигантском овраге у села Десятниково
Корреспондент «МК в Бурятии» — в поисках костей доисторических животных.

Еле успеваю его выхватить из глиняных глубин. Перемазанный блокнот печально смотрит на меня и как бы говорит: «Мать, куда тебя понесло-то?». Давно испачканный грязью мобильный телефон лежит в кармане грязных брюк и молится, чтобы о нем не вспомнили.

— Думаете, это зуб бизона? — вдруг резко шагает ко мне мой провожатый, ученый Владимир Черных. Он подсовывает под нос какой-то кусочек.

Я издаю уставший рык.

— Нет, — четко и радостно произносит Владимир. Он весел и бодр. — Это же кусочек бивня мамонта. Самый его кончик! Представляете!

Я радостно вздыхаю.

Тот самый зуб бизона, который оказался бивнем мамонта.

«Я чувствую, что нам повезет»

В овраге около села Десятниково я чуть не умерла от страха и красоты. Было страшно, потому что с обоих концов оврага свешивались глыбы земли, и я боялась, что они обрушатся на меня. И было красиво, потому что я никогда не была в оврагах, в которых прямо под ногами валяются кости древних мамонтов и бизонов.

А все начиналось чинно-благородно. Сотрудник Байкальского института природопользования Владимир Черных опубликовал статью «Место, где оживают мамонты». Там ученый рассказал, что Тарбагатайский район — просто кладезь костей древних животных. Мы списались, поговорили, и вдруг Владимир предложил: «А поедемте со мной в небольшую экспедицию. Может, нам повезет, и кости мы найдем».

И вот через пару дней мы сидим в машине и направляемся в село Десятниково Тарбагатайского района. Там и будут происходить наши раскопки. Или не раскопки. Черных говорит, что мы будем ходить по оврагу и просто смотреть под ноги. А что, вот так просто можно найти мамонта?

По оврагам костеискатели не только ходят, они на них еще и забираются.
Владимир Черных хочет сделать в Тарбагатайском районе музей мамонтов.

— Я чувствую, что сегодня нам повезет, — мечтательно говорит Владимир. — А интуиция у меня хорошо развита. Вот я уверен, что находки будут.

Для такой уверенности есть еще один повод. За пару дней до нашей экспедиции в Бурятии прошли сильные дожди. Они вымыли в оврагах слой земли и (как надеется Черных) обнажили разное, что под этой землей было. В том числе мамонтов и прочих доисторических персонажей.

Научной и экономической ценности не имеют

На самом деле мамонты когда-то водились на территории всей нынешней Бурятии. Были на местных просторах и шерстистые носороги с бизонами и горными баранами. Примерно 8-10 тысяч лет назад все они вымерли, потому что климат потеплел. Останки древних животных встречаются до сих пор. Но большой ценности все найденные кости не имеют. Во-первых, они окаменели, а косторез из такой кости сделать ничего не сможет. Останки якутских мамонтов, которые резчикам подходят, находятся в вечной мерзлоте и не минерализуются. То есть выглядят так, как будто животное умерло вчера, а не тысячи лет назад. А, во-вторых, пока никто в Бурятии не находил скелет, например, мамонта целиком. Кости попадали к людям случайно и поодиночке. То плугом зацепит на пашне, то водой принесет из соседнего оврага, то просто попадется на глаза.

— Ученые называют такие находки «подъемка», — рассказывает Владимир Черных. — Она не имеет серьезной научной ценности, так как не привязана к конкретному слою горных пород и нельзя достоверно установить, откуда произошла.

Черных размышляет, что, возможно, когда-нибудь целый скелет мамонта в Бурятии случайно и обнаружится. Но, скорее всего, это случится где-то на севере республики, где есть территории вечной мерзлоты. Например, в Муйском районе.

Пока же район Тарбагатайский остается самым «плодоносным» в поисках случайных костей. Здесь особый рельеф и особый климат постарались, чтобы находки происходили постоянно. В местных школьных музеях этого добра — навалом. В школе села Большой Куналей есть несколько огромных бивней мамонта. В Куйтунской СОШ — коллекция рогов бизона. А в Верхнем Жириме — челюсти шерстистого носорога. Многие тарбагатайцы найденные кости хранят у себя дома. А один из самых известных «палеонтологов-любителей» — настоятель старообрядческой церкви отец Сергий. Он, к примеру, нашел в одном из оврагов два черепа шерстистых носорогов, попадались ему и кости мамонта. Но все искатели относятся к другим искателям ревностно и «пароли-явки» сдавать не спешат.

— Да, мы нашли на территории района, — туманно высказался сын Сергия Александр, когда я попробовала выпытать у него подробности. — Ну, нашли и нашли. Не будем рассказывать, полезут еще.

Как природа мстит людям

— В общем, главное — смотрите под ноги и изучайте все, что не похоже на камни, — дает мне главную рекомендацию Владимир, когда мы ступаем на начало оврага.

Пару шагов — и первая находка. Черных поднимает с земли светло-коричневую штуковину с несколькими зубами. Присматривается, вертит в руках и выносит вердикт.

Самая первая находка — челюсть бизона с остатками зубов.

— Это челюсть древнего бизона.

У меня загораются глаза. Вот так все просто! В следующие пять минут я внимательно всматриваюсь во все стороны оврага. Замечаю что-то коричневое и бросаюсь туда. Ах ты ж, это пластиковая пивная бутылка. Владимир видит мое разочарование и говорит:

— Так природа мстит людям. Они наверху мусор выбрасывают. А как дождь пройдет, так весь этот мусор к ним обратно стекает.

И, в самом деле, пока мы карабкаемся вверх по оврагу, мусора видно предостаточно. Бутылки пластиковые и стеклянные, канистры, пакеты... Но — начинают встречаться и кости. Проходит десять минут после обнаружения бизоньей челюсти и — позвонок древнего горного барана. Он «торчит» из овражной стены. Потом — еще один. Потом — лопатка древней же лошади. И пошло-поехало. В узком месте, где огромная лужа и узкий переход по граниту, мы находим «зуб бизона», который оказывается бивнем мамонта.

В какой-то момент я замечаю, что от костей уже устала. А Владимир Черных с таким же азартом и вдохновением устремляется к каждой находке. Он, уроженец села Большой Куналей, рассказывает, что первую «палеонтологию» нашел в 9-м классе. И с тех пор этим заниматься не прекращает. Среди самых масштабных объектов — бивень мамонта.

— А вообще я очень хочу найти череп мамонта, — признается ученый.

Есть у Владимира еще одна мечта, и она посущественнее, чем один череп.

— Все знают Тарбагатайский район как центр семейской культуры, — объясняет он. — Но ведь у нас есть еще одна уникальная особенность. Это большое количество мамонтов, которые тут когда-то жили. Если все найденные на территории района палеонтологические остатки собрать в одном месте, они заняли бы целый зал. Кроме того, среди наших земляков нашлись бы те, кто вполне может провести там интересную экскурсию, ведь среди известных российских ученых-палеонтологов есть выходцы из нашего района. Надо двигаться к музею мамонта!

А мы тем временем дошли до конца оврага и теперь возвращаемся обратно. Добыча — больше 10 разнообразных костей мамонта, бизона, горного козла и древней лошади. Всех их изучат ученые, а потом они займут место в музеях. Экспедиция прошла удачно. Грязные ноги можно вымыть, обувь — выстирать, блокнот — протереть. А воспоминания об этом безумно-красивом походе останутся со мной навсегда.

Наш экспедиционный улов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2020

Заголовок в газете: Лопатки, челюсть, позвонок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру