С миру по нитке: в Улан-Удэ появился первый «чарити шоп»

Магазин «бэушной» одежды запустил круговорот добрых дел

На пике коронавирусной пандемии в нашем городе образовалось необычное пространство: виртуально — в бурятском сегменте Инстаграм, реально — близ пожарной части спального района.

Магазин «бэушной» одежды запустил круговорот добрых дел
Евгения Алексеева. Фото: instagram.com

Его обитатели занимаются тем, что берут бывшую в употреблении одежду у тех, кому она не нужна, и отдают тем, кому нужна, спасая одних людей от хлама, других — от холода, а природу — от мусора. Так называемый «чарити шоп» — первый и пока единственный в своем роде для нашего региона — делает ставку на бережливость, экологичность и полезность. И это — не громкие слова, а реальное дело, в чем лично убедился корреспондент «МК в Бурятии».

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Charity shop — такой вид социального предпринимательства, основная цель которого — не столько получение выгоды, как у секонд-хендов и комиссионок, сколько помощь социуму. Движение это зародилось за границей много лет назад. Чтобы в эпоху Великой экономической депрессии население удовлетворяло хотя бы базовые потребности, открывались благотворительные магазины, куда одни бесплатно сдавали ненужные вещи, другие продавали их, а третьи — дешево покупали.

За счет поступаемой прибыли обеспечивали работой, одеждой и питанием нуждающихся. Во время второй мировой войны, словно грибы после дождя, чарити шопы «выросли» по всей Европе. В 1899 году один — общественный — появился в Великобритании, принадлежал организации слепых и собирал деньги для нее. А в конце 1940-х годов множество частных — опять-таки в Туманном Альбионе. Сегодня на этот сегмент приходится 70% западного бизнеса.

Несколько лет назад charity shops распахнули свои двери в нескольких городах России, заработав на отечественный лад, а в этом году — и в бурятской столице. Наша землячка Евгения Алексеева вдохновилась проектом «Спасибо», когда жила в Санкт-Петербурге, и явила миру собственный — «Ниточка». От возникновения самой идеи до написания первого поста в Инстаграм прошло целых шесть лет.

— Будучи мамой двоих детей, часто задумывалась, куда девать их одежку — носить больше нельзя, выбросить очень жалко, отдать можно не всегда и не все в ту же церковь. Вдруг узнала, как одновременно заниматься экологической и благотворительной деятельностью. Подумала, что можно постоянно рассуждать об этом, а можно сделать первый шаг, — говорит Евгения. — И сделала его, о чем не пожалела ни разу, собрав вокруг единомышленников. Название выбрали неслучайно.  Все могут объединить силы и помочь ближним — связаться ниточкой взаимовыручки, ухватиться за нее. Недаром говорят: «С миру по нитке — голому рубашка».  Наша история не только про европейскую модель бизнеса и осознанное потребление продукции, но и про новую жизнь старой одежды, экосистему ее оборота и круговорот добрых дел.

Чистка шкафов и голов

Изначально маленькую команду составили три человека с большими планами — первооткрывательница Евгения, ее вдохновитель, графический дизайнер и в последующем создатель сайта, активист, блогер и путешественник Степан, а также постоянный партнер по проектам Галина, знающая, как заложить фундамент под любое дело. По собственному признанию, ребята боялись и сомневались. Долго шли к реализации задумки и выбрали непростое время для нее. Смотрели на себя со стороны и освобождали гардеробы от лишнего. Изучали тему экологии и открывали пугающие факты вроде «современная fashion-индустрия занимает второе место среди вредителей окружающей среды и «объем текстильных отходов превышает 90 млн тонн за год». Наконец, пришли к шопингу со смыслом и ныне продвигают его в массы.

— Мы решили аккумулировать ненужные вещи, передавать плохие и ветхие на переработку, хорошие и пригодные — на благотворительность, формируя своеобразный резерв для жертв стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий и находящихся в трудных ситуациях, остальные, в том числе винтажные, — на продажу, реализуя за «удобные деньги» — но не для наживы, а для функционирования — покрытия аренды, вывода на самоокупаемость и распределения чистой прибыли на заявленную цель, — поясняет мне Женя. — А заодно — создавать рабочие места и «разгружать» мусорные свалки, где текстиль разлагался бы десятилетиями.

Помещение за приемлемую цену и с более-менее удобной локацией искали по всему городу, нашли же по улице Ключевская, 21. Его стены хранили застоявшийся запах советских времен, но сокровенные квадраты оказались уютным прибежищем «бэушных» вещей, пунктом их приема и выдачи. Клининговая компания навела здесь порядок — отмыла три больших окна, засверкавших чистотой и подаривших много света, а неравнодушные люди установили стеллажи. Минувшей весной «Ниточка» вышла в информационное пространство — начала транслировать свою деятельность, а горожане — активно откликаться на нее. Постепенно на полную мощность заработало «сарафанное радио». Народ стал отмечать пространство в постах и публикациях, советовать друг другу. Его аудитория ощутимо подросла за четыре месяца, и сегодня в инстаграм-аккаунте charityshop_nitochka — без малого 5 тысяч подписчиков.

С миру по нитке

От всех желающих на безвозмездной основе чарити шоп принимает женскую, мужскую и детскую одежду, постельное белье, бытовую технику, полотенца, игрушки (желательно твердые, пластмассовые, а не мягкие, предполагающие дезинфекцию на особом оборудовании), книги и посуду — чистые, целые, аккуратные, чтобы было не стыдно отдать. И не принимает нижнее белье, лифчики, колготки, трусы в любом виде, а также сломанные приборы. Необходимо подготовить и упаковать то, что хотите сдать, написать сообщение в директ либо заполнить заявку по ссылке в шапке профиля и дождаться «курьера» либо самостоятельно доставить «вклад».

Сортировка вещей.
Приносят и книги....
... и одежду.

«Обувь и шубы должны иметь работающие замки и застежки и не иметь дырок и пятен, иначе вынуждены будут пойти на выброс, — констатирует собеседница. — Если сбор и сортировка у нас уже налажены, то переработка и утилизация — еще нет. Для них нужна специальная машина, которая стоит около 1,5 млн рублей и требует определенных объемов (пока такие агрегаты есть лишь в сharity shops Москвы, Питера и Иванова)». Хотя с мая по июль насобиралась и раздалась аж тонна всякой всячины, что, впрочем, далеко не предел.

Мы с Женей и ее помощницей Ирой стоим посреди огромного склада, где на полу и на полках лежат многочисленные пакеты и коробки. Некоторые «дарители» приезжают по одному-два раза, некоторые — по пять-шесть после того, как проведут уборки дома. Сотрудницы потеряли счет посетителям и не видели многих в лицо: «Нередко вечером оставляют мешки, а утром мы обнаруживаем их». Все это копится месяцами, сортируется по времени и раздается по максимуму. Чего только не привозят! Чаще — одежду для детей и женщин. Но приносили и ночные горшки, и добротные книжки, и даже пароварку.  

— Когда отдаем, верим на слово, не проверяем. Если к нам обратится крупный человек, едва ли найдем размер — они преимущественно «ходовые». Однажды пришел дедушка и попросил большие кроссовки, до сих пор не подобрали такие, — говорят девушки. — В основном же обращаются одинокие и многодетные. Адресно помогли трем мужчинам разного возраста, включая того, который растит племянниц, и четырем семьям погорельцев, потерявшим крышу над головой.

Кроме того, чарити шоп «Ниточка» сотрудничает с социальными учреждениями, где проживают ребятишки от 3 до 18 лет, а также содержатся взрослые. В их числе — Бичурский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Селенгинский центр социальной помощи семье и детям, Тарбагатайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, специализированный психоневрологический дом ребенка «Аистенок» (их представители сами забирают гуманитарную помощь), а также республиканский центр социальной адаптации «Шанс» и реабилитационный наркологический центр Улан-Удэ, чьим пациентам порой нечего надеть при выписке. Взаимодействует площадка и с приютами для животных — дарит теплые куртки и одеяла, которые не подлежат повторному использованию людьми, но послужат отличными подстилками братьям меньшим.

Покупай и помогай

Нарядные платья, туфли, брендовые кофты и сумки и иже с ними отправляют в магазин по улице Ленина, 7. Он открылся в самом сердце нашего города, неподалеку от площади Банзарова буквально на днях, сильнее напоминает шоу-рум, нежели секонд-хенд, и предлагает самые низкие цены по всему городу — от 20 рублей.  

Основатели надеются, что торговая точка необычного формата обретет покупателей, стараются развеять стереотипы вроде «Одеваться в таких местах стыдно/опасно» и призывают доверять своему сердцу, а не ложным мифам: «Ведь тут вы можете не просто сделать благотворительную покупку и оказать помощь нуждающимся, но и создать уникальный стиль, посещать интересные мероприятия». В начале июля charity shop принял участие в эконеделе «Рассортируй меня», где речь шла о переработке одежды и «расхламлении» гардероба. На западе благотворительные магазины пользуются огромной популярностью у интеллектуалов и антиглобалистов, сторонников осознанного потребления и охотников за оригинальными и эксклюзивными вещицами и изделиями.

Несмотря на то, что родные, друзья и волонтеры поддерживают Евгению и Ирину всеми возможными способами, а знакомая — владелица типографии в Новосибирске — печатает им листовки и визитки, рабочие руки не помешают. На сортировку приезжали спортсмены-лучники — чемпионка СФО Туяна Базарова, мастера спорта РФ Мария Коногорова и Нимажана Цыбенова, член молодежной сборной России Чимита Лубсанова и победитель спартакиады учащихся России Мэргэн Дашиев.

Чтобы участвовать в различных конкурсах и программах социального предпринимательства, «Ниточка» должна оформиться как фонд или НКО, а, значит, просуществовать минимум восемь месяцев. Пока же хочет связаться с органами социальной защиты, пытается выйти на руководство торговых сетей и организовать сеть контейнеров для вещей около магазинов. И, помимо этого, обзавестись дополнительным складом и полезными связями. Если объединиться с разными мастерами — например, по резьбе по дереву, совместно можно изготавливать те же пуфики.

— За десять лет работы в энергетической отрасли я не слышала столько теплых слов, сколько их услышала за четыре месяца труда здесь, — признается Женя. — Все твердят: «Лишь бы это не осталось разовой акцией». Надеемся, что выстроится стабильная система и появится настоящее комьюнити, которому не чужды экологические и общественные проблемы. Каждый год тысячи малоимущих и бездомных заболевают и умирают от переохлаждения. Семилетний мальчик надевает старенькие кеды в тридцатиградусный мороз и идет до школы. Мужчина стыдится зайти в метро, потому что не менял пальто несколько лет. Каждый из нас может преломить ход событий. И тот, кто стесняется отправиться в застиранной рубашке на собеседование, найдет работу. А тот, кто носит малую обувь, не натрет ноги до крови. И кто остался без крова, согреется в холода. Потому что «Ниточка» — это все мы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2020

Заголовок в газете: Шопинг со смыслом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру