Почему уроженцы Бурятии покидают ее?

За лучшей долей отправляются в другие города

По неутешительным данным Бурятстата, жители республики продолжают ее покидать. Если в январе-июне в Бурятию прибыло 6402 человека, то за этот же период выбыло 6425 человек, таким образом, миграционный отток за 6 месяцев 2020 года составил 23 человека.

За лучшей долей отправляются в другие города

Почему наши земляки покидают тоонто нютаг по собственному волеизъявлению и селятся в других регионах, а то и странах на ПМЖ? Что находят они на чужой стороне и радуются ли обретенному там дому? Об этом наш корреспондент расспросил нескольких известных (и не очень известных) земляков.

Надежда Сахаровская, телекорреспондент, Москва:

— После того как я прошла школу Познера, стала активно рассылать резюме в федеральные издания. Казалось, большая и объективная журналистика живет в большом городе. Оказалось, ничего подобного. Самые честные и нужные репортажи для меня остались на телеканале «Ариг Ус». Но тогда хотелось карьерного роста. В Бурятии стало тесно. Так в 2013 году я очутилась в Москве. Приехала сюда по приглашению руководителя криминальной программы «ЧП. Итоги недели», куда также отправляла портфолио. Бросила все, включая отношения и связи, наработанные не на самом маленьком уровне, любимых коллег, которым благодарна до сих пор за реализацию себя и своих идей. В личной жизни была ж...а: тяжелый разрыв. В финансовом плане тоже: зарплату выдали после нескольких репортажей, однако на начальных этапах я снимала комнату, и деньги уходили преимущественно на аренду. Первый год стал годом жестянщика: депрессия и тоска по семье и друзьям, жесткая школа НТВ, где приходилось работать по 17 часов в день, а то и ночевать, жесткое отношение коллектива. Последующие годы — программа «Свободное время» с Алексеем Егоровым, обожаемая нами до самого закрытия, новости на федеральном канале РЕН ТВ — то, о чем мечталось всегда, череда командировок — в Европу, Киев, на Донбасс, важные темы, открывавшие выпуски, встреча с будущим мужем, спорт, занятия спортом, рождение первого ребенка, а вскоре — и второго. Все это время меня спасала не только поддержка родных и близких на расстоянии, но и новые знакомства, и сам город, который принял меня чудесным образом и не сожрал в итоге, а позволил стать сначала счастливым профессионалам, потом — женой, а затем — и мамой.  

Екатерина Мухина, Москва:

— Я проработала на государственной службе в Республике Бурятия десять лет. Переехала в Москву полтора года тому назад. Поняла, что личный карьерный рост на моей малой родине невозможен в дальнейшем. Но самое грустное, что руководящие должности вокруг занимать начали люди, которые не дотягивали до уровня настоящего эффективного руководства. Ощущалась какая-то безнадежность, работа стала не в радость. А ради галочки либо для похвалы без реального результата она не устраивала. Скучаю по родителям, озеру Байкал, кухне и природе Бурятии, но не думаю о возвращении туда.

Михаил Губаль, маркетолог, Красноярск:

— Мысли о переезде появились давно и реализовались, как только представился удобный случай — уехали в Красноярск. Один из важнейших факторов — уровень образования, оснащение детсадов и школ. Через год сын пойдет в первый класс, и у него будет больше возможностей для обучения. Помимо этого есть развитая инфраструктура, различные предприятия и, следовательно, выше шансы на самореализацию. Город зеленый, много парков, зон отдыха, велодорожек, развлечений. Причем зелень сажается не черт-те как, а очень продуманно, трава подстригается, и аллергия протекает легче. Огромное внимание уделяется транспортной доступности и повсеместной чистоте. Бытовые отходы увозятся вовремя, имеются специальные баки для их раздельного сбора — кстати, очень популярные у населения. Управляющие компании следят за домами. Дворы аккуратные, подъезды чистые, причем никто не ходит по квартирам и не собирает деньги за уборку. Правда, остро стоит вопрос парковок и возникает проблема загазованности. Поживем — увидим. Я люблю Улан-Удэ и Бурятию, буду приезжать туда в гости. Но нужно думать о будущем за ее пределами.

Елена Медведева, журналист, Новосибирск:

— Если я могла развиваться в профессиональном отношении и на родине, то муж — нет. Мы взвесили все «за» и «против» и решили переезжать. Рассматривали Москву как крайний вариант, не хотели жить там. Не потому что город плохой, а потому что «минусов» от жизни там куда больше, чем плюсов для нас. Ближайшим местом с развивающимися IT оказался Новосибирск. Хороший город недалеко от малой родины, где для меня нет никаких ограничений ни в учебе, ни в работе. Наоборот, есть новый опыт и возможности. А Бурятию мы оба нежно любим. Была бы возможность остаться тут, остались бы.

Марина Игумнова, специалист по PR, Москва:

— Думаю, у многих время от времени появляются мысли о переезде. Изначально они связаны с «лучшей жизнью», романтическими образами, транслируемыми в фильмах, юношеским максимализмом а-ля «покорить большой город». Такие мысли появлялись и у меня: сначала думала о Москве, потом — о Германии, когда училась на переводчика. Но в 28 лет переехала в российскую столицу с совсем другими соображениями. Однажды возникло ощущение того, что «засиделась» на месте. Хотя занимала должность главного редактора в лучшем СМИ c хорошими рейтингами и командой мечты. Одновременно много путешествовала, и прочувствовала пульс Москвы при одной из поездок туда. А в Улан-Удэ недоумение испытывала. Почему вечером люди ходят всюду, не торопясь никуда? Почему встречи всегда начинаются с опозданием? Почему многие не хотят и не могут приложить усилия, чтобы достичь большего? Безумно люблю родной город, который дал мне многое. Дико скучаю по друзьям и родителям. Но переехать было самым правильным решением. Я немного сменила сферу деятельности и уже выросла на новой должности. Расширила горизонты, избавилась от кучи стереотипов, начала шире мыслить и работать с масштабными компаниями. Возможно, однажды и я вернусь. Но точно знаю, хочу выделить это жирным шрифтом и подчеркнуть два раза: этот опыт — бесценен и для того, чтобы изменить к лучшему жизнь в своем регионе.

Евгений Малыгин, директор национального конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия — страна возможностей», Москва:

— Я уехал почти год назад и сразу — на новую работу. Почему согласился? Потому что предложили интересный̆ федеральный проект. В Бурятии ты можешь достичь определенного потолка, и на многие лета он останется твоим уровнем. А чтобы подняться выше, нужно запасаться терпением и надеждой на повышение. Я нетерпеливым оказался и не жалею.

Считается, что если ты уезжаешь «в столицы», то теряешь свободу. Мне кажется, дело обстоит ровно наоборот: ты обретаешь свободу — от своего страха, ведь делаешь шаг навстречу другому миру. И это — признак собственной̆ силы. Основной̆ плюс большого города — новый опыт и новые возможности. Здесь нет сумасшедших цен: продукты и вещи в Москве стоят примерно столько же, сколько и в Улан-Удэ, а вот выбор значительно больше, и качество — лучше. Да, бизнес-ланч обходится примерно в 500 рублей̆, но и зарплаты не в пример выше. Единственная «засада» — жилье, «съедающее» существенную часть семейного дохода. Но если постараться, возможно подобрать варианты, устраивающие и по цене, и по «начинке», и по расположению. Я находил нормальные квартиры где-то за неделю. Сейчас тратим на аренду примерно четверть бюджета. Хочу ли я вернуться? Скажем так, не загадываю: давно отучился делать это. Все так же люблю Бурятию за ее людей̆ и природу. И пока получается прилетать на родину. Это тоже помогает.

Виктория Фроленко, сотрудник продакшн-компании, Санкт-Петербург:

— В Улан-Удэ меня устраивало все, кроме определенного «профессионального потолка». Хотелось «движухи». Уехала в Питер не только поэтому, но и потому что сюда переехала вся семья. На мой субъективный взгляд, здесь больше возможностей для роста и развития — и моего, и моей дочери. Из очевидных плюсов — красивый зеленый город, общественный транспорт, ходящий по расписанию, множество вариантов с работой и подработкой, перспектива покупки жилья по адекватной цене. С остальным пока не разобралась. Из минусов — часовой пояс (что, впрочем, вопрос времени) и холодная зима, по словам местных. Так ли это, проверю уже скоро.

Оюна Харитонова, руководитель проекта в агентстве стратегических инициатив, Москва:

— В Бурятии нормальный подход встречается редко: обычно требуют очень много, а взамен получаешь очень мало. Быть наемным служащим в Улан-Удэ тяжело, развернуться там сложно, для реализации классных идей постоянно не хватает ресурсов. Уехала год назад и не жалею об этом. В пустоту никогда не рванула бы, а тут предложили хорошую работу, которая очень нравится и финансово, и деятельно. Отличные условия — интересные командировки, социальный пакет, добровольное медицинское страхование, оплата повышения квалификации, гибкая система мотивации и наставничества. Чувствую, что меня ценят, а с моим мнением считаются —  включили в кадровый резерв, делегируют важные дела.  Нет ощущения того, что ты —  мелкая сошка в большой игре (хотя так оно и есть). Помимо профессиональных преимуществ есть и чисто бытовые — более комфортная жизнь и качественные продукты, много зелени и парков. Я организовала логистику так, что добираюсь до работы пешком за 25 минут, наслаждаясь фонтанами, архитектурой и т.д. Выходишь в магазин из дома и случайно обнаруживаешь классный гастропаб.

Наталья Стефани, Москва:

— Наверное, моя история отъезда из Бурятии самая необычная. Он был вызван не экономическими или социальными причинами, даже не карьерными амбициями и уж, тем более, не желанием зарабатывать в разы больше. За три года в Национальной библиотеке Республики Бурятия из растерянной незнайки выросла в полноценного сотрудника. Представляла ее везде — в прессе, на радио и телевидении, вела множество интересных проектов, в том числе авторскую программу «Литературный перекресток» на ГТРК «Бурятия». Но, будучи отчаянным романтиком, отправилась в Москву за новыми впечатлениями без стартового капитала, финансовой подушки и четкого представления о том, где буду работать и на что жить. На первое время меня приютил Вахтанговский театр, но работу пришлось искать самой. Только через четыре месяца после переезда я нашла свой дом в Москве — музей-квартиру Алексея Толстого на Спиридоновке, где два года с лишним играла роль «пятой графини». После экскурсий коренные москвичи и столичные гости обнимали меня и говорили, что благодаря мне Толстой стал ближе и объемнее для них. А сама я думала, что останусь в этом доме, ставшем мне родным, до глубокой старости. Однако мой оптимизм разделяли не все. Нетерпимость к чужому успеху была для меня неприятным открытием. Противостояние было настолько сильным, что я заболела и встала перед выбором: уйти, но остаться живой и, по возможности, здоровой, либо остаться, но уйти туда, откуда не возвращаются. Выбрала первое. Здесь я встретила абсолютно бескорыстных умножателей добра. Некоторые из них просто потрясли широтой своих поступков. Именно благодаря им я остаюсь в Москве и надеюсь, что искренность, открытость и любовь победят холодный расчет, лицемерие и равнодушие этого мира.

Николай Будуев, депутат Госдумы от Бурятии:

— В советские времена наша республика хорошо шагнула вперед. Сейчас основа ее экономического развития не то, что совсем подорвана, но сильно сокращена. За последнее время резко усилился отток уезжающих из Бурятии — особенно в сфере творческой интеллигенции, малого и среднего бизнеса. Инвестиционный климат нашего региона крайне сложный, рынок спроса довольно маленький, сокращение рабочих мест весьма закономерно. Без блата и протекции дяди Баира на приличную работу устроиться сложно, из-за чего возникает деградация управленческого слоя и неэффективная деятельность госаппарата. Простые люди страдают от этого, ощущают все на своих карманах и не видят перспектив. Кроме того, они часто сталкиваются с несправедливостью, не могут защитить собственные права и интересы и отправляются туда, где сделать это проще. Где лучше дороги, ниже плата за жилищно-коммунальные услуги, выше качество образования…Почему не уехал я сам после того как произнес знаменитую фразу: «Валите отсюда, пока молоды»? Потому что кто-то должен бороться за справедливость в Бурятии, ее будущее и жителей. А кто, как не депутат?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Понауехали тут!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру