Обветшалый памятник первопроходцам БАМа: место простого народа в грандиозных планах давно определено

РЖД вспомнила о долгах

В ходе недавней видеоконференции Владимира Путина с врио главы Иркутской области Игорем Кобзевым к разговору подключился глава РЖД Олег Белозеров. На вопрос о вырубках леса на Байкале для расширения БАМа и Транссиба он заверил: «Не только ничего не заберем, но и вернем Байкалу долги железнодорожников».

РЖД вспомнила о долгах

Раз уж о долгах озеру заговорили, может, и о людях вспомнят. Пару лет назад состоялось наше знакомство с Аурикой Савчук. Москвичка в нескольких поколениях поведала, что ее дед по материнской линии, летчик «Бампроекта» легендарный Сергей Курочкин погиб в авиакатастрофе в Бурятии возле Таксимо 15 августа 1940 года. Вместе с ним погибли еще шесть человек – инженеры и рабочие изыскательской партии «Бампроекта».

Со дна на пьедестал

Аурике Анатольевне с мамой Евгенией Сергеевной удалось в 2010 году, на столетие Сергея Курочкина, побывать в Таксимо. Там воздвигнут памятник в его честь: макет гидросамолета «АНТ-4» в масштабе 1:2. Сделали его комсомольцы Улан-Удэнского авиационного завода по чертежам гидросамолета, на котором Сергей Курочкин разбился при посадке на Борончеевское озеро возле Таксимо. Это стало возможным, когда крылатую машину подняли через сорок лет со дна водоема бойцы отряда «Комсомолец Бурятии».

«АНТ-4» - первый советский тяжелый бомбардировщик. Моноплан, покрытый дюралем, с размахом крыльев в 28 метров. Летчики «бамовской эскадрильи» занимались топографической съемкой, доставляли к месту строительства людей, грузы и оборудование. Аэродромов не было. Взлет и посадка самолетов производилась на поверхностях озер и рек. Летом к гидросамолетам прикрепляли поплавки, зимой лыжи.

Несовершенная техника преклонного возраста, полеты в экстремальных погодных условиях над безлюдными, труднопроходимыми местностями - все это требовало от летчиков профессионализма и недюжинных личных качеств. Рисковали каждый день, нередко гибли. Летчики «бамовской эскадрильи» доблестно воевали в годы войны, 8 из них были удостоены звания Герой Советского Союза.

Памятник в Таксимо в честь этих людей требует сегодня покраски и ремонта. На могиле Сергея Курочкина в селе Неляты Забайкальского края надо восстановить винт. Мне, говорит Аурика Анатольевна, из Москвы все это сложно организовать, а просить неудобно.

С памятником как-то не задалось

Неудобно должно быть не семье Сергея Курочкина. Но испытывают беспокойство за судьбу памятника сегодня, похоже, только они. С самого начала с ним как-то не задалось. Комсомольцы Бурятии собирали на него средства всем миром, но обкомовское начальство тех лет направило деньги на другие нужды. Гидросамолет «АНТ-4» со дна Борончеевского озера должен был пополнить фонды Музея авиации в Монино, но после разбора и транспортировки был признан не подлежащим восстановлению. Чертежи этого самолета с улан-удэнского авиазавода пропали. Чудо, что макет все же был изготовлен, но перевезти его из Улан-Удэ в Таксимо долго не получалось.

Началась история с памятником в начале восьмидесятых, а воздвигли его на привокзальной площади Таксимо лишь в середине девяностых. Совсем не там, где планировалось, и не так, как предлагал молодой архитектор Р. Ракшаев, победитель конкурса проектов установки этого памятника. Затевали дело хорошее и нужное, решили после сорока лет забвения увековечить имена достойных людей, но то ли политической воли не хватило организаторам, то ли чистоты помыслов. С этим и сейчас большой дефицит. БАМ называли стройкой века еще в прошлом столетии. Сегодня у этого проекта есть все шансы перейти в стройку второго века. Памятник первопроходцам БАМа в Таксимо – обветшавшая модель гидросамолета АНТ-4 – свидетельствует о том, что место простого народа в грандиозных планах давно определено.

Самый дорогой инфраструктурный проект СССР

Первые изыскатели БАМа появились в Сибири и на Дальнем Востоке в 1926 году. В сталинское время строительством БАМа занялось руководство «Беломорканала». В БАМЛАГ перекинули заключенных ГУЛАГа. Сотнями тысяч бесплатных рук компенсировали затраты на масштабный инфраструктурный объект. Сделано было немало, заработала ветка БАМ – Тында. В 1942 году часть уже уложенных рельсов разобрали и увезли к участку фронта, на рокадную линию Сталинград – Саратов.

Послевоенное строительство БАМа остановилось в 1958 году, в разгар развенчания культа личности Сталина. Стройку возобновили десять лет спустя, в брежневскую эпоху. Ставку делали на молодежь и военных. В 1985 году БАМ переименовали в Байкало-Амурскую железную дорогу имени Ленинского комсомола. К 2003 году строительство БАМа сошло на нет. К тому моменту построили 25% магистрали.

Сегодня, когда нет бесплатных гулаговских рабочих, исчезли вслед со страной советов комсомольцы-добровольцы, а тучные годы с потоком нефтедолларов безвозвратно ушли, разговоры о строительстве БАМа выглядят как-то очень оптимистично. На фоне неудачных проектов типа «Сила Сибири» опасения, что под видом расширения БАМа начнут ловить рыбку в мутной воде, безосновательными не назовешь.

Год Байкала на одном берегу озера

Железнодорожники о долгах Байкалу вспомнили только накануне выборов в Прибайкалье. Документ о намерении их вернуть подписали лишь с Иркутской областью в лице тогда еще и.о. губернатора Игоря Кобзева. Руководство страны одобрило инициативу иркутских властей объявить следующий год годом Байкала. О других субъектах Байкальского региона речь не идет хотя в них долгов Байкалу тоже немерено, да и БАМ мимо этих мест никак не пройдет. Но было отличие: важных выборов в сентябре 2020 года в них не намечалось.

Игорь Кобзев собственноручно сажал деревья перед телекамерами, приговаривая, что посадит вместо одного срубленного - не три, а пять. Почин хороший. Лишь бы не затих. Игорь Кобзев благополучно избрался. Теперь может спать спокойно - как глава Бурятии Алексей Цыденов, выходец из структуры РЖД. Тревоги жителей республики о судьбе Байкала отразятся в избирательных бюллетенях лишь через два года.

Для небольших выборов в Бурятии в 2020 году в местное самоуправление и на освободившееся место в НХ РБ от Северобайкальского и Муйского районов власти посчитали достаточным выразить озабоченность регулированием уровня Байкала. Алексей Цыденов написал по этому поводу письмо на имя министра природных ресурсов РФ Дмитрия Кобылкина. Письмо осталось без ответа, но податель будет этим удовлетворен, как и тем, что уничтожать фенольное озеро в центре Улан-Удэ РЖД будет наряду со здоровьем улан-удэнцев. Место простого народа в грандиозных планах давно определено. С политической волей и чистотой помыслов в служении на благо народу у чиновников и депутатов все так же – без изменений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру