Кто виноват и что делать? Нериторические вопросы потребовали исчерпывающих ответов. И вот на днях в мэрии состоялось совещание по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Участники этого мероприятия обсуждали не только как исправить ошибки, но и как не допустить их впредь.
— В 2020 году для ремонта и строительства дорог Улан-Удэ было выделено 700 млн рублей, — сообщил председатель комитета по строительству администрации Улан-Удэ Жамсо Гармаев. — Эти деньги и плюс средства, которые были сэкономлены по итогам торгов, направлены на реконструкцию 27 основных и 2 дополнительных автотрасс по улицам Павлова и Толстого, а также на ликвидацию мест концентрации ДТП. Сейчас общая готовность по нацпроекту «БКД» составляет около 90%.
Два объекта успели принять в эксплуатацию к середине минувшей недели и 12 планировали принять к концу ее. Столь масштабная кампания впервые проводилась в бурятской столице и ожидаемо испытывала трудности. Местных подрядчиков и рабочего ресурса не хватало, а иногородние не допускались из-за эпидемиологической обстановки (да и немногие из них понимают здешнюю специфику).
Дождливая погода тоже не сыграла на руку, растянув сроки. Во время осадков асфальт класть нельзя, а после них нужно подождать минимум день-полтора, чтобы подсохло основание, иначе весь труд пойдет насмарку. Замерзшая влага увеличивается в объемах, и бетонное покрытие разрушается. Наконец, подготовка проектно-сметной документации и технического задания прошла не настолько хорошо, насколько должна была. И дело не ограничилось лишь этим.
Заместитель генерального директора МУ «Улан-Удэстройзаказчик» Павел Малых заявил, что повсеместно выявились нарушения технологии производства — укладка асфальта недостаточной плотности и толщины, установка бордюров со множественными сколами и трещинами. На все недочеты исполнители получают предписания об устранении — от демонтажа до фрезерования, после чего заказчик повторно проверяет качество работ.
Изначально специалисты не предусмотрели некоторые из них, потому что соглашение между мэрией и минтрансом Бурятии предполагало обустройство именно проезжей части, все силы и средства бросались на достижение основного показателя. В результате где-то взятые для экспертизы «вырубки» соответствовали стандартам, а где-то ситуация оставляла желать много лучшего. Общая протяженность преображенных дорог без учета тротуаров достигает 1000 километров.
— Мы сами заказываем ПСД, сами принимаем ее, проводим торги и определяем подрядные организации, — напомнил мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков. — После того как прошли эти процедуры, с конца 2019 года стартовала совместная деятельность с нашими коллегами. В самом начале ремонтно-строительного сезона я попросил председателя горсовета подключить депутатов по округам, даже больше — привлечь общественность, чтобы совместно усилить контроль за строителями и сделать анализ по объектам. Считаю, что наш опыт удался.
По просьбе градоначальника была сформирована инициативная группа, куда вошли и члены муниципального парламента вместе с председателем, и представители Общественной палаты и некоммерческой организации «Союз дорожников Бурятии», и просто активные граждане (для таких «помощников» проводились обучающие семинары). Они не приходили на «готовенькое» и не занимались «придирками», а приезжали на места и устраивали дотошные проверки.
«То, что предложили вы, правильно и необходимо, — сказал председатель Улан-Удэнского горсовета Чимит Бальжинимаев. — Мы проверили более 20 участков, совершили около 30 выездов. И первый раз рекомендовали приостановить дорожные работы, в частности, по улицам Хахалова и Революции 1905 года».
Слугам народа поступали обращения от горожан с фото- и видео того, как дорожники стелют покрытие прямо на песок или под дождем, да к тому же не согласовывают свои действия с коммунальными службами. Так, жители улицы Медицинская жаловались на трудности с подъездными путями. Народные избранники устраивали «разбор полетов», подрядчики исправляли свои «косяки». Жители улицы Дальневосточная сетовали на отсутствие ливневой канализации при наличии песчаных насыпей и крутых уклонов — вся грязь по горкам стекала бы прямо во дворы к подъездам. Впрочем, ливневки — «больная» тема для всего города. Проведенный мониторинг не просто обнажил системные проблемы, но и подтолкнул к их решениям.
— Специалисты «Улан-Удэстройзаказчика» и комитета по строительству вели работу денно и нощно, докладывали обстановку оперативно. По каждому объекту создана группа в Viber, куда включены и заказчики, и исполнители, и жители, благодаря чему удается разрешать вопросы и вносить коррективы своевременно, — выразил благодарность председатель комитета городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского горсовета Сергей Бурдиков. — Беда в том, что у организаций часто совпадают графики получения материалов и проведения работ, из-за чего возникают очереди и происходят задержки. Либо они должны «разбиваться» так, чтобы не зависеть друг от друга, либо должен предоставляться выбор поставщика.
— Спокойно, методично, упорно приведем все в порядок, — заверил Игорь Шутенков. — Депутаты горсовета подготовили массу замечаний, и я поручил не просто исправить их и взять на контроль, а создать сводный реестр из всех и подготовить правовое решение по каждому. Первый раз за все время мы расторгли контракт с недобросовестным подрядчиком. А при необходимости будем поступать так в дальнейшем. Общественный контроль осуществлять надо «от» и «до», приобретенный опыт — суммировать и учитывать.
А беспристрастных контролеров, договориться с которыми невозможно, — обучать и «размножать». Нерадивые строители угодят в «черный список» и едва ли вновь посотрудничают с городскими властями. Такую практику распространить собираются на все виды благоустроительных работ в Улан-Удэ, что пойдет на пользу и подрядным организациям, и городу, и самой власти, ибо правильно говорят: по кривой дороге вперед не видать.