В Улан-Удэ с бывшего руководителя «управляшки» взыскали больше 30 млн рублей

Женщина подключила сына к выводу активов из организации

Что означает понятие «хорошая управляющая компания» для среднестатистического улан-удэнца? Чистые подъезды, бесперебойное водо- и теплоснабжение, красивый, ухоженный двор…

Женщина подключила сына к выводу активов из организации

К сожалению, таким признакам отвечают далеко не все «управляшки». А некоторые организации, кажется, и вовсе забыли о своих жильцах. Сфера их интересов — незаконные сделки, многомиллионные долги, бесконечные судебные разбирательства…

С бухгалтерской отчетностью — полный кавардак

Об одной из таких управляющих компаний (а точнее, об одном из ее директоров) «МК в Бурятии» уже писал. ООО «Энергостройсервис» («ЭСС») появилось на свет в 2005 году. Сначала дела складывались неплохо, потом «управляшка» стала накапливать долги перед ресурсоснабжающими организациями. Когда директором «ЭСС» стал Иван Рязанец, ситуация совсем усугубилась. И от компании стали отказываться целыми домами.

В 2016 году в «Энергостройсервисе» начался процесс банкротства. Рязанец покинул организацию и учредил новую «управляшку» — ООО «Дворский», которую также постигли долги. Но это уже другая история. Мы же вернемся к «Энергостройсервису» и расскажем, как арбитражный суд Улан-Удэ взыскал с учредителя и директора «ЭСС» больше 30 миллионов рублей.

Что? 30 миллионов рублей? Откуда такие суммы? Похоже, у вас возникают те же вопросы, что и у нас. Будем разбираться.

ООО «Энергостройсервис» стало одним из «лидеров» среди управляющих компаний по накопленным долгам за коммуналку в Улан-Удэ. При этом нельзя сказать, что проблема заключалась только в жильцах, которые не хотели платить. У общества были и благополучные многоквартирные дома с хорошей платежной дисциплиной. Но задолженность стабильно накапливалась из года в год. В итоге все пришло к тому, что ресурсоснабжающие организации стали подавать в суды иски на «ЭСС» — один за другим.

В 2017 году общество признали банкротом. Туда назначили конкурсного управляющего Анастасию Трусцову. Когда она стала изучать документы компании, то буквально схватилась за голову. С бухгалтерской отчетностью был полный кавардак, велась она с грубыми нарушениями. Нулевые показатели содержались по всем строкам баланса. А имевшаяся дебиторская задолженность потребителей услуг нигде не была отражена.

«В результате искажения бухгалтерской отчетности невозможно определить размер и состав реальных активов и пассивов общества», — отмечено в постановлении арбитражного суда Улан-Удэ.

Трусцова после длительного изучения документов подсчитала дебиторскую задолженность «управляшки». Общая сумма составила внушительные 15 552 712 рублей. Сюда входили и долги жильцов 33 домов, которые находились в различные периоды в управлении у ООО «ЭСС». Вся эта огромная масса долгов сформировалась в период деятельности в качестве директора «Энергостройсервиса» Екатерины Папиловой. После ее увольнения на место руководителя как раз и пришел Иван Рязанец.

Именно Папилова должна была вести бухгалтерский учет, а также оформлять правоотношения с потребителями услуг и принимать меры к своевременному взысканию задолженностей.

«Доказательств надлежащего исполнения указанных обязанностей Папилова Е.И. не представила», — отмечает арбитражный суд.

Из-за искажения бухгалтерской отчетности вся процедура банкротства существенно затормозилась. Основные активы компании было тяжело определить, а совершавшиеся сделки — выявить и проанализировать.

Сын за мать

Впрочем, две сделки, которые выглядели весьма подозрительно, конкурсный управляющий все же нашел. И не только нашел, но и оспорил в суде.

Во-первых, весной 2015 года «Энергостройсервис» продал свое собственное помещение на улице Клыпина. Площадь помещения составила 273 кв.м. А цена — ровнехонько 100 тысяч рублей. Немного, правда? Даже гаражи в Улан-Удэ стоят намного дороже.

Сделка была совершена директором «ЭСС» Екатериной Папиловой после полученного одобрения от учредителя общества — Николая Афанасьева. А теперь — внимание! Покупателем супердешевого объекта стал Александр Папилов — родной сын Екатерины Ивановны.

Арбитражный суд Улан-Удэ эту сделку, естественно, признал незаконной. Налицо — сговор продавца и покупателя, который имел целью вывод активов «ЭСС».

Сделка была совершена в период, когда кредиторами уже были предъявлены иски о взыскании задолженности в значительном размере. О возбуждении исковых производств должнику было достоверно известно. Сговор сторон выразился в совершении заведомо безвозмездной сделки с целью причинения существенного вреда кредиторам, создании видимости отчуждения недвижимости третьему лицу.

В итоге сделку по продаже помещения на Клыпина признали недействительной. По распоряжению суда объект вернули в конкурсную массу и позже продали — уже по нормальной рыночной цене.

Смешались люди, кони…

Во второй сделке опять фигурировало имя Александра Папилова. Сын директора ООО «Энергостройсервис» являлся руководителем ООО «Энергоаудит-Сервис». Именно этой конторе «ЭСС» перечислил на расчетный счет 320 тысяч рублей. А вот еще одно необычайное совпадение — учредителем «Энергоаудит-Сервиса» был тот самый Николай Афанасьев, который уже учредил «ЭСС».

В общем, фамилии матери и сына Папиловых и Афанасьева в этой истории мелькали постоянно. «Энергостройсервис» направо и налево задешево продавал или переводил свои активы, одновременно имея огромные долговые обязательства. Все это привело к тому, что конкурсный управляющий написала заявление о привлечении Екатерины Папиловой и Николая Афанасьева к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Поясним, что по законодательству руководитель компании-банкрота, который создал большой дисбаланс между стоимостью активов должника и размером его обязательств, подлежит привлечению к ответственности в полном объеме. Ведь именно из-за его действий (или бездействия) ситуация настолько усугубилась, что возможности погасить свои долги у организации совсем не осталось.

Из отчета конкурсного управляющего выяснилось, что мероприятия по реализации конкурсной массы завершены полностью. Размер непогашенных требований кредиторов составляет 17 с лишним миллионов рублей, требований кредиторов, учитываемых за реестром, — больше 4 миллионов. Были и текущие обязательства на сумму в 8,7 миллиона. Всего сумма составила больше 30 миллионов рублей. Ее и взыскали с Екатерины Папиловой, ведь именно Екатерина Ивановна руководила «Энергостройсервисом» в самое «долговое время». Также с Папиловой и с Афанасьева взыскано в пользу «ЭСС» 320 тысяч рублей — за тот самый перевод «Энергоаудит-Сервису».

По итогам судебного заседания справедливость восторжествовала. Но остался небольшой осадочек. Хотелось бы, чтобы подобными ситуациями занимались не только конкурсные управляющие, но и прокуратура. Суммы задолженностей большие, нарушения прав потребителей — налицо. В таких случаях пристальное внимание соответствующих органов не повредит.

P.S. Главная задача любой управляющей компании — это обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан. К сожалению, в Бурятии все складывается немного по-другому. В республике сохраняется высокая задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов — и со стороны потребителей, и со стороны самих «управляшек». На начало 2020 года долги, например, только за отопление составляли 25 миллионов рублей.

Все это негативно влияет на население Бурятии в целом. Накопление долгов приводит к судебным искам и прочим неприятным вещам. Управляющие компании все свое внимание переключают туда — в пространство бухгалтерских отчетов и ненужного «бодания» с коммунальщиками. А ведь можно было вместо этого подъезд побелить или лужайку перед подъездом постричь…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2020

Заголовок в газете: В Улан-Удэ с бывшего руководителя «управляшки» взыскали больше 30 млн рублей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру