«Я лучше в футбол»: Принц из Замбии в Бурятии не смог разбить хребтовую кость

Принц Татенда Лунгу нашел главное отличие между своей родиной и республикой у Байкала

Принцу — 24 года. На нем клетчатое пальто, пуловер, темные брюки и замшевые ботинки. Выглядит он как франт. Принц идет к берегу, вальяжно и размеренно. Видит воду, резко останавливается и выдыхает.

Принц Татенда Лунгу нашел главное отличие между своей родиной и республикой у Байкала
Пообщался с ребятишками. Фото: Стенли Лейбзона

«Байкал!» — восклицает он. Выхватывает телефон, начинает селфиться, крутиться и превращается в обыкновенного молодого парнишку.

Передо мной люди вставали на коленях

В середине сентября в Бурятии четыре дня провел студент из Замбии. Он приехал в рамках ютюб-проекта «Россия глазами иностранцев». В этом тревел-шоу молодые люди из разных стран отправляются в отдаленные регионы РФ. Команда продюсерского центра Baza из Тюмени снимает знакомство ребят (чаще всего это студенты российских вузов) с традициями местных коренных народов.

Татенда Лунгу — из Замбии. Он живет в России уже четыре года и учится в Казанском национальном технологическом университете на биотехнолога. Хорошо говорит по-русски. А еще Татенда — самый настоящий принц.

Вдохновился Байкалом. Фото: Стенли Лейбзона.
Не испугался местного леса. Фото: Стенли Лейбзона.
Побывал в нескольких дацанах. Фото: Стенли Лейбзона.

— В нашей стране есть несколько племен, — рассказывает он мне, пока мы едем на Байкал. Это заключительный день пребывания Татенды в Бурятии. — Мой дедушка — король одного из них. Мой папа — принц. И я — принц. Только никто из нас не хочет быть королем. Это большая ответственность. Надо помогать своему племени, встречаться с людьми, нельзя уезжать на каникулы в другие страны. У папы — своя ферма, он выращивает скот и овощи. Он не хочет заниматься политикой. Старший брат — преподаватель, старшая сестра — экономист и дизайнер. А я люблю путешествовать и люблю свободу.

Лунгу вспоминает, как он однажды с семьей приехал в свое племя. И как старые люди опускались перед ним на колени.

— Неудобно было, — признается парень.

В общем Татенда вряд ли станет королем.

В России ншиму из кукурузной муки не сваришь

В Бурятии перед Татендой никто на колени не вставал. Но встречали его как настоящего принца. За четыре дня студенту показали много интересного — свозили на Байкал, в Иволгинский и Тамчинский дацаны, на плато Чингисхана, устроили фотосессию в воинском костюме на Гуннском городище и даже провели мастер-класс по разбиванию хребтовой кости. Разбить ее у замбийца, кстати, не получилось («Я вообще не понял этот спорт, я лучше в футбол буду играть», — поделился юноша).

Два дня Лунгу прожил на ранчо у известного организатора путешествий Антона Миронова в селе Гурульба. Остался в восхищении.

— О-о-о, Антон! — восклицает Татенда. — Моего папу же тоже так зовут. Когда я ему позвонил и рассказал, какой это отличный парень, папа сказал: «Ну, мы все Антоны такие!».

Сам Миронов отзывается о своем африканском госте тоже положительно.

— Нормальный человек, хоть и принц, — поделился Антон. — Простой, улыбчивый, с детьми играл. Жил в отдельной комнате. Кормили мы его обычной едой. Жареной картошкой, буузами, пловом. Интересно, что гость съел полную чашку саламата. Обычно те, кто пробуют это блюдо в первый раз, ограничиваются парой ложек.

Чернокожий студент объясняет мне, чем ему так полюбился саламат.

— Он немного похож на наше традиционное блюдо ншима, — говорит Татенда. — Ншиму делают из кукурузной муки и воды. Ее едят все время. Она как гарнир, как основное блюдо. У вас — картошка, а у нас — ншима. Но в Замбии кукуруза — белая и несладкая, и мука такая же. А в России кукуруза сладкая и желтая. Из нее нормальную ншиму не сделаешь.

Замбийские студенты, впрочем, нашли выход. Они успешно варят ншиму из манной крупы.

— Воду до кипения доводите, — показывает мне Татенда видео из ютюба. — Потом манку кидаете. И варите, варите. Долго. И помешивать надо. Чтобы очень плотно все получилось.

Такие нехитрые действия трансформируют ненавистную (лично мной) манную кашу в прекрасное замбийское блюдо.

Примерил боевой костюм на Гуннском городище. Фото: Стенли Лейбзона.
Татенда попробовал извлечь звуки из моринхура. Фото: Стенли Лейбзона.

Мягкое мясо, но столько костей!

В поселке Старый Энхалук на Байкале Татенду собирались накормить ухой. Он узнал об этом, когда автобус со съемочной группой уже подъезжал к месту.

— У-ха? — задумчиво повторил принц. В его глазах повис вопрос.

— Ну, уха! — в порыве бросилась объяснять я. — Это такой суп. Он делается из…

— Молчи! — вдруг заревел фотограф Стэн, крупный здоровяк. Я испуганно закрыла рот. — Мы не говорим ему из чего сделано блюдо, пока он не попробует.

Через час Татенда хлебал уху из сазана. Уха была наваристая, свежая и пахла аппетитнейше. Сначала она «зашла» студенту, но потом Лунгу распробовал рыбу.

— Мягкое мясо! — вздыхал Татенда, ковыряясь в куске сазана. — Но столько костей! Как вы это едите?

Так и недоел.

Носил бы футболку с Пyтиным!

В какой-то момент мы с Татендой начинаем рассуждать об отличиях между Замбией и Бурятией. Начинает он с природы.

— Ваш лес совсем не страшный, — говорит Лунгу. — У нас в лес никто не ходит. Там львы и носороги. Лес — территория животных, мы туда не лезем. В речках тоже никто не купается — там крокодилы и носороги.

— Зато у нас медведи! — привожу я контрдовод.

Татенда неопределенно машет рукой, из чего я делаю вывод, что он либо никогда не видел медведей, либо считает их нестрашными.

— И вообще Замбия и Бурятия очень разные, — продолжает он. — Ничего общего! Только люди доброжелательные — и тут, и там.

Потом Татенда уходит в политику и делает неожиданное сравнение своей родной страны с Россией — не в пользу Замбии, кстати.

— У нас президенту и правительству никто не верит, — говорит парень. — Мнение о них сложилось, что они будто занимаются несерьезными делами. Как будто все в шутку. У вас не так. В России — сильные правители. Крепкая рука.

— И что, ты бы носил футболку с Пyтиным? — осторожно интересуюсь я.

— Носил бы, если была бы! — отвечает парень и заливисто хохочет.

Не пойму, правду он говорит или нет.

Серия про приключения Татенды Лунгу в Бурятии выйдет 8 октября в ютюбе на канале By Foreigners.

8 октября на ютюбе появится новая серия проекта «Россия глазами иностранцев»

Проект «Россия глазами иностранцев» выходит уже второй год подряд. В прошлом сезоне съемочная группа побывала в Тюменской и Ростовской областях, Северной Осетии, Мордовии, Татарстане, на Алтае и в Красноярском крае. В общей сложности семь серий набрали более 250 тысяч просмотров. В этом году иностранцев снимают в Якутии, Бурятии, Тыве, Хакасии, Дагестане, Ингушетии, Иркутской области, на Сахалине, Камчатке и Чукотке. Проект стал победителем второй волны конкурса института развития Интернета. Отбор проводился в рамках нацпроекта «Культура».

В Бурятии содействие съемочной группе в разработке и организации маршрута оказывал туристский информационный центр РБ.

Интересно, что год назад минтуризма РБ организовало визит в республику трех иностранных блогеров. На это из республиканского бюджета потратили 175 тысяч рублей. Самым первым свои видеовпечатления выставил на ютюбе и в Инстаграме американец Гарет Леонард. Он ел буузы, бродил по Иволгинскому дацану, гулял по Улан-Удэ. На границе с Монголией Гарет побывал на разделке живого барана (это его шокировало) и попробовал парное молоко (его он сравнил с теплым молочным коктейлем). Ролик набрал около 80 тысяч просмотров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2020

Заголовок в газете: Татенга Лунгу: «Я лучше в футбол»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру