«Мы субвенцию от дотации не отличали»: Улан-Удэнский горсовет отмечает годовщину

Чем отличается 6-ой созыв городского парламента от предыдущих

Типичный вопрос при смене власти: чем новое правительство отличается от предыдущего, ушедший правитель — от сменившего его, старый горсовет от вновь избранного?

Чем отличается 6-ой созыв городского парламента от предыдущих
Пленарное заседание сессии горсовета.

Преемственность — особый механизм «памяти общества», когда накопленная и сохраненная культурная информация используется для создания новых ценностей. Преемственность власти — то же самое — продолжение прежнего курса, традиций и принципов, но с учетом велений времени и обстоятельств.

Год назад, в сентябре 2019 года, очередной созыв Улан-Удэнского городского совета начал свою работу… Как правило — это единственная ключевая новость в истории каждого созыва, все остальное — рабочие моменты. Но не в случае с шестым.

Нынешний состав займет особое место в истории хотя бы потому, что с его формированием была исправлена системная ошибка, когда мэр Улан-Удэ, избираемый из числа депутатов, по закону не мог вмешиваться в деятельность сити-менеджера. И, ограниченный правом координации муниципальных органов, по сути, выполнял представительские функции в роли председателя городского совета депутатов. Проще говоря — занимался политикой. А это последнее, что было нужно городу, и первое, от чего следовало бы отказаться.

Сегодня мэр Улан-Удэ, как и в старые добрые времена, избирается всенародным голосованием. А Улан-Удэнский городской совет возглавляет избранный из его состава депутат. Две ветви муниципальных органов власти не пересекаются, но сотрудничают и нацелены на выполнение одной задачи — социально-экономического развития Улан-Удэ. Если хорошеет и благоустраивается столица — то хорошо и комфортно горожанам.

Справка.

За один год состоялось 14 сессий, 8 заседаний Дня депутата, 11 совместных заседаний, 19 заседаний президиума, 2 заседания комиссии по уставу городского округа, 69 заседаний постоянных комитетов городского совета, из которых чаще всего собирались на совещания члены комитета городского хозяйства, транспорта и связи — 24 раза! Городским советом за отчетный период принято 127 решений.

Из чего же, из чего же…

В Улан-Удэнском городском совете депутатов столько же, сколько стало городских избирательных округов — 30. Избранные от них парламентарии представляют преимущественно бизнес — 21 депутат и 9 человек — бюджетную сферу, что для Улан-Удэнского городского совета очень даже хорошо: предприниматели получают четкое представление о том, что необходимо для жизни бюджетным отраслям, а бюджетники, в свою очередь, — что нужно для развития налогооблагаемой базы. Это — во-первых. Во-вторых, деятельное участие депутатов-предпринимателей в жизни своих округов — масса решенных локальных вопросов без отвлечения бюджетных средств.

Средний возраст депутатов 6-го созыва — 45 лет. Он моложе на 6 лет депутатского состава предыдущего, 5-го созыва. Самому молодому сейчас депутату 27 лет, самому старшему — 65 лет. 6-й созыв обновился на 56 процентов. Из 30 городских парламентариев 17 депутатов избрались впервые, 9 являются депутатами двух созывов, 2 — депутатами трех созывов, еще двое — четырех созывов, это Валерий Амагыров и Александр Иринчеев, что указывает и на «коллективный опыт» и преемственность власти (механизм памяти), когда происходит обновление, но при этом сохраняется и приумножается лучшее.

В городском совете есть настоящие по своим направлениям профессионалы, которые хорошо знают работу управляющих компаний. Есть вышеупомянутые Валерий Амагыров и Александр Иринчеев, признанные профи в сфере здравоохранения и бюджетных отраслей. Есть специалисты в области строительства, экономики, юриспруденции, бюджетных процессов. А, к примеру, депутат Анатолий Белоусов, по отзывам его же коллег, лучше других знает, как организовать исполнение наказов избирателей. Опытных депутатов усилили молодые, которые активно участвуют в работе всех комитетов и очень быстро учатся. Этакий коллективный разум.

Что касается партийного состава, то в Улан-Удэнском городском совете он таков. От «Единой России» избрано 25 депутатов, от КПРФ — 2 депутата, по одному от «Справедливой России» и ЛДПР. В этим смысле Улан-Удэнский городской совет 5-го созыва не выглядел столь цельно. В нем было 15 «единороссов», 1 коммунист, 2 «справедливоросса» и 7 беспартийных депутатов, которые склонялись в разные стороны. Впрочем, в Улан-Удэнском городском совете традиционно при решении хозяйственных вопросов партийная принадлежность практически не играет никакой роли. Так говорят сами депутаты, и нам остается этому только верить.

Доверяй, но проверяй

Старожилы администрации Улан-Удэ, через руки которых «прошел» не один состав Улан-Удэнского горсовета, видят, чем отличается предыдущий созыв от нынешнего. Принципиальных отличий два. Первое — это практически непрекращающаяся работа. И второе — публичность. Новые избранные не просто заслушивают отчеты руководителей мэрии и ее подразделений с одним из двух возможных финалов — одобрить или отклонить. А проводят по каждому из направлений деятельности различные мероприятия, включая мониторинг, контроль и оперативные выездные совещания, чтобы сориентироваться на местности.

Самый типичный пример — контроль за деятельностью подрядных организаций. «Когда прошли торги, определились подрядчики и стартовали ремонтные и строительные работы, я попросил подключить к ним наших коллег-депутатов по округам, а также общественность и предложил совместно контролировать действия подрядчиков. Считаю, что этот опыт удался», — оценивает результаты работы мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков.

Совместная акция горсовета и мэрии. Игорь Шутенков, Чимит Бальжинимаев.

«Мы с представителями общественности проверили десятки участков, совершили десятки выездов и впервые в практике города рекомендовали приостановить работы там, где были выявлены вопиющие нарушения», — отмечает председатель Улан-Удэнского горсовета Чимит Бальжинимаев.

Как только завершится нынешний строительный сезон и с городских объектов уйдет последний рабочий, будут подведены итоги первого этапа общественного контроля. Однако уже сейчас ясно, что опыт нужно распространить не только на дорожные работы и социальные объекты (строящиеся школы, детсады, дворовые территории), но и на объекты жизнеобеспечивающих отраслей, что всем нам показала история с «замерзающими» сотыми кварталами в юго-западной части Улан-Удэ, где как раз-таки отсутствие должного контроля за ходом ремонтных работ и привело ситуацию до возбуждения уголовного дела.

Разделение полномочий и ответственности

Все, что мы сегодня знаем о резонансных решениях Улан-Удэнского городского совета — результат публичности представительной ветви муниципальных органов власти. И это второе существенное отличие нынешнего состава горсовета от предыдущего. Критика деятельности городского парламента в целом и по персоналиям в СМИ и социальных сетях — как раз и есть оборотная сторона его публичности. «Наша открытость в социальных сетях и в СМИ возвращается критикой на нас же самих, — говорит в беседе с «МК в Бурятии» один из депутатов горсовета. — Но зато это не дает кулуарно проводить нужные и удобные кому-то решения». За примером далеко ходить не надо — новые тарифы на общественный транспорт.

Информация о них просочилась в СМИ не вдруг и непонятно откуда — а была вынесена на обсуждение общественности задолго до принятия тарифного решения Улан-Удэнским городским советом в сентябре 2020 года. В результате жители Улан-Удэ, которые внимательно следят за ситуацией, получили четкое представление о природе цен на транспортное обслуживание, о том, как шло обсуждение и чем оно закончилось. Таким образом, реализовав свои полномочия, Улан-Удэнский городской совет благодаря публичности не взял удар на себя, а разделил ответственность с перевозчиками, мэрией и правительством Бурятии. Разумно? Весьма!

«Для горсовета и чрезмерная зависимость от администрации — плохо, и, наоборот, искусственная оторванность от «исполкома» тоже вредит», — рассуждает депутат Улан-Удэнского горсовета Сергей Бурдиков. По его мнению, баланс между ветвями власти в муниципалитете достигнут. В чем заключается этот баланс — вопрос не праздный и каждый эксперт объясняет его по-своему.

Например, то, насколько охотно мэрия Улан-Удэ посвящает в свои еще не явные планы Улан-Удэнский горсовет и насколько внятно доносит их до депутатов. В этом тоже заключается баланс. Как и в том, насколько часто мэрия прислушивается к мнению горсовета в целом и его представителей в частности.

Они хоть и раздельные, эти ветви власти, но задача у них одна — они обречены работать вместе. Есть примеры, когда инициатива Улан-Удэнского городского совета приводила к решениям мэра Улан-Удэ. Взять хотя бы расторжение контракта с одной из подрядных организаций, чего ранее никогда не было. Нечто подобное (совместное решение) было и в истории с внедрением системы мониторинга параметров теплоснабжения в Улан-Удэ, о чем депутаты горсовета еще подробно отчитаются в прессе. Пока же отметим, что прежняя администрация неохотно вмешивалась в отношения между поставщиком услуг и потребителями. Может — зря, а может и оправданно. Покажет время. У нынешнего состава горсовета его еще предостаточно.

Пока же отметим, что председатель Улан-Удэнского городского совета Чимит Бальжинимаев относится к тем 17 депутатам, которые избраны в представительные органы власти в первый раз. И сразу — в дамки! Это налагает двойную ответственность не только перед избирателями округа, но и всеми горожанами. Именно этим было продиктовано одно из его внутренних решений — организовать обучение для тех депутатов, кто впервые избрался. В результате сотрудники администрации Улан-Удэ подробно рассказали новичкам о полномочиях своих подразделений, о структуре, целях и задачах, о подводных камнях и тонкостях работы в той или иной сфере огромного городского хозяйства. «А то ведь мы субсидию, субвенцию и дотацию не отличали», — шутит один из депутатов. Теперь, год спустя, это действительно — только шутка.

Идет посадка зеленых насаждений.

Общественные приемные депутатов горсовета

Основные вопросы — услуги ЖКХ, благоустройство дворов и детских площадок, организация спортивных и детских праздников, оказание помощи ветеранам. Поступило обращений — 2388 (устных — 1359, письменных — 1029). Депутатами проведено встреч — 1099. Депутатами проведено личных приемов — 954.

Общественная приемная Улан-Удэнского горсовета

Основная функция — защита законных прав и интересов граждан. Общее количество поступивших обращений — 247. Основные вопросы — ремонт жилья и благоустройство придомовой территории, качество услуг ЖКХ, грейдирование дорог, уборка несанкционированных свалок, озеленение дворов, оказание материальной помощи жителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Направлено в различные органы и организации — 985 запросов и предложений.

Про наказы избирателей

Общая сумма, выделенная на наказы избирателей депутатам Улан-Удэнского горсовета, — 120 млн руб. (на каждый избирательный округ — по 4 млн руб.)

Деньги пошли на ремонт объектов сферы образования, культуры и спорта — более 17 млн руб. (в том числе на образовательные учреждения 15,8 млн руб.). На устройство 129 детских и спортивных площадок — более 30 млн руб. На строительство сетей водоснабжения и водоотведения — более 20 млн руб. На устройство сетей наружного освещения — около 19 млн руб. (это позволит осветить участки на 86 улицах Улан-Удэ). На проведение «антикоронавирусной» санитарной обработки жилых домов — 3 млн руб.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2020

Заголовок в газете: Коллективный разум

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру