«Завоевать внимание ничего не стоит»: в Бурятии рассказали, как стать успешным писателем

Юбилейный книжный салон в Улан-Удэ войдет в историю уникальными онлайн встречами

На прошлой неделе в Бурятии состоялся-таки XXV юбилейный Книжный салон. Пусть из-за режима ограничительных мер его программа претерпела катастрофические изменения, а на онлайн встречах с хедлайнерами присутствовало не более 25 человек, то, что они говорили, стало для нашей писательской среды глотком свежего воздуха.

Юбилейный книжный салон в Улан-Удэ войдет в историю уникальными онлайн встречами
Фото: culture.ru. Павел Басинский.

К примеру, почетным гостем юбилейного салона в этот раз был заявлен автор бестселлеров и литературовед Павел Басинский. Помогала ему в общении с читателями из Бурятии доктор филологических наук, литератор и писатель Светлана Имихелова. Разговор получился настолько интересным, что самые важные высказывания московского гостя мы решили опубликовать.

Как прославиться

- Часто спрашивают, как выйти к читателям без денег. Я расскажу историю Дмитрия Глуховского, автора нашумевшего романа «Метро 2033». Так вот первоначально этот роман ни одно издательство брать не желало, автор был молодым, никому не известным человеком. И тогда он вывесил текст в Интернете, собрал полмиллиона подписчиков, и издатели сами начали за ним бегать. А бывают и такие ситуации. Роман напечатают даже не в центральном, а в региональном журнале, и он вызывает огромный интерес. То есть дать какой-то рецепт заранее невозможно. Однако выйти к читателям современному автору не стоит абсолютно ничего. Дорого стоит удержать внимание читателей, а завоевать внимание ничего не стоит. Да, книг выходит много. Поэтому надо верить в себя.

Толстой и женщины

- Лично я начинал как литературный критик. Поэтому всегда советую своим студентам - пишите критику. Даже поэты серебряного века, вроде такой изысканный век, многие были критиками. Потом я написал биографию Горького, потому что мне эту книгу заказало издательство «Молодая гвардия» для серии ЖЗЛ. Когда я писал книгу «Лев Толстой: бегство из рая», я не знал, для кого я пишу. Тогда мне казалось, что Толстой никому не нужен. Но как раз в это время в Интернете прошло голосование «Единой России» на тему, какие исторические личности России самые известные. На первом месте оказался Александр Невский, на втором – Сталин, а Толстой был на 40 месте. На 40-ом! И мне казалось, Толстой никому не интересен. Но издатель Елена Шубина книгу издала, потому что она тоже любит Толстого. Книга вышла летом, в мертвый сезон, и вдруг оказалась популярной, выяснилось, что такие же проблемы волнуют многих женщин.

Кстати, я вам без всякого опроса, без всякого «Левады-центра» скажу, что 90 процентов читателей – это женщины. Я это вижу по своим выступлениям. Где бы ни выступал – в аудиториях, библиотеках - везде 9 к 1, то есть на 9 женщин 1 мужчина.

В этом году у меня вышла книга, которая называется несколько фривольно «Любовное чтиво». У Тарантино есть фильм «Криминальное чтиво», который я очень люблю. Но это не привет Тарантино. Кстати, любовный роман один из самых востребованных жанров. В Америке есть большое количество издательств, которые издают только любовные романы.

Почему трудно критикам

К сожалению, в Улан-Удэ я был достаточно давно, даже не помню в каком году, тогда еще практиковали писательские поезда. Писателей Бурятии я не знаю, потому что, чтобы знать, надо сюда приезжать, знакомиться. А меня многие знают по еженедельной колонке в «Российской газете», которую я веду уже 6 лет. Рубрика касается не только литературы, иногда общественной, политической жизни. Колонка - это интересно, это то, что поддерживает, дисциплинирует. Каждую неделю ты должен не позднее воскресенья сдать текст. Вот приближается очередное воскресенье, нужно сдать колонку, и я еще не знаю, о чем она будет.

Что касается литературной критики, то здесь такой момент. В России никогда не было экспертной критики. Даже литературная критика 19 века – это не экспертная критика. Белинский – это общественный деятель, мыслитель, человек, который в некотором роде создал «золотой век» русской поэзии и прозы. В советское время критику взяла под свое крыло идеология. Но когда это время ушло, стало возможно обсуждать какие угодно вопросы, экспертная критика почему-то не прижилась.

Вот в Америке не только в литературе, но и в театре, кино есть экспертная критика. К примеру, если критик пишет разгромную статью, то такую книгу не будут издавать. Там боятся своих критиков. А у нас не получается. Да, есть Лев Данилкин, который читал книги раньше, чем они выходили, много писал критики и успешно, но он устал. Критикой трудно заниматься, требуется много читать, мало получать. И потом никто тебя не будет любить за это, если ты будешь писать честно, даже твои друзья.

Как прожить писателю

В своей жизни я получил три государственные премии – одну в размере 3 млн. рублей с вычетом налогов, вторую - премию Российской Федерации, это 1 млн. без налогов. В прошлом году мне вручили Госпремию в размере 5 млн. рублей. С этого года Госпремия оценивается уже в 10 млн. рублей. На самом деле все понимают, что писателю заработать на книгах трудно. Вот почему во всем мире писатели преподают в университетах. Да, есть Маринина, некоторые другие, которые зарабатывают, но их можно пересчитать по пальцам. Вот недавно Нобелевскую премию по литературе присудили 77-летней американской поэтессе Луизе Глюк, которую в России мало кто знает. Вот она получит 1 млн. долларов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру