Известный российский фотограф обнаружил сходство в наличниках Бурятии и Польши

Окна в домах напротив

Накладные фигурные планки на оконных и дверных проемах деревянных домов — характерная черта Улан-Удэ, да и Бурятии с XIX века.

Окна в домах напротив
Иван Хафизов.

Эти декоративные обрамления дореволюционной застройки пронизаны цельной исторической тканью, и очень много значат, особенно для людей искушенных. Один из них — известный фотограф Иван Хафизов с 70 тысячами фолловеров в Инстаграме, «главный по наличникам» страны, изучающий их последние 13 лет.

Ловец кадров исколесил почти всю Россию, включая наш город и сельские районы Бурятии, где запечатлел архитектурные детали, пополнил ими свою коллекцию и даже создал мини-макет улан-удэнских наличников. О нарядных окошках «таежной, озерной, степной» разузнал корреспондент «МК в Бурятии».

От порыва к проекту

Все началось с порыва запечатлевать окружающую красоту. Тринадцать лет назад Иван был командирован в город Энгельс Саратовской области. Работал с раннего утра до трех дня, а оставшееся время отдыхал. Преимущественно — прогуливался и фотографировал яркие ставни окрестных домишек. Прежде он видел красочный фотоколлаж из дверей Европы — не то Дублина, не то Тосканы. И решил создать аналогичный — из окон России.

Этой затее благоволила сама судьба. Вскоре Хафизов оказался в сравнительно молодом городе Навашино Нижегородской области, следом — в древнем Муроме Владимирской, затем — в Ростове Великом — Ярославской… Буквально за две недели объехал пять регионов, везде снимал наличники, замечал их отличия друг от друга, несмотря на небольшие расстояния между локациями, выкладывал фотографии в «Живом Журнале». И хотя не ставил целью затевать масштабный проект, обстоятельства сложились иначе.

— 2007-2009 годы я провел в командировках, а в 2010-м основал сайт nalicniki.com, где стал размещать снимки. Поскольку ресурс переделывался раз пять, ранние записи не сохранились, — говорит художник. — В 2011 году выполнил несколько частных заказов для фотообоев с наличниками. Я спроектировал стену с крупными окошками, получилось интересно и оригинально. Та же клиентка предложила изготовить календари с наличниками для фонда по борьбе с онкологическими заболеваниями.

После фотограф придумывал открытки, где изображены декоративные элементы на традиционных жилищах нашей страны, размышлял, насколько известны они жителям остального мира, и осознавал, что оконные кружева снимать может не он один, но и другие. Так у виртуального музея появился раздел, куда тематические фото загружают все желающие. Сейчас в личной базе Ивана Хафизова — около 200 тысяч карточек и столько же — в общей от сторонних авторов.

Путешествие в город на Уде

Иван Хафизов путешествует по городам и весям и совмещает полезное с приятным — читает лекции, организует экспозиции а, главное, расширяет архивы. В 2016 году он приехал в Улан-Удэ по приглашению директора музея истории города Аюны Дашинимаевой — провел здесь фотовыставку совместно с блогером Еленой Шумилкиной, тоже снимающей наличники. А заодно свел знакомство с краеведом, набросавшим план бурятской столицы и отметившим адреса деревянных домов.

Это оказалось настоящим подарком и единственным случаем, когда Иван легко и быстро нашел все здания с резными украшениями. Съездил и в Десятниково и Тарбагатай, и сильно удивился тому, что о народной архитектуре здешних мест в курсе не каждый знаток этого направления.

— Если вы поинтересуетесь городами с деревянным зодчеством, эксперты перечислят Суздаль, Вологду, Нижний Новгород, возможно, Томск, Тюмень, Барнаул, Иркутск, но едва ли вспомнят Улан-Удэ, что обидно и парадоксально: построек из дерева тут не меньше, чем в столице Приангарья, а состояние их лучше, — констатирует Иван Хафизов. — По-моему, дело в том, что республика ваша имеет этнически неоднородное население, бурятские села и семейские деревни популяризируются отдельно, из-за чего диалог разбивается на локальные темы и не выводится на федеральный уровень. Когда говорил с местными жителями и назвал наличники бурятскими, имея в виду территориальность, услышал: «Они же русские!».

О малоисследованном регионе Хафизов рассказал в передаче «Правила жизни» на телеканале «Культура».

Бурятия. Харашибирь. Семейские. Фото: nalichniki.com
Наличники, Тарбагатай. Фото: nalichniki.com
Окна Улан-Удэ. Фото: nalichniki.com
Десятниково. Фото: nalichniki.com

Резные-расписные

В Бурятии две тенденции — накладные планки на оконных проемах деревенских изб, построенных крестьянами, и городских домов, возведенных купцами и ремесленниками, — гражданами весьма состоятельными. Мой собеседник отмечает: улан-удэнская резьба сложна и интересна, особенно в центре, похожа на астраханскую — видимо, привезена сюда поволжскими переселенцами. А тарбагатайская, опять же исходя из снимков, — на… польскую.

— У них есть некоторые общие черты. Возможно, не взаимосвязь, а совпадение. Но лично мне больше не попадались такие декоративные обрамления на всем пространстве России от Польши. И не встречались столь яркие расцветки, как у вас, и столь необычная тенденция — красить не только окна, но и дома синим, красным, оранжевым цветом — ни в Иркутской области, ни в Забайкальском крае. Среди местных сохранившихся особенностей — резные карнизы и расписные ставни. Снимков с последними у меня наберется штук пять от силы.

Возраст «бурятских» наличников чаще датируется концом XIX века, на который пришелся пик их популярности. Самый старший, встретившийся Ивану в Тарбагатайском районе, изготовлен в 1872 году. В наших «окошках» синтезируется то, о чем твердят многие иностранцы. «Из простых элементов складывается удивительная гармония. На этом поприще ваши мастера достигли огромных высот, — подчеркивает фотохудожник. — Почти сплошь используется пропильная резьба, с помощью которой создавались прекрасные творения. Сложно представить, сколько часов на них потратили умельцы, вооруженные простыми инструментами!».

Свет в своем окне

Иван Хафизов разработал шесть миниатюрных макетов наличников домов разных российских городов, в том числе Улан-Удэ, который включает в себя 272 детали, имеет инструкцию из 48 страниц и занимает второе место по популярности.

Моделька поэтапно собирается и самостоятельно раскрашивается. Все шаги поясняются, чтобы процесс протекал радостно, а не мучительно. К набору прилагается маленький сюрприз вроде цветочного горшка или плюшевого мишки. Предмет ставится на подоконник и превращает окно в обжитое и «самостоятельное». Удовольствие недешевое — от 3 тысяч рублей, но и затраты тоже немалые и по материалам, и по финансам, и по времени, и по труду.

— Собираюсь вот открыть фабрику, где будут выпускаться сборные модели. Хочется успеть к новогодним ярмаркам, хоть и непонятно, состоятся ли они из-за коронавируса. Почти сверстал 10-й, юбилейный календарь, куда вошли и бурятские окошки, скоро запущу его в печать. Планирую снимать материал для второго тома своей книги о наличниках.

— Как вы оцениваете проект «Старый город», в рамках которого волонтеры Улан-Удэ восстанавливают фасады старинных зданий — не станет ли лучшее врагом хорошего?

— Отрицательно подобные инициативы расценивать трудно, ведь они позволяют перезапустить отношение к тому, что не ценится годами. Чтобы не нарушить закон и старые наличники, нужно подключать архитекторов и проектировщиков, сведущих в деле. И тогда эта работа будет не во вред, а во благо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2020

Заголовок в газете: Окна в домах напротив

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру