Почему в Бурятии становится всё меньше чистокровных овец буубэй

Ученый Булат Лхасаранов считает, что в племенном деле в республике всё пущено на самотёк

На днях свой профессиональный праздник отметили труженики сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Пусть из-за пандемии он вышел не таким, как прежде, кушать оттого мы меньше не стали.

Ученый Булат Лхасаранов считает, что в племенном деле в республике всё пущено на самотёк
Буубэй.

О проблемах сельского хозяйства, а, вернее, животноводства, причем животноводства племенного, мы расспросили известного кандидата биологических наук, селекционера, автора породы овцы буубэй Булата Лхасаранова.

— Булат Бастуевич, в этом году в Бурятии впервые начала работать лаборатория иммуногенетической экспертизы сельскохозяйственных животных. Сообщалось, что из 33 хозяйств, занимающихся в республике племенным животноводством, около 10 обновили свои лицензии с помощью анализов этой лаборатории. Зачем?

Булат Лхасаранов.

— Есть такое понятие, как чистокровные животные. В сельском хозяйстве чистокровными животными занимаются племенные хозяйства. Каждое развитое государство заинтересовано в развитие племенного животноводства на своей территории и поэтому таким хозяйствам выделяет материальную помощь. Для ее получения необходимо иметь лицензию, которая выдается на пять лет на основании подтверждающих лабораторных анализов, что животные на самом деле чистокровные. Раньше такой генетический анализ делали только в Москве и других регионах, туда нужно было каждый раз возить забор свежей крови, что делало эти анализы дорогими.

Поэтому в Бурятии по рекомендации министерства сельского хозяйства России и была создана лаборатория иммуногенетического анализа. Такой анализ позволяет проверить достоверность происхождения любого сельскохозяйственного животного, вести точный учет генетических линий животных, поддерживать разнообразие внутри породы, не допускать нежелательного инбридинга и скрещивания. То есть с появлением лаборатории можно говорить, что республика вышла на цивилизованный путь племенного животноводства. Насколько этот путь будет удачным, покажет время.

— Что вы имеете в виду?

— Цель любого племенного хозяйства — держать породу в чистоте. Только так можно сохранить ее уникальные качества, за которые породу ценят и покупают. Не бывает хорошей или плохой породы, у каждой есть свои плюсы. Но надо понимать, что плюсы развиваются там, где эти породы были созданы, где их родина. Возьмем овец, порода мериносы. Они были созданы в Испании, в западной Европе. В том климате они отлично себя показывают, в климате же Бурятии, чтобы получить от них тот же эффект, требуется вложить огромные затраты. Вообще я считаю, что в республике должно быть всего одна-две породы животных по каждому виду, но они должны быть очень качественными.

— Вы вывели новую породу овец буубэй. Вы довольны, как эта порода развивается? Сколько племенных хозяйств в Бурятии занимаются буубэй?

— Сначала было три хозяйства, теперь два. Многие занимаются неофициально, непрофессионально. Проблема заключается в том, что даже в племенных животноводческих хозяйствах скрещивают животных как попало, в результате чего чистокровных буубэй становится все меньше, порода получается некачественная. Если говорить честно, то по сути в этом деле все пущено на самотек, потому что в хозяйствах нет специалистов, я имею в виду не ветеринаров, а зоотехников. В свое время я предлагал минсельхозу Бурятии ввести правило, согласно которому ни одно чистокровное животное не должно было перемещаться за пределы своего хозяйства без разрешения зоотехника.

— Зачем разрешение, если у нас открылась та самая лаборатория по иммуногенетической экспертизе, которая и будет теперь «следить» за чистотой крови буубэй. Иначе такому хозяйству просто не дадут лицензию, ведь так?

— Так, но для этого в лаборатории тоже должны работать специалисты. Проблема даже не в том, что чистокровных буубэй в Бурятии становится все меньше, потому что по буубэй создан ГОСТ. Это значит, что даже если порода по каким-то причинам исчезнет, ее можно будет восстановить.

Проблема, что сегодня некоторые хозяйства выдают смешанные породы за буубэй, продают их по дешевке, вводят покупателей в заблуждение. Недавно на меня вышли покупатели с Татарстана, просят помочь выбрать буубэй. Они хотят купить тысячу голов, и им не все равно, что они купят.

— А сколько стоит буубэй?

— Те, кто не следят за породой, предлагают и за 5-6 тысяч рублей. Чистокровный буубэй стоит от 7 до 10 тысяч рублей, и они на самом деле того стоят. У настоящего буубэй очень качественное мясо, без специфического запаха, поэтому они так востребованы.

Надо понять, что наша республика с ее рискованным земледелием не растениеводческая, а животноводческая. Причем животноводство здесь должно быть не стойловое, а пастбищное. То есть животное должно пастись на свежем воздухе и само выбирать траву, воду, место для отдыха. Только тогда мы сможем конкурировать на мировых рынках, предлагая очень качественное мясо, молоко и прочие продукты питания.

— К вопросу о цивилизованном животноводстве. Вы как автор буубэй несколько лет назад выиграли суд, решение которого обязало СПК «Баян-Гол» платить вам как автору 7 процентов от прибыли хозяйства. Платят?

— На самом деле нас 7 авторов. Действительно, мы несколько лет судились за выплаты авторам, но в результате, считаю, суд встал на сторону хозяйств. В решении было написано «присудить авторское вознаграждение в размере 7,14% от прибыли, получаемой СПК за использование селекционного достижения». Тогда же на суде я сказал судье, что своим решением она сделала лазейку для ответчиков. Чтобы не платить ничего, хозяйства не будут показывать прибыль. Так оно и вышло. Решение до сего дня не исполнено.

В Бурятии нет вообще понятия о работе ученого. Руководители хозяйств, чабаны не понимают, за что платить. Интеллектуальный труд в сфере сельского хозяйства не признан, а уж такие понятия, как авторское право — тем более. Когда начинаешь говорить о том, что закон об авторском праве обязывает хозяйства, пользующиеся плодами авторского труда, оплачивать авторам минимум 2 процента и более от полученных доходов, на тебя смотрят, как на сумасшедшего.

Отчасти это можно объяснить тем, что буубэй стала в республике первой местной породой. Ведь у нас своей породы, с официальными авторами сельскохозяйственного животного никогда не было. Никогда наши хозяйства не платили авторские отчисления. Поэтому думается, что со временем мы должны прийти к пониманию, что интеллектуальный труд тоже труд и за это надо платить. Тогда Бурятии удастся найти свое место в мировом экономическом пространстве.

— Удачи вам!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2020

Заголовок в газете: Булат Лхасаранов: «В этом деле всё пущено на самотёк»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру