Последний шанс: в Улан-Удэ могут внедрить «метод альтернативной котельной»

Очередной законный способ поднять тарифы или спасение теплоэнергетики?

Теплосетевое хозяйство Улан-Удэ в упадке. Принадлежащие городу сети хронически недополучают инвестиций. Добрый десяток лет мы слышим о 70% общего износа тепловых сетей, часть из которых лежит в земле с советских времен, но воз и ныне там.

Очередной законный способ поднять тарифы или спасение теплоэнергетики?

Каждое лето неделями, а то и месяцами страдаем от перерытых дорог. Каждую зиму с тревогой ждем порывов и аварий там, куда летом не добрались бьющие по хвостам ремонты.

Альтернативная модель

По оценкам специалистов, там, где износ сетей подошел к отметке 70-75%, при нынешней методике расчета тарифов, когда энергетики напрямую не заинтересованы в сокращении издержек и обновлении инфраструктуры, трубы превратятся в труху в ближайшие 10-15 лет. Подобная ситуация сложилась повсеместно — по информации министерства энергетики России, общая потребность в модернизации теплосетевого хозяйства в 2018 году оценивалась в 2,5 трлн рублей, или 250 миллиардов ежегодно.

Государство столько дать не может и по закону не должно. Да и нынешний провал мэрии Улан-Удэ, которая на федеральные деньги решила поменять участок тепловых сетей в сотых кварталах, а в результате чуть не заморозила целый микрорайон, наглядно показал, что попытки чиновничьего управления сложным хозяйством ни в нашем славном городе, ни где-либо в стране не работают.

Понимая это, минэнерго России выработало новую модель рынка тепла, которая получила неофициальное название «метод альтернативной котельной». Соответствующие изменения в закон «О теплоснабжении» были внесены в 2017 году, а «метод альткотельной» успешно применяется в ряде регионов страны, но у нас о нем заговорили только сейчас.

Откуда ветер дует

На днях в Народном Хурале Бурятии прошло обсуждение предложения ПАО «ТГК-14» о внедрении на территории республики ценовой зоны теплоснабжения с применением метода альтернативной котельной вместо действующего традиционного тарифного регулирования по методике «Затраты плюс ежегодное индексирование». Депутаты с подачи республиканской службы по тарифам восприняли это предложение в штыки, очевидно, не до конца понимая сути предложенных изменений, попутно обвиняя в сентябрьских страданиях жителей сотых кварталов абсолютно непричастную к скандальному инциденту теплогенерирующую компанию.

РСТ выступает категорически против реформ, называя установленные тарифы на тепло и горячую воду «экономически обоснованными». Но экономика бывает разная, и действующая в теплоэнергетике методика ценообразования «каждому теплоисточнику по затратам», может быть, и позволяет в достаточном количестве закупать уголь, производить текущий ремонт хозяйства и платить зарплаты персоналу, но многие годы не решает вопрос повышения эффективности — энергетической, экономической, инвестиционной. При такой тарифной политике потребители с каждым годом платят все больше, а качество услуг практически не меняется.

Система теплоснабжения Улан-Удэ, в которой крупными теплоисточниками владеет ТГК-14, а за принадлежащие городу сети и котельные, по сути, никто ответственности не несет, доказала свою низкую эффективность. Бюджет городского округа не может потянуть модернизацию принадлежащего ему хозяйства, а ТГК-14 не заинтересована вкладывать собственные средства в чужое имущество, хотя год за годом это делает — вносит не только арендную плату, но и вынужденно несет не предусмотренные тарифом затраты по аварийному ремонту ветшающего оборудования. Давно стало понятно, что классическая модель тарифного регулирования теплоснабжения не может обеспечить обновление инфраструктуры, поэтому федеральное правительство предлагает регионам перейти на новую.

Зри в корень

Суть «метода альткотельной» в том, что для расчета стоимости тепла в регионе используется своеобразный «индекс Биг-Мака»: тарифная служба подсчитывает затраты на строительство нового типового источника тепла, подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания. То есть на месте оценивается альтернатива существующей системе теплоснабжения. Строить при этом никто ничего не собирается — такой подсчет нужен для определения предельного уровня, дороже которого в конкретном городе продавать тепло нельзя. Сама же цена на тепловую энергию определяется долгосрочным соглашением между властями и энергетиками и не может быть выше этого предела (но может быть ниже). Если затраты энергетиков изначально окажутся выше предельного уровня, они должны будут либо повысить эффективность своей работы, либо потерять статус единой теплоснабжающей организации и покинуть рынок. При запрограммированном же достижении предельного уровня стоимости тепла в регионе тариф продолжит повышаться не более регистрируемой в стране инфляции.

Такое ценообразование позволяет на несколько лет зафиксировать уровень роста тарифов для потребителей и сделать предсказуемыми горизонты возврата инвестиций для участников рынка. Энергетики при этом не только будут точно знать, на сколько процентов и сколько лет будет расти тариф, но и будут нести ответственность за реализацию в обозримые сроки инвестиционных программ, предусматривающих приведение в порядок теплосетевого (теплогенерирующего) хозяйства на территории действия метода альткотельной.

Не одним днем

Так, в Ульяновске с переходом на метод альткотельной дополнительные инвестиции в теплоэнергетику города оцениваются в 6,5 миллиарда до 2029 года, в Самаре и Самарской области это внушительные 34,3 млрд рублей до 2034 года. В Оренбурге с переходом на альткотельную планируют модернизировать инфраструктуру на 9,1 млрд рублей в срок до того же 2034 года. И таких примеров множество — каждый месяц к списку перешедших на альткотельную добавляется новый город или целый регион. На запаздывающем Дальнем Востоке первыми о планах перейти на ценовую зону теплоснабжения заявили в Якутии, присматриваются к ней в Иркутской области и в других регионах страны. Наши же чиновники и народные избранники пока думают только сегодняшним днем.

По подсчетам специалистов ТГК-14, в Бурятии переход на метод альтернативной котельной повлечет за собой ежегодный рост тарифов на 5,5% (на 1,5% больше предельного годового прироста по ныне действующей системе индексации установленных тарифов), но позволит до 2035 года привлечь более 4 млрд рублей в реконструкцию оборудования муниципальных котельных, замену тепловых сетей и закрытие мелких дымящих источников тепла. Кроме того, дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет в случае реализации инвестпрограмм оцениваются в 1,3 млрд рублей. При этом «альткотельная» гарантирует возврат полученных инвестиций, а перечень мероприятий определяется исходя из приоритетов надежности и развития города под строгим контролем городских властей, подчеркивают в теплогенерирующей компании.

Разум когда-нибудь победит?

Очевидно, что переход на альткотельную внесет серьезный вклад в почти проигранную борьбу за чистый воздух в Улан-Удэ. Разговоры о том, что нужно срочно закрывать мелкие котельные и переводить жилой сектор на более экологичные, чем уголь источники тепла, или вовсе на централизованное теплоснабжение ведутся не первый год, но где взять деньги на столь масштабную перестройку, никто до сих пор ответа не находил. Даже если полностью решить проблему «черного неба» модернизацией теплового хозяйства методом альткотельной не удастся, бездумно от подобных предложений отказываться нельзя.

Что победит — желание городских властей и дальше осваивать деньги на «ямочных» (по аналогии с дорогами) ремонтах теплосетей или чистый популизм в виде предложенной РСТ заморозки тарифов на три года, или все-таки депутаты и чиновники, изучат опыт других регионов и примут обоснованное решение о внедрении метода альтернативной котельной на территории республики (или об отказе от него) — от нас не зависит, но рассказать о чуть ли не единственной возможности жить в городе с надежным теплоснабжением и более чистым воздухом мы были вам обязаны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2020

Заголовок в газете: Метод альткотельной