Жители Улан-Удэ приносят в квартиры вещи с помоек и разводят там тараканов и кошек

«Синдром Плюшкина» связывают с тяжелыми утратами и психическими заболеваниями

Не всем обитателям многоквартирных домов попадается замечательный сосед из известной песни Эдиты Пьехи, играющий на кларнете и трубе.

«Синдром Плюшкина» связывают с тяжелыми утратами и психическими заболеваниями
фото.

Отдельным «счастливчикам» достаются такие, как помещик из «Мертвых душ» Гоголя, тащащие домой предметы — и неодушевленные, и одушевленные — с мусорных свалок.

А затем — бережно складирующие их в пределах обитания и доставляющие дискомфорт самим себе и живущим рядом. Актуальной тема оказалась и для столицы Бурятии. Как патологическое накопительство (оно же — синдром Плюшкина, хоардинг, силлогомания) оборачивается психологическими и социально-гигиеническими проблемами, выяснял корреспондент «МК в Бурятии».

Люди и вещи

Накопление и хранение «уличных сокровищ», преимущественно предметов домашнего обихода в космических масштабах, делает человека настоящим барахольщиком, а его жилплощадь — непригодной для обитания. Коллекционируя всяческий хлам, люди создают антисанитарные условия и в своих, и в чужих жилищах. Такой случай имел место в МКД на остановке «Телецентр».

— Одну квартиру, соседнюю с нашей, занимала пожилая женщина. А другую, расположенную в том же подъезде, — ее сын лет сорока с внучкой, — рассказывает мне улан- удэнец Евгений. — Эта бабушка вытаскивала мусор из баков — по всей видимости, одежду, и крадучись приносила домой. «Хобби» не делилась ни с кем, но жильцы, хорошо знающие друг друга, замечали все. От нее-то к нам перекочевали тараканы, которые не вытравливались ничем! И даже попали от нас к родителям жены вместе с вещами. Однажды у моего ребенка появились волдыри, похожие на комариные укусы. Водили его по врачам, сдавали анализы, выдвигали разные предположения, пока в нашей мебели — сравнительно новой — не обнаружились клопы! Тоже перебрались от соседки.

Затем старушка стала болеть, а из ее квартиры — доноситься стоны и запах. К тому моменту сын умер. Евгений часто видел его в компании бомжей или пьяным на ступеньках подъезда. К слову, между пенсионеркой и родственниками сложились не самые теплые взаимоотношения. Вскоре скончалась и она сама. Спустя энное время внучка, вышедшая замуж, отремонтировала и заселила пустовавшее жилье. Сейчас оттуда не лезут насекомые и не доносится никаких «амбре» — лишь лают собаки да устраиваются ночные праздники. Что, впрочем, уже не так напрягает остальных жильцов.

Человек и кошки

Собирательство разных животных в больших количествах на небольшой площади — особая форма хоардинга. Страдающие ею не способны нормально ухаживать за всеми четвероногими — кормить, прививать, стерилизовать, в отличие от заводчиков и хозяев приютов. Но не осознают этого, а считают, что никто не сможет лучше заботиться о них и сильнее любить. Между тем зверушки болеют, недоедают, бесконтрольно размножаются и причиняют неудобства. Подобная история и произошла в 46-м квартале.

— Мамина тетя жила и работала в Норильске. Очень красивая, постоянно ездила по курортам и заграницам. И вдруг что-то пошло не так. Муж ушел, детей не было, — говорит горожанка Юлия Х. — Впоследствии выяснилось, что она держала 13 кошек и питала огромную любовь к ним, которую не разделял супруг. И о которой не знали родственники, ибо контактировали с Верой лишь во время ее отпусков в нашем городе.

Выйдя на пенсию, женщина переехала в Улан-Удэ, получила квартиру в доме №19 по улице Боевая. И, проживая на первом этаже, регулярно открывала балкон, «кыскала» бездомных Мурок да Барсиков и прикармливала их. Дома не убиралась, из-за чего там весело прыгали блохи, а деревянный пол насквозь пропитался кошачьей мочой. В гости не звала, но сама ходила. Родня почувствовала от ее одежды специфический запах и как-то встретила соседей, рассказавших о стихийном зоопарке. Стоит ли уточнять, что они ненавидели пожилую кошатницу и всячески воевали с ней — подавали в суд, отрезали свет, вступали в стычки и доходили до рукоприкладства.

— А та искренне недоумевала, почему люди злятся — питомцы же не мешают! Советовали не собирать хвостатых у себя, а носить корм в приют — бесполезно, — продолжает Юля. — Хотя не какая-то сумасшедшая старуха, а вполне приличная интеллигентная женщина. При общении не наблюдалось странностей. Это продолжалось лет 15, пока ее мертвой не нашли — то ли инсульт разбил, то ли инфаркт. В квартире находиться невозможно было — около 20 кошек обнаружили. Пришлось долго выгонять их, отмывать жилье и продавать по дешевке. Ныне там поселился пьющий сосед и тоже разводит жуткую вонь на весь подъезд.

Кстати

Бывают и диаметрально противоположные ситуации. Недавно в популярном паблике «Аноним 03» появился возмущенный рассказ, как мужчина, живущий на четвертом этаже дома №17 по улице Солнечная, борется с бабушкой, живущей на пятом. «Постоянно обвиняет меня в том, что отравляю ее веществами, воздействующими на психику! Сливает воду со своего окна на мое, подкладывает под дверь якобы психотропную пыль — мол, «забирай обратно». Через щели льются порошки, шампуни, дезинфицирующие средства, от которых желтеют стены. И я перечислил не все, чем занимается она. Орет так, что слова не вставишь и не договоришься. Участковому не открывает, сантехникам тоже. Дети не могут, да и не хотят повлиять на нее. И так происходит несколько лет».

«Прусаков и пауков я повымету!»

Примечательно, что в данном направлении управление Роспотребнадзора Республики Бурятия работает с юридическими лицами, а Центр гигиены и эпидемиологии — по индивидуальным вызовам, касающимся грызунов. Очевидно, остальных обслуживают специализированные организации.

Руководитель службы дезинфекции «МухаМор» Сергей Переславцев отмечает: «Некоторые люди (не обязательно без определенного места жительства, возможно, с низким уровнем дохода) и впрямь притаскивают домой с помоек вещи, а заодно — и вредителей. Скажем, старенький диван с кровососущими насекомыми, постепенно становящимися «общественным достоянием». Соседи «плюшкиных» и активисты подъездов вычисляют источник неприятностей и обращаются за обработкой трубопроводов и вентиляции, где перемещается «живность», и площадей, где она селится.

На днях травили тараканов, образовавших настоящий «ковер» на полу, словно в фильмах ужасов. Травили клопов, заполонивших щели в деревянных стенах. Хозяева построили дом и еще не сделали отделку — просто наклеили обои. Просыпались в укусах, грешили на комаров. Но когда настали холода, а «атаки» не прекратились, вызвали дезинсектора, который и обнаружил «сюрприз». Уничтожаем мы и мышей, набегающих в разные помещения из-за наличия там пищи и отсутствия обеззараживания, хотя проводить его обязаны регулярно, особенно в подвалах».

Разум в огне

Кто же виноват и что делать? По мнению специалистов, стойкое нежелание поддерживать порядок, устранять бардак и расставаться с «богатствами» независимо от реальной ценности оных имеет ряд причин. Во-первых, стремление запастись на «черный день», которое не всегда обусловлено памятью о товарном дефиците и трудно объяснимо с логической точки зрения. Во-вторых, серьезные потери и утраты — развод, болезнь или смерть родных и близких, что изначально стимулирует хранить их личные вещи, мало-помалу охватывает остальные и приобретает угрожающий характер. В-третьих, психологические проблемы и психические заболевания — от детских травм и дефицита внимания до старческой деменции и невроза навязчивых состояний. Поэтому наряду с представителями общественных организаций и социальных служб приходится задействовать представителей правоохранительных и судебных органов.

— Вряд ли это признак одиночества, скорее, признак нездоровья — на почве шизофрении, инволюционного слабоумия и прочих расстройств психики и поведения по МКБ-10. Надо понимать, не может человек убраться или не ведает, что творит? — считает психолог и юрист Наталья Семенова. — Разбираться должен сначала участковый полиции, потом компетентные структуры, которые могут назначить психолого-психиатрическую экспертизу. В большинстве случаев дело заканчивается ограничением дееспособности, назначением опекуна, возложением на него обязанностей по устранению беспорядка, в крайних случаях — помещением в специализированное учреждение вроде психоневрологического интерната.

Практикующий юрист и действующий руководитель управляющей компании Владимир Кузьмин подчеркивает: те, кто ответственны за общедомовое имущество, не вхожи на частную собственность и бессильны перед нечистоплотными владельцами. Но они могут выступать свидетелями, когда полицейский будет фиксировать жалобы и составлять акт. После страдающие соседи вправе обратиться в суд, чтобы доказать невозможность использования жилого помещения на 100% из-за административных нарушений по санитарному типу. А уж служители Фемиды решат судьбу грязнуль — вплоть до их выселения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2020

Заголовок в газете: Как достать соседей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру