Все, что собирает и анализирует ЦУР в Бурятии, без посредников видит Москва

Когда тайное всегда становится явным

Центры управления регионами открылись по всей стране по поручению президента России. Как ранее сообщал «МК в Бурятии», в республике ЦУР возглавил бывший замминистра экономики Владимир Смолин.

Когда тайное всегда становится явным

Заявленная цель создания таких центров — сокращение дистанции между народом Российской Федерации и представителями всех уровней исполнительной власти. Стародавний закон о порядке рассмотрения обращений граждан, по которому чиновники отвечают на письменные запросы граждан целый месяц и дольше, давно устарел и не соответствует вектору «цифровизации» страны. Этот факт становится очевидным, если запрос касается, к примеру, качества городской среды (проблем благоустройства, плохих дорог, доступности транспорта и т.п.) — с годами все меньше желающих писать на бумаге, оставлять личные данные и подолгу дожидаться официального ответа, ведь гораздо проще и иногда эффективнее повозмущаться в каком-нибудь «Анониме».

Владимир Смолин.

Таким образом масса негатива копится в недрах соцсетей и мессенджеров. Власти на местах по старинке реагируют только на вызвавшие общественный резонанс сообщения, и в таких случаях отвечают не адресно, а в виде запоздалого оправдательного пояснения сразу всем. Тем временем устранимые на ранних сроках проблемы ускользают от внимания.

Вдобавок активные интернет-пользователи привыкли, что даже простое упоминание с обоснованной претензией в адрес бренда с большой базой клиентов — физических лиц (будь то какой-нибудь зеленый банк или красный мобильный оператор) — наверняка не останется без внимания представителей пиар-службы упомянутой компании. По возможности они свяжутся с автором поста или комментария и попытаются помочь разрешить возникшую ситуацию. Или хотя бы объяснить причины ее возникновения. Такой подход (особенно если проблему удается быстро решить) поддерживает лояльность клиентов.

Проводя условную аналогию с большими брендами, в системе отношений «народ — власть» государство защищает население и ресурсы страны от внешних посягательств, развивает экономику, обеспечивает правопорядок и оказывает государственные услуги, а граждане работают внаем или занимаются бизнесом, платят налоги и соблюдают законы, реализуют право выбирать или быть избранными, и другие права. Законодательством также установлена обязанность государства реагировать и принимать меры при получении от своего народа жалоб и предложений.

В эпоху расцвета соцсетей региональные власти не всегда справлялись с обработкой сигналов от населения. Центры управления регионами созданы как раз для того, чтобы внедрить на местах цифровые решения для сбора жалоб и обращений в Интернете, ускорить устранение причин и решение проблем, наладить прямой диалог каждого ведомства и учреждения с жителями региона, трансформировать информационное поле в позитивном ключе. По мнению идеологов создания института ЦУР, добрую половину насущных вопросов можно решить в короткие сроки, не дожидаясь, пока человек поднимет шум или разочарованно опустит руки, обещая себе «больше никогда» не голосовать за Алексея Цыденова и Игоря Шутенкова.

Понимая это, в целях цифровизации механизмов обработки обращений граждан в минкомсвязи разработали комплекс информационных систем, ставших основной для функционирования ЦУРов.

Так, автоматизированная информационная система «Инцидент Менеджмент» круглосуточно отслеживает обращенные к чиновникам публикации и комментарии в социальных сетях и на других сайтах, упоминания органов власти и органов местного самоуправления, а также их руководителей, что позволяет оперативно реагировать на сигналы и отвечать гражданам на тех же страницах соцсетей. Собираются комментарии не только в официальных аккаунтах главы республики, мэра Улан-Удэ, структурных подразделений правительства и мэрии столицы Бурятии, но и в местных новостных сообществах и даже на персональных страничках (если публикации общедоступны).

«Платформа обратной связи» (сокращенно ПОС) представляет собой специальный модуль портала «Госуслуги», в который попадают и обрабатываются все поступающие из разных источников обращения. Помимо соцсетей и блогов среди таких источников — мобильное приложение «Госуслуги Жалобы» и баннеры на официальных сайтах региональных властей.

Вторая часть ПОС — опросы и голосования, которые размещаются на порталах «Наша Бурятия» и (отдельно для улан-удэнцев) «Активный горожанин». Чиновники интересуются мнением жителей по вопросам местного значения — транспорт, благоустройство, ЖКХ, строительство, архитектура и так далее. Проводят голосования по «Народному бюджету», в которых жители выбирают, на какие объекты должны пойти выделенные под проект деньги. Тематические опросы в свою очередь помогают оценить удовлетворенность работой региональных и муниципальных властей, чтобы вовремя выявлять потенциальные «точки кипения».

Информационная система «Призма» позволяет центрам управления регионами сформировать оценку уровня социально-экономического развития, общественно-политической ситуации в регионе и эффективности работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также оценить, какой в информационном поле создают фон инициативы чиновников всех уровней.

В целом по стране общественное напряжение и недовольство растут, что наглядно продемонстрировал «Хабаровск за Фургала» и акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Коронавирус, международные санкции и слабая экономика сделали ситуацию с неуклонным падением уровня жизни россиян близкой к критической. Рейтинги президента падают до исторических минимумов, вокруг чиновников по всей стране разгораются скандалы, на них заводят уголовные дела, кто-то получает реальные сроки.

Губернаторы и мэры склонны не замечать или скрывать назревшие проблемы, поэтому федеральному центру в рамках «трансфера-2024» понадобились пункты сбора объективной информации для оценки уровня напряженности в обществе, ведь все, что собирает и анализирует ЦУР, без посредников видит Москва. Со временем хорошим статистическим отчетом и бодрыми публикациями в СМИ замазать глаза aдминистрации президентa уже не получится.

На создание и функционирование центров управления регионами правительство России выделило 25 млрд рублей. По планам, к 2025 году региональные и муниципальные центры управления либо должны доказать свою эффективность и продолжить существование, либо переформатироваться во что-то иное.

Критиков у проекта хватает. Некоторые эксперты оценивают инициативу создания ЦУРов как политическую технологию, призванную мобилизовать избирателей к выборам в Госдуму, и поэтому предсказывают свертывание проекта в случае плохого результата для «Единой России» и иже с ними. Кого-то пугает массированный сбор информации вплоть до намеков на «большого брата» и опасений утечек, хотя в сети собираются только общедоступные данные, а авторизация в ПОС происходит исключительно через «Госуслуги». Критики также считают, что ЦУРы — очередной повод раздуть армию чиновников на местах. На деле финансирование идет из федерального бюджета через некоммерческую организацию «Диалог», а штат чиновников не изменился. Зато благодаря проекту регионы получили доступ к информационным системам, которые при правильном использовании способны помочь властям понять, в чем они недорабатывают.

В тех регионах, где работа местного ЦУРа уже принесла ощутимые результаты, жители обращаются напрямую к его руководителю, как это происходит в Астраханской области, где Денис Боднюк получает новые запросы не выходя из Инстаграма. В Свердловской области недовольный медийной активностью своего визави губернатор Евгений Куйвашев через СМИ делит с «цуровцем» Ильей Захаровым полномочия по работе с жалобами сверловчан и публично выясняет, кто кому подчиняется.

Во многих регионах уже стали нормой однообразные информационные кампании ЦУРов в социальных сетях — видеоролики с объяснением назначения и освещением деятельности центров, карточки и «сторис» о том, как можно получить ответ на вопрос или решить проблему, фотографии результатов в формате «До/После», полезная информация и так далее. Самые инициативные ЦУРы заключают соглашения о сотрудничестве с волонтерами и с другими общественными объединениями, выходят на уборку улиц, проводят флешмобы и акции в социальных сетях.

В Бурятии же тихо настолько, что кажется, будто никакого ЦУРа тут нет. Единственный крупный город региона, Улан-Удэ тоже пока не объявил о намерении создать муниципальный центр управления, хотя в других регионах городские ЦУРы вовсю создаются — например, в «пилотной» Московской области их более 60.

Телеграм-канал «ЦУР — Центр управления регионом» опубликовал рейтинг упоминаемости ЦУРов за 2020 год, в котором Бурятия ожидаемо оказалась «троечником» (на 77 месте из 85 регионов). Соседний Забайкальский край — «хорошисты» (на 50-м месте), а Иркутская область в «отличниках» — аж на 21-м. Похоже, в Бурятии центр пока не начал полномасштабную работу, а открыли его для галочки, чтоб в срок исполнить поручение президента. Хотя вполне может быть так, что Алексею Цыденову не нравятся попытки бывшего сотрудника aдминистрации президентa РФ, а ныне руководителя АНО «Диалог» Алексея Гореславского влезть в дела регионов.

Начнет ли Владимир Смолин открытый диалог с общественностью, поможет ли чиновникам найти резервы и перестроить работу, или центр управления республикой так и останется техническим придатком системы обработки обращений граждан, клепающим чиновничьи отписки, покажет время. Но сомневаться в том, что Смолин в своей работе будет подчиняться не только «Диалогу», но и главе Бурятии, не приходится. А жаль, беспристрастный контроль и здоровая критика не только рядовых исполнителей, но и руководства пошли бы республике на пользу.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2021

Заголовок в газете: ЦУР: тайное становится явным

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру