Почему Бурятия и Забайкалье саботируют прямое указание федеральных органов власти

Сложившаяся система освоения бюджетных средств устраивает и чиновников, и подрядчиков

Еще в начале ноября 2020 года Государственный совет РФ утвердил основную концепцию правительства России в сфере теплоэнергетики - метод альтернативной котельной, нацеленный на замещение бюджетного финансирования отрасли частными инвестициями. Это приведет к ускорению модернизации инфраструктуры теплоэнергетики, износ которой в среднем по России достигает 70-75 процентов.

Сложившаяся система освоения бюджетных средств устраивает и чиновников, и подрядчиков

Метод альтернативной котельной, называемый еще «ценовой зоной теплоснабжения», хорошо показывает себя в западных регионах России, и вот он уже добрался до регионов Дальнего Востока, которые по причине географического положения особенно остро ощущают на себе все «прелести» проблем в энергетике. Поэтому не удивительно, что несколько входящих в ДФО регионов позитивно отнеслись к перспективе притока инвестиций в отрасль в виду отстутствия бюджетных средств.

Но нашлись и такие, которые всеми силами упираются внедрению метода альткотельной. Речь – о Бурятии и Забайкальском крае.

Как уже рассказывал  «МК в Бурятии», метод альтернативной котельной это математическая формула, позволяющая с учетом слагаемых (климат, тип топлива и прочее) рассчитать, сколько будет стоить тепло от новой котельной с самыми современными технологиями его генерации. Минэнерго России разработало специальный калькулятор и разместило его на своем сайте. Любой гражданин сможет узнать, сколько стоит «альтернативная котельная» для его города, и сравнить полученный тариф с тем, который ежемесячно выставляется в платежной ведомости.

Для расчета стоимости тепла за основу берется стоимость «альтернативной котельной», а также цена подключения к ней потребителей и ее обслуживания. И это - предельный уровень тарифа, дороже которого продавать тепло потребителям уже будет нельзя.

Так как принятие нового метода предполагает длительный (5, 7 или 10 лет) переходный период, потребители тепла не заметят разницы в тарифах, а те, кто платит больше, и вовсе окажется в выгоде.

При этом от внимания жителей не ускользнет рост качества услуг и улучшение экологической ситуации в регионе, благодаря масштабному капремонту, модернизации оборудования, внедрению высоких технологий в систему теплоснабжения.

Подвоха тут нет никакого, поскольку инвестор заинтересован в возврате средств, потребитель - в контролируемом росте тарифов, едва превышающем уровень инфляции, а местные власти могут быть спокойны за качество теплоснабжения и направлять бюджетные средства не на латание дыр в трубах, а на другие статьи муниципальных расходов. За тарифом следит Минэнерго России, любое отступление от оговоренных условий будет чревато жесткими санкциями.

О том, что альткотельная – по сути единственный способ развития теплоснабжения, особенно в регионах ДФО, говорят и эксперты.

- Единственный вариант развития теплоэнергетики — это то, что делают сейчас в Сибири – метод альтернативной котельной, инвестиций в отрасли в условиях высокой изношенности инфраструктуры и проблем с собираемостью платежей, - говорит бывший директор «Ярославской генерирующей компании» Виктор Тамаров.- И - да, это единственный вариант, при котором отрасль может развиваться без повышения тарифной нагрузки на потребителей и местные бюджеты.

В Чите о новом методе говорят уже давно – с тех пор, как он зарекомендовал себя в других регионах России. С одной стороны, читинцы «сидят» на катастрофически ветшающих тепловых сетях – 70 процентов износа в 2020 году; с другой - перед глазами опыт субъектов федерации, вошедших в «ценовую зону теплоснабжения».

- На сегодня по 13 городам России, которые перешли на этот метод альткотельной, реально утвержденные инвестиции составили 92 миллиарда рублей. Еще по 8 городам, которые желают перейти в ценовую зону теплоснабжения, и сейчас находятся на рассмотрении, ожидаемая сумма инвестиций — 60 миллиардов рублей. В целом будет привлечено свыше 152 миллиардов рублей, что составляет 6 процентов от общей суммы инвестиций для приведения теплоснабжения в России в нормативное состояние, — рассказал министр энергетики Николай Шульгинов на упомянутой выше сессии Госсовета РФ.

Теплосфера Перми получит 27 миллиардов инвестиций, Чебоксаров - 18, Красноярска – 15 миллиардов рублей, и это лишь несколько примеров. Что касается регионов ДФО, к которому относится и Бурятия, то здесь в первых рядах выступили Республика Саха (Якутия) и Еврейская автономная область. На первых порах доказанная сумма инвестиций в теплосистему этих двух регионов составит порядка 14 миллиардов рублей. На модернизацию теплоснабжения нескольких населенных пунктов Амурской области «Русгидро» направит 6,7 миллиарда рублей, в целом же метод альткотельной позволит построить новые и капитально отремонтировать старые ТЭЦ в Приморье, Хабаровском крае и в той же Саха (Якутии). Иными словами, следует признать, что ценовая зона теплоэнергетики уже пришла на Дальний Восток, стала реальностью и часть. экономики. Но далеко не все в ДФО оказались готовы к принятию и пониманию этого.

Как отмечают эксперты, первым «саботёром» метода альткотельной в ДФО стала Бурятия, которая имела все шансы и предпосылки войти в «ценовую зону», что позволило бы ей провести модернизацию Улан-удэнских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также заменить изношенные теплосети, решив тем самым проблему «черного неба», прикрыв чадящие котельные за счет подключения некоторых микрорайонов Улан-Удэ к центральной системе теплоснабжения. Однако прошлой осенью депутаты Народного Хурала Бурятии, то ли напуганные, то ли путано информированные прогнозами и расчетами Республиканской тарифной службы, на такой переход не решились и перестали  даже шептаться на эту тему, сделав ее фигурой умолчания.

Правда, в феврале 2021-го к теме все же вынужденно вернулись - когда Улан-Удэ посетил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Он, мягко говоря, был шокирован состоянием городских котельных и теплосетей. Трутнев поручил Минстрою Россию в сжатые сроки разработать план выхода из ситуации, и заместитель министра Максим Егоров провел в столице Бурятии совещание с чиновниками из профильных ведомств в правительстве республики. По итогам совещания муниципальным и государственным органам власти было рекомендовано взять на вооружение всё ту же альткотельную, как единственную возможность обеспечить относительно быструю модернизацию изношенной инфраструктуры теплогенерации Улан-Удэ.

Прямое указание федеральных органов власти на местном уровне было фактически проигнорировано, оставив его не только без принятия соответствующих мер, но даже без комментариев для региональных СМИ. Если, конечно, не считать пресс-релизы Республиканской тарифной службы, рассказывающие о якобы одномоментном повышении тарифов на 17-18 процентов. Понятное дело, что ни о каком одномоментном росте тарифов пусть даже на 11 процентов, о которых руководитель тарифной службы Борис Хмелев говорил на круглом столе в Улан-Удэ в случае введения метода альткотельной, речи быть не может. Хотя бы потому, что в противном случае трудно представить, как энергетики будут оправдываться перед потребителями. Тариф – это не шутки.

Переход на метод альткотельной будет мягким – в течении 10 лет повышение тарифа составит не более 1 процента в год сверх инфляции. А в течении переходного периода в 7 лет – 1,45 процента ежегодно сверх уровня инфляции. На другой чаше весов гарантии инвесторам, вкладывающимся в ремонт ветхих сетей и модернизацию оборудования, и защита от рисков, которые в энергетике всегда очень высоки.

Все это может говорить о том, что никаких реальных аргументов у органов власти в Бурятии и Улан-Удэ нет, но при этом привлечение частных инвестиций в отрасль все равно жестко блокируется. Вопрос - почему? Возможно потому, что сложившаяся система освоения на ремонтах тепловых сетей сотен миллионов рублей, не решающих кардинально ситуацию, выгодна инфраструктурному блоку правительства и подрядным организациям. В этой тесной связке слишком много коррупционных возможностей для мутного освоения средств, когда часть денег оседает в бездонных карманах чиновников и подрядчиков. С частными инвестициями в отрасль это дело не прокатит.

В Забайкальском крае складывается сходная с Бурятией картина.

«Наше ведомство считает нецелесообразным внедрение предельных тарифов на тепловую энергию на территории Забайкальского края. Внедрение метода «альтернативной котельной» повлечёт рост тарифов на тепловую энергию сверх максимальных индексов изменения размеров вносимой жителями платы», - заявила на днях руководитель краевой тарифной службы Елена Морозова, едва ли не слово в слово повторив релизы РСТ Бурятии.

Мотивы при этом не объяснялись. На конкретные вопросы журналистов – на сколько все-таки вырастут тарифы для населения, руководитель тарифной службы попросила направить в ведомство официальный запрос. Но и позже она не смогла озвучить каких-либо четких цифр.

Может, потому что никаких цифр и нет, а точнее, они есть, но не пресловутые 11 или 17 процентов, которыми пугает жителей Бурятии местная РСТ. Единственный аргумент забайкальской тарифной службы сводится к отсылке на расчеты тарифной службы из Бурятии, но и этим цифрам, как мы поняли, доверия тоже нет.

В конечном итоге, всё останется как есть и даже хуже: ресурсоснабжающие организации будут выделять некие суммы из установленного тарифа на заплаточный ремонт тепловых сетей, местные власти делать озабоченный вид по поводу систематических аварий на сетях, старые котельные отравлять воздух, а федеральный центр сворачивать выделение безвозмездных средств на ремонт и модернизацию ЖКХ в субъектах. Потому что на все ветхое ЖКХ огромной России нужны триллионы рублей, а их в бюджете просто нет.

Города, которые уже сейчас переходит в ценовую зону теплоснабжения, в конечном итоге выиграют.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру