Жители малых сёл Республики Бурятии берут детей из социальных учреждений для сохранения школ как жизнеобразующих предприятий, а в итоге - и самих населенных пунктов. К таким выводам пришли авторы исследования, представленного на круглом столе фондом поддержки социальных исследований «Хамовники».
В рамках экспедиции Николай Карбаинов и Вера Галиндабаева из социологического института РАН посетили несколько регионов России, включая Бурятию, где изучали ситуацию в Улан-Удэ, сёлах Хоринск, Баргузин и Курумкан, улусах Элысун, Тохорюкта и Барун-Хасурта и проводили интервью с приёмными родителями, сотрудниками органов опеки, руководителями учебных заведений.
Исследователи отмечают: если в школе - менее 35-45 учеников, она малокомплектная и подлежащая закрытию, после которого население сокращается в 2-3 раза. Чтобы избежать этого, предотвратить упадок села и сохранить работу по специальности, жители вынуждены искать выход в усыновлении.
Галиндабаева поясняет, что содержание ребёнка в приёмной семье обходится государству дешевле, чем в интернате (дотации на него составляют 100 - 600 тыс рублей за год против 400 тыс – 4 млн.). Авторы исследования развенчивают и мифы о том, что приёмных детей берут из-за денег (финансовая мотивация здесь не основополагающая), а также для использования их труда в сельском хозяйстве и из-за любви (на первом плане тут - альтруистические мотивы, основанные на религии).
В Бурятии почти все приёмные родители - буряты, а приемные дети - русские. Часто они приобщаются к буддизму и /или шаманизму, что способствует укреплению отношений с новыми мамами и папами.