Газификацию Бурятии начнут с котельных Северо-Байкальского района

Эксперты прогнозируют экономическую выгоду и улучшение экологии

В Северобайкальском районе Бурятии актуален вопрос модернизации котельных в населенных пунктах. Они не удовлетворяют современным экологическим требованиям, кроме того, стали дороги в обслуживании.

Эксперты прогнозируют экономическую выгоду и улучшение экологии
Евгений Луковников (в центре), Николай Рузавин (справа).

Старые котельные строились в расчете на рост населения района. И теперь, когда численность проживающих, напротив, значительно снижается, их мощности оказались избыточны. Например, в селе Кичера, расположенного в 65 км от города Северобайкальска, котельная рассчитана на 25 тысяч жителей, но сейчас в поселке проживает всего тысяча человек. Обслуживание же оборудования, использующего устаревшие технологии, оказывается довольно затратным, что сказывается и на величине тарифов для населения. При этом угольные котельные загрязняют окружающую среду. По словам мэра Северобайкальска Олега Котова, из-за сажи горожане даже не могут вывесить на сушку белье. Кроме того, выбросы в атмосферу и шлак от сгоревшего угля, относящийся к токсичным отходам, совершенно неуместны в центральной экологической зоне Байкала.

Выходом из ситуации предлагается перевод котельных на отопление газом. Как сообщил зампред правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Евгений Луковников, Северобайкальск решено сделать «пилотным» городом, где котельные переведут на газ. «Предусмотрена реконструкция котельных. Газовые котельные — они в основном модульного типа, легко возводимые», — заявил Евгений Луковников.

Строительство в районе газовых котельных должно начаться с 2022 года. Сжиженный природный газ для них будет доставляться в Северобайкальск по железной дороге, криоцистернами. Всего планируется поставить шесть тысяч тонн. В дальнейшем, по мере переоборудования других котельных, объем может вырасти до 70 тысяч тонн газа из Усть-Кута в Иркутской области. Для перевозки будут использоваться и железнодорожные, и автомобильные цистерны.

Таким образом, встает вопрос обустройства автодороги для доставки газа автотранспортом. Как сообщил Евгений Луковников, правительство Бурятии уже предусмотрело финансирование и провело конкурс на ремонт автодороги от Северобайкальска до границы с Иркутской областью, чтобы в ближайшее время привести ее в соответствие требованиям для перевозки опасных горючих веществ.

Перевод районных котельных на газ также должен способствовать снижению тарифа для граждан за тепло. Во-первых, снизятся расходы, которые сейчас уходят на уголь, электроэнергию и ремонт старого оборудования. Следует отметить, что калорийность сжиженного природного газа в три с половиной раза выше калорийности угля. Также у газа всегда одинаковая теплоотдача, тогда как у угля она может сильно зависеть от его качества. Кроме того, газ, в отличие от угля, сгорает без отходов вроде золы и шлака, которые надо куда-то вывозить, и это тоже требует расходов.

Глава Северобайкальского района Игорь Пухарев отмечает, что у местных предприятий затраты на отопление поглощают большую часть доходов, зачастую делая нерентабельным бизнес и вынуждая к банкротству. Переход на газовое отопление, по его мнению, исправит эту ситуацию.

«Услуга, которая будет предоставляться населению, будет соответствующего качества, и тарифы будут снижаться для населения, и предприятиям станет работать рентабельно», — считает Игорь Пухарев.

Действующая котельная в Северобайкальске.

Первыми в Северобайкальске должны переоснастить котельные №6 и №10, отапливающие около 3 тысяч жителей города в микрорайоне Заречный. Мэр Олег Котов отметил, что с 2017 года тариф в городе вырос на 200 с лишним процентов и выразил пожелание, чтобы газификация не спровоцировала очередной рост тарифов.

Инициативу перевода котельных на газ поддерживает и депутат Народного Хурала РБ от Северобайкальска Оксана Бухольцева.

— Я двумя руками за это, потому что имеются такие плюсы, как экологичность, доставка газа железнодорожным транспортом с Усть-Кута, который у нас под боком. Да и до Якутской топливно-энергетической компании теперь пути есть. Тем более котельные старые, а тут будут построены новые, да еще и за счет инвестора, — говорит Оксана Бухольцева.

Депутат, правда, выразила сомнение, что в Северобайкальске удастся снизить тариф на тепло, но при этом она уверена, что в Северобайкальском районе тариф точно станет меньше. Отметим, город Северобайкальск и Северобайкальский район — разные муниципальные образования с равным статусом.

Что же думают о проекте газификации простые жители Северобайкальска?

— С точки зрения экологии — это несомненный плюс, ведь сейчас вся угольная пыль и сажа летят прямо в Байкал. Но как у любого жителя у меня возникают некоторые опасения, что это приведет к увеличению тарифа за отопление. А у нас он и так высокий. Плюс я опасаюсь, что могут возникнуть ситуации с перебоями поставки газа, ведь его планируют доставлять автотранспортом, а у нас на севере дороги не из лучших. И если что сломается, то это вообще проблема — запчасти тоже мгновенно не привезешь. Но в целом, если решат все эти проблемы и не повысится тариф, — я за, — прокомментировал «МК в Бурятии» общественный деятель Максим Фомич.

Подводя итог, можно сказать, что перевод отопительного комплекса на газовое топливо улучшит экологическую обстановку на самом берегу Байкала, а также позволит котельным работать соразмерно нынешним потребностям района в теплопотреблении. И представители Северобайкальского района и города Северобайкальска инициативу воспринимают с одобрением. Что касается тарифов, вероятно даже их снижение. Так или иначе в природоохранной зоне Байкала и в целом по Бурятии вопрос газификации назрел уже давно, и Северобайкальск сможет стать здесь пробным шаром, который позволит реально оценить эффективность этой идеи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 9 июня 2021

Заголовок в газете: Пробный шар

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру