Олег Вoробьев: «МК в Бурятии» - наш форпост на Дальнем Востоке»

Руководитель проекта «МК-Регион» рассказал о важности региональных редакций

Завершается подписная кампания на второе полугодие 2021 года. Несмотря на ограничительные меры и прочие экономические сложности, ведущие республиканские издания продолжают занимать свое место на рынке информационных услуг.

Руководитель проекта «МК-Регион» рассказал о важности региональных редакций
Олег Воробьев возле карты регионов.

Мы встретились с заместителем генерального директора ИД «Московский комсомолец» — руководителем проекта «МК-Регион» Олегом Вoробьевым, чтобы поговорить о современной журналистике, нашем времени и «МК в Бурятии».

— Олег Евгеньевич, вы плотно занимаетесь региональными выпусками «МК», в курсе всего, что происходит в глубинке, наверняка часто там бываете. В скольких субъектах сегодня выходит «МК»? Пять лет назад в интервью Павел Гусев говорил, что «МК» выходит в 70 регионах, а как сейчас?

— Действительно, за время работы региональным директором я посетил подавляющее большинство российских регионов, включая Бурятию, но, к сожалению, не все. Не секрет, что за последние годы количество печатных СМИ уменьшилось, причем это произошло не только у нас, но и наших конкурентов. Зато активно развивается наша региональная интернет-сетка. В этом году мы уже открыли сайты «МК» в Брянске, Белгороде, Великом Новгороде. На подходе — Пенза. Итого только в 7 российских регионах на данный момент нет никакого представительства «МК», во всех оставшихся выходит либо сайт, либо газета, либо и газета, и сайт.

Таким образом получается, что на данный момент «МК» читают в 78 регионах России. В отношении Бурятии хочу сказать, что, во-первых, это один из регионов, в которых пользуется популярностью не только сайт ulan.mk.ru, но и печатная версия, у которой стабильно высокий тираж. Более того, это один из регионов, где мы видим качественную журналистику в стиле «МК», что позволяет журналистам печататься и на федеральном уровне. Отрадно, что наши партнеры в Бурятии крепко стоят на ногах. Вообще Бурятия — это одна из сильнейших наших редакций, если хотите, форпост «МК» на Дальнем Востоке. Например, по итогам прошлого 2020 года главный редактор «МК в Бурятии» Станислав Белобородов был признан лучшим редактором региональных печатных «МК».

— Насколько вы, Москва, занимаетесь вопросами влияния, вмешиваетесь в редакционную политику, оказываете редакциям ту же юридическую помощь? Как часто с такими вопросами обращаются к вам региональные издатели «МК»?

— Хочу отметить, что политика «МК», и это всегда подчеркивает редактор и собственник «МК» Павел Николаевич Гусев, состоит в том, что наши региональные партнеры — не подчиненные, а равноправные партнеры. То есть для нас важно, чтобы наши люди на местах принимали собственные решения, чтобы они отвечали перед нашими читателями за то, что они делают. Но все наши региональные партнеры получают полноценную консультативную помощь по всем вопросам, касающимся СМИ, — будь то верстка, подготовка материалов, коммерция, продвижение или какие-либо юридические вопросы...

Если говорить о Бурятии, то с точки зрения контента журналисты в редакции «МК в Бурятии» всегда были сильные. Смена менеджмента, которая произошла год назад, здесь ничего не изменила. Не скрою, были определенные опасения на этот счет, но они не оправдались. Да, есть определенный кадровый голод, но сегодня это общероссийская проблема. Есть такой тренд, когда журналисты выбирают работу в крупных городах. Влияет наличие рядом с Улан-Удэ и такого города, как Иркутск. По моей информации, редакция «МК в Бурятии» занимается этой проблемой и успешно ее решает.

— В Бурятии региональный выпуск «МК» выходит с 1998 года, и наша редакция всегда старалась соответствовать московскому стандарту газеты — в верстке, в темах, в подаче материалов. Образцом для журналистов в Бурятии были такие звезды, как Хинштейн, Минкин, Ростовский. Как вы считаете, кого сегодня можно назвать звездами «МК» для региональных выпусков газеты?

— Сегодня звездами можно назвать Михаила Ростовского, Дмитрия Попова, Екатерину Сажневу, Ирину Боброву и многих других. Павел Николаевич Гусев предельно внимательно занимается кадрами в редакции, и действительно у нас большое количество уникальных журналистов. Рубрику про здоровье «МК-доктор» ведут Александра Зиновьева и Екатерина Пичугина, профи по здоровью. Если говорить о спецрепортажах, то это Екатерина Сажнева. Новая рубрика в газете «Неделька» — это зона ответственности обозревателя Дмитрия Попова. Сильные журналисты собрались у нас в экономическом и политическом отделах.  

— «МК» и политика всегда шли бок о бок. В «нулевые» бывший фотокор «МК» Алексей Острoвский стал губернатором Смоленской области, а журналист Александр Хинштейн — советником директора Росгвардии, депутатом Госдумы. Пять лет назад гендиректор «МК в Бурятии» Николай Будуев получает от Дмитрия Медведева мандат депутата Госдумы. Какой-либо регион страны повторил опыт Бурятии, есть ли там такие же примеры по избранию руководителя регионального издания газеты в парламент?

— Есть. Можно сказать, что сегодня в Госдуме работают несколько представителей «МК», есть один губернатор (Смоленской области Алексей Острoвский. — Авт.), который действительно когда-то работал нашим фотокором. Большое количество бывших сотрудников «МК» работают в правительстве России, Москвы и Московской области, так что нашу газету с полным правом можно назвать кузницей кадров. «МК» — это школа, это семья, и газета только выигрывает от этого, потому что в итоге «МК» — это не только эксклюзивная информация, но и человеческие отношения.

— Как часто Николай Будуев за эти пять лет приходил в редакцию «МК», обращались ли вы к нему с каким-либо вопросом?

— Мы общаемся, мы знаем, чем он занимается, какие проблемы жителей региона он активно решает. Сам Николай Робертович всегда открыт для диалога. И «МК» не забывает.

— 17 декабря 2020 года состоялась традиционная большая пресс-конференция Владимира Путинa. По ее следам вышла телепередача «Вечер с Владимиром Соловьевым», где участники (к примеру, режиссер Карен Шахназаров, декан высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков и другие), не стесняясь в выражениях, разложили по косточкам прозвучавшие вопросы и сделали нелицеприятный вывод. Вывод заключался в том, что мы пришли к удивительному падению профессионального уровня наших СМИ, задававших президенту до того банальные, а порой и неприличные вопросы, что дальше некуда. Вы согласны с этим мнением?

— Ежегодно до 10 представителей региональных «МК» участвуют в пресс-конференции президента. Там задается огромное количество профессиональных вопросов, важных для страны. Но в то же время не надо забывать, что подобные мероприятия — это и некое шоу, которое работает по своим законам. Я бы не стал ориентироваться на передачу господина Соловьева. Конечно, существует проблема качества кадров в СМИ, причиной чего вижу тот факт, что российские вузы активно занимаются теорией, не делая акцент на практику, не подстраиваясь под запросы современных СМИ.

— Традиционные СМИ все больше уходят в Интернет. Каков ваш прогноз на ближайшее будущее относительно газет?

— Сегодня сайт mk.ru читает ежедневно более 3 млн человек при постоянном росте читательской аудитории. Скажу только, что за год региональные домены выросли на 60 процентов по посещаемости, то есть этот сегмент является растущим.

Что касается тиражей. Тиражи снижаются не потому, что снижается читательский интерес к продукту. Тут масса других причин. Во-первых, затраты на производство печатной версии постоянно растут. Цена бумаги, краски постоянно растет. Приходится поднимать конечные цены. Или надо работать себе в убыток. Про покупательскую способность населения даже не буду начинать говорить.

Вторая большая проблема печатных СМИ — ситуация с «Почтой России», когда людям невыгодно или неудобно подписываться на газеты. Плюс услуги компании являются очень дорогими, а качество хромает. Третье — розница. У нас есть регионы, в которых вообще нет классических киосков по продаже печатной продукции. Газету просто трудно купить. Все больше газет продается в супермаркетах. Там другая проблема. Любой менеджер магазина понимает, что если он поставит вместо стойки с газетой стойку с колбасой, она принесет больший доход. Получается, что магазинам заниматься реализацией газеты не очень интересно, и зачастую там нет нормальной раскладки.

Но особо подчеркну — отказываться от печатных СМИ ИД «МК» не собирается. Аудитории (сайта и газеты) мало пересекаются. То есть тот, кто читает сайт, он не читает газету, а тот, кто читает газету, не заглядывает на сайт. Это две разные аудитории, и с обеими интересно работать, предлагая нашим партнерам и рекламодателям выход на огромное количество потенциальных клиентов.

— В самолете, где до ковида всегда раздавали свежие газеты, теперь их не раздают. На мой вопрос стюардессы сообщили, что им запретили. Как новая коронавирусная инфекция повлияла на экономику редакций?

— Если вспомнить весну 2020 года, то это были действительно драматические месяцы, когда в Москве, в регионах было закрыто буквально все. Мы могли доставить газету только в некоторые супермаркеты, были закрыты все киоски. Приходилось снижать тиражи. Но постепенно рынок в Москве восстановился, в регионах происходит то же самое. К сожалению, из региональных выпусков не пережили ковид, закрылись три газеты — в Смоленске, Рязани и Кемерово. К примеру, в Рязани действовал запрет губернатора на распространение печатной прессы, хотя было непонятно, каким образом вирус может передаваться через бумажную поверхность. Тем не менее, потеряв газету в этих трех регионах, мы усилили работу на сайтах, и сегодня там отличные показатели по посещаемости.

— В честь 100-летия газеты в редакции «Московского комсомольца» прошла серия онлайн-конференций журналистов «МК» (Александр Минкин, Михаил Ростовский). Это было впервые? Насколько такой опыт был признан удачным?

— До пандемии редакция проводила постоянные встречи с читателями, только это были очные встречи, в крупных ДК, на всех крупных городских праздниках. На такие встречи мы приглашали журналистов, звезд эстрады, делали на 2-3 часа концерты, куда собирали от 500 до 1000 человек. Там же на льготных условиях можно было подписаться на газету. После начала пандемии нам пришлось от таких встреч отказаться, заменили их разными мероприятиями в соцсетях и на сайте «МК». Интернет стал точкой входа для наших читателей, удобным инструментом для общения, в том числе с журналистами «МК». Мы обязательно будем развивать все сервисы, которые нравятся многомиллионной читательской аудитории «МК».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 16 июня 2021

Заголовок в газете: Олег Вoробьев: «МК в Бурятии» - наш форпост на Дальнем Востоке»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру