В середине апреля внезапно подал в отставку глава Курумканского района Владислав Сультимов. Официально он объяснил это желанием сменить место работы и «дать дорогу молодым». В конце мая совет депутатов Джидинского района проголосовал за досрочную отставку главы Валерия Цыренова. Формальным поводом стало представление прокуратуры, выявившей коррупционные нарушения. Глава Бурятии Алексей Цыденов инициативу джидинских депутатов официально одобрил.
В начале июня должность главы Хоринского района покинул Юрий Ширабдоржиев, возглавивший комитет территориального развития администрации главы Бурятии — тот самый, который в свое время возглавлял осужденный депутат Баир Жамбалов.
Наконец, в середине июня стало известно о намерении уйти в отставку главы Тарбагатайского района Светланы Шабаршовой. Вместе с ней увольняются и ее заместители — по экономике и по инфраструктуре. Комментируя свое решение корреспонденту «МК в Бурятии», Светлана Шабаршова заявила, что хочет поменять место работы.
За предыдущие годы правления Алексея Цыденова досрочные отставки глав случались лишь дважды: когда в 2017 году перешел работать в правительство глава Селенгинского района Вячеслав Цыбикжапов, и в 2019 году, когда совет депутатов Баргузинского района отрешил от должности Алексея Балуева, найдя нарушения при ремонте моста.
Отметим, что отставка такой фигуры, как глава района, всегда событие редкое, вызванное серьезными обстоятельствами. В Бурятии всего 23 административно-территориальные единицы со статусом муниципального района. Пять районов — это значительная часть, чтобы говорить о возможной политической тенденции.
Из пяти сложивших полномочия глав двое ушли на повышение, одного пытается снять районный совет депутатов, отставка еще двоих похожа на капитуляцию при сохранении лица. Трое из пяти стали главами на прямых выборах. По конкурсной процедуре были назначены Юрий Ширабдоржиев и Светлана Шабаршова — к слову, одними из первых в Бурятии после введения альтернативы прямым выборам районных начальников.
Заметим, что в правительстве Бурятии политическими процессами в сельских районах наиболее плотно выше ведает упомянутый комитет территориального развития. Эту структуру долгое время возглавлял Баир Жамбалов, недавно осужденный первой инстанцией как виновник резонансного ДТП, в котором погибла Галина Бурчевская. Источники, посвященные в кулуарные процессы бурятской политики, утверждают, что при назначении или выборах глав районов его мнение было решающим. И что серия смещений муниципальных глав началась, когда судебный процесс над Жамбаловым стал клониться к обвинительному приговору. Есть ли тут какая-то связь — сложно сказать. Но надо отметить, что практически все нынешние главы районов заняли должности в бытность Баира Жамбалова в зените влиятельности.
Когда стали известны намерения Светланы Шабаршовой уйти в отставку с должности главы Тарбагатайского района, в политических телеграм-каналах Бурятии ситуацию четко обозначили как «падеж глав», как «сигнал нерадивым или неинициативным главам районов». «Муниципальные главы должны лучше управлять, иначе их заменят кем-то более старательным», — комментировали телеграм-каналы.
Что думают по этому поводу политические эксперты?
— Пока что ротация не носит системный характер, но не исключено, что взят курс на обновление «обоймы» глав районных муниципалитетов. Помимо невысокого качества управленческих кадров в сельских районах муниципальные главы привыкают жить рутиной, начинают все больше решать какие-то личные вопросы, нежели проблемы вверенных им территорий. А районы стагнируют, — говорит политолог Алексей Михалев.
По его мнению, начавшиеся отставки глав — скорее всего, инициатива главы республики. В любом случае, политолог считает, что необходимость такой «чистки» назрела давно.
Сходное мнение имеет политический обозреватель Николай Васюткин. Он считает, по ряду районов давно назрела необходимость смены глав.
— Затягивание этого вопроса порождало недовольство у населения и критику главы республики в неспособности решения местных проблем. На мой взгляд, кадровые передвижения во внутриполитическом блоке аппарата правительства привели к появлению новых взглядов и подходов. Главное сейчас, чтобы глава республики прислушивался к своим специалистам, — комментирует Николай Васюткин
Он отмечает, что к некоторым кандидатурам есть вопросы, но в Бурятии в целом имеет место проблема с кадровой политикой. Но, возможно, новое руководство внутриполитического блока сумеет найти какие-то инновационные варианты решения.
Бывший глава Баргузинского района Алексей Балуев, сам два года назад подвергнувшийся импичменту от райсовета, считает, что имеют место два фактора. С одной стороны, по его мнению, республиканские власти стремятся сделать муниципальных глав максимально контролируемыми, а глава, избранный голосованием населения, более независим, чем назначенный. Потому в республике и стартовала реформа, заменяющая в муниципалитетах прямые выборы глав назначением по конкурсу. С другой — в каждом районе есть локальные политические элиты, обычно из местных предпринимателей, которые преобладают в райсоветах. Имея возможность отрешить неудобного главу, мешающего их бизнес-интересам.
— Но районная элита без согласования с верхами ничего не сделает. Отмашка, убрать или оставить, дается там, на площади Советов. Местные элиты наверху связываются с кем надо. Начинается сбор компромата, негатива на действующего районного главу. Который, соответственно, теряет свой рейтинг. После чего дается добро «снять», — говорит Алексей Балуев.
Он предполагает, что главу республики в таких ситуациях могут вводить в заблуждение, тенденциозно подавая информацию о работе районного главы, что-то преувеличивая или скрывая. Относительно возможного роста управляемости республики в ходе замены глав, Алексей Балуев комментирует, что снятый глава не может завершить какие-то начатые им проекты по развитию района, и это едва ли хорошо. Что касается случаев, когда главы уходят на повышение, он отмечает, что их всегда сменяет лояльный им лично человек, и влияние предыдущего главы в районе сохраняется.
Судя по приведенным мнениям, процесс «обновления» все же скорее целенаправленная политика, нежели стихийный процесс. Возможно, масштабное смещение районных глав, запятнанных коррупционными нарушениями, разложившихся в быту или просто работающих «спустя рукава», повысит качество управления сельскими районами, улучшит их благосостояние. Пока что районы Бурятии стабильно поставляют поводы для скандалов и негативной оценки работы муниципалитетов.
Напомним, что в 2021 году должны в ходе выборов или конкурсной процедуры смениться главы Еравнинского, Окинского, Кабанского, Иволгинского и Кижингинского районов. Кроме того, под вопросом судьба главы Заиграевского района Александра Бурлакова, по делу которого до сих пор продолжается судебный процесс. Таким образом, в 2021 году в Бурятии должно обновиться около половины районных глав. Не исключены и новые досрочные отставки. Как всегда, покажет время.