Ученый из Новосибирска объяснил, почему в Улан-Удэ вместе с ливнями уплывает асфальт

К таким последствиям приводят неграмотность, несоблюдение технологий, излишняя экономия на материалах

Нынешнее лето запомнится выпадением огромного количества осадков. После каждого ливня мэрия судорожно отчитывалась об ущербе и мерах по устранению последствий, а горожане столь же лихорадочно плодили в социальных сетях видео и фото смытых дорог и тротуаров.

К таким последствиям приводят неграмотность, несоблюдение технологий, излишняя экономия на материалах
Николай Ляхов. Издание СО РАН «Наука Сибири», фото: Юлия Позднякова.

Речь идет о новых дорогах на центральных улицах города — дорогих и недавно построенных, — также пострадавших от капризов природы.

В сетях появились фото и видео трещин и размывов на почти новом покрытии по улице Гагарина. Дождь разбил тротуарную плитку, бордюры и пустил трещины возле ливневок на стыках дороги с поребриком. Причем дорога оказалась сконструирована так, что после дождя в карманах для остановки общественного транспорта по сей день скапливается вода. Проверяющие чиновники, по информации мэрии, указывали на этот недочет в числе прочих еще при приемке объекта в эксплуатацию, и подрядчик обещал все устранить. Но устранил ли?

Объект сдали в эксплуатацию сравнительно недавно — осенью прошлого года. Он был построен в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и обошелся бюджету в 100 миллионов рублей.

Был объявлен аукцион на определение подрядчика, который выиграла скандально известная компания — ООО «Фортуна». Через пару месяцев мэрия сообщила, что «городскими властями приняты беспрецедентные меры по контролю качества дорожных работ, заказчик ведет постоянный контроль за их ходом». И что «все выявленные замечания и нарушения подрядчики устраняют». Кроме того, к контролю за ходом строительства допустили общественность.

Однако, несмотря на «беспрецедентные меры контроля», осенью прошлого года инициативной группой депутатов и общественников были выявлены нарушения: «Выяснилось, что под бордюрным камнем неравномерно уложена бетонная подушка. Вместо того, чтобы распределить ее по всей длине блоков, строители положили бетон только на стыки. Некачественная обойма и плохое уплотнение асфальта у блоков привели к тому, что бордюры установили неплотно, и сейчас они шатаются». Кроме того, были обнаружены сколы на бортовых камнях, которые заделаны недобросовестно и осыпались. Вопросы у проверяющих вызвала ливневая канализация. В некоторых местах ее попросту закатали в асфальт. Подрядчик тогда обязался устранить все нарушения. Но уже весной 2021 года во время массовых проверок дорог, отремонтированных по нацпроекту на улице Гагарина, снова нашли нарушения. «При капитальном ремонте по улице Гагарина не уплотнено основание под асфальтобетонным покрытием, вследствие чего происходит просадка в месте междупутий трамвайных линий», — сообщили в администрации города.

Взлеты и падения «Фортуны»

Строительная фирма ООО «Фортуна» ведет свою деятельность на территории республики с 2008 года. Одним из крупных контрактов было строительство пристроя и реконструкция здания Национальной библиотеки, но в конце 2016 года управление капитального строительства правительства разорвало контракт с формулировкой «ввиду ненадлежащего исполнения работ подрядчиком». Бурятское УФАС занесло фирму в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, из-за чего компания на какое-то время переехала в соседний Иркутск.

Вскоре фирма вернулась в Улан-Удэ и начала получать крупные строительные контракты от мэрии. Не обошлось и без скандалов. Так, при выполнении тендера на реконструкцию теплосетей в 100-х кварталах «Фортуна» устроила отопительный кризис из-за несвоевременно выполненных работ. Жители нескольких микрорайонов в осеннюю пору остались без горячей воды и отопления, в результате властям пришлось привлечь на помощь «Фортуне» частные строительные фирмы и муниципальные организации. Ситуацию со срывом сроков отопительного сезона прокомментировал глава Бурятии Алексей Цыденов, который пояснил, что инцидент на объекте связан с коронавирусными ограничениями.

Однако весной 2021 года директор и единоличный владелец ООО «Фортуна» Вячеслав Пожидаев был задержан сотрудниками УФСБ по подозрению в хищении федеральных средств при выполнении госконтрактов.

Почему фирме с неоднозначной репутацией доверяли крупные контракты — вопрос открытый, но здесь же возникает и другой вопрос. Почему контролирующая организация в лице МУ «Улан-Удэстройзаказчик» приняла дорогу, которая начала расползаться трещинами после первого же большого дождя. 

Дорожный провал

Еще одной такой дорогой стал участок на улице Ербанова, недалеко от площади Советов. Очевидцы запечатлели на фото показательный во всех смыслах «провал» подрядчика. Этот участок на улице Ербанова от улицы Коммунистической до улицы Борсоева также был отремонтирован в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сумма контракта — 37,6 миллиона рублей. Подрядчик — ООО «Транссфера». В эксплуатацию дорога была сдана с задержкой, не в сентябре, а в ноябре 2020 года. Срыв сроков произошел из-за непредвиденных препятствий, обнаруженных в ходе строительства. Ремонтные работы остановили на две недели в сентябре из-за того, что там проходили сети международной связи, которые необходимо было куда-то перенести.

Улица Ербанова после дождя. Фото: паблик Весь «Улан-Удэ».

Как уже упоминалось, в мае этого года администрация города проверила все 67 участков дорог, которые были отремонтированы в рамках федерального нацпроекта в период с 2017-го по 2020 годы. В числе прочих, как сообщает пресс-служба мэрии, были выявлены грубые нарушения и на дороге на улице Ербанова. Так как дорога находится на пятилетнем гарантийном ремонте, то подрядчик должен был устранить недочеты до 30 июня этого года.

Но уже в середине июля после ночного ливня покрытие на участке вблизи магазина «Спутник» осыпалось и утром дорога встретила автомобилистов и прохожих зияющей чернотой провала. В тот же день размыв отсыпали и сообщили, что работы по гарантийным обязательствам будут продолжены.

Что же происходит с дорожным полотном из-за обилия осадков с научной точки зрения и почему оно так стремительно разрушается, «МК в Бурятии» выяснил у эксперта.

Неграмотность и несоблюдение технологии

Мы отправили фото, на которых видны повреждения дорожного покрытия на улицах Гагарина и Ербанова, Николаю Ляхову, главному научному сотруднику Института химии твердого тела и механохимии СО РАН (Новосибирск). Николай Захарович — доктор химических наук, профессор и академик РАН, который простыми словами объяснил нам устройство дорожной конструкции и влияние воды и разных температур на само покрытие.

— Каждая дорога может быть 5-6-7-слойная. Условно конструкция разделяется на две большие группы. Это несущее полотно — нижнее основание дорожной одежды, которое мы не видим. И верхняя часть дорожной одежды — тот 10-сантиметровый слой асфальта, который на фото лежит ни на чем, грубо говоря, — объяснил профессор. — И несущая способность его — 0. Потому что любую плиту, даже бетонную, лежащую консольно (используя в качестве упора стенки, а не основание), если нагрузить хорошо, она тоже может треснуть. Тем более вот такой асфальт, как на фото.

Состояние дороги на улице Гагарина, ост. Аптека после дождя. Фото: «crimburyatia».
Состояние дороги на улице Гагарина, ост. Аптека после дождя. Фото: «crimburyatia».

Исходя из слов Николая Ляхова, проблема этих дорог в том, что там попросту нет основания или оно недостаточно обустроено. Следовательно, встает вопрос отвода воды из этого основания.

— Поскольку нормального основания, судя по всему, нет и никто его не подсыпал, не трамбовал, не проверял его несущую способность, то под вопросом возможность отвода воды из этого основания. Дождь выпал, все намокло, если песок с глиной — свойства сильно поменялись и вместо твердого основания получается просто жидкая каша, — отметил академик и резюмировал: — Так что проблема тут не в технологии — технологии хорошо известны, а чаще всего в деньгах. В желании за одни и те же деньги сделать побольше квадратных метров. Это то, что мы видим на ваших фотографиях. Однозначно основания там нет, под верхней одеждой.

Также, по словам Николая Ляхова, проблемы в эксплуатации возникают из-за неправильной конструкции дороги изначально, которые усугубляются впоследствии из-за особенностей климата. Дорога должна иметь два откоса — слева и справа, и канавы для отвода воды. При этом — никаких поребриков, из-за которых ввиду того, что асфальтоукладочный каток не может так близко пройти, на дороге остаются щели. Если вода не уходит, а остается на дороге, то она затекает в эти щели как за воротник и вытекает обратно. И так снова и снова, но тут в дело вступает беспощадный сибирский климат.

— У нас в Сибири есть два сезона: октябрь и март, когда тает днем и замерзает ночью. Вроде там мало воды, а она в эти трещинки и щели просачивается, лед образуется и все скалывается и разрушается. Сначала мелкие трещинки, потом больше и воды уже больше попадает. Такое межсезонье недели две-три длится, иногда и месяц бывает, — объяснил ученый.

К таким последствиям, как на фото, по его словам, приводят неграмотность и несоблюдение технологии в процессе дорожного строительства, а также излишняя экономия на материалах.

Концепция идеальной дороги

Так как же построить дорогу, которая может служить не год-два, а десятки лет? Николай Ляхов уверен, что если использовать новые технологии и укладывать дороги по всем правилам, то они могут прослужить много лет даже в нашем климате.

— Сегодня есть хорошие новые технологии, новые материалы: геотекстиль, георешетки. Есть вещи, порядок которых нельзя нарушать, то есть на естественный грунт должно ложиться все слоями. Обязательно должен быть слой песка, слой щебня, георешетку по возможности, но зависит все от того, какая несущая способность должна быть у дороги. Если есть геотекстиль, он также кладется, чтобы разделить влагообмен между естественным грунтом и дорогой, — поделился академик.

Концепция идеальной дороги по версии Федерального дорожного агентства. Фото: сайт Росавтодор.

Что же касается стоимости применения последних технологий, то, по разным оценкам, разница составляет 20-30%, отмечает Николай Ляхов. Но, несмотря на удорожание строительства, эти деньги вернутся за счет экономии на постоянном ремонте, к тому же, если дорога прослужит дольше, то не надо будет снова тратить десятки миллионов на ее восстановление уже через несколько лет.

Немаловажным моментом в вопросе удешевления строительства является также использование местных материалов.

— Если промытый песок возить с Волги в Бурятию — он будет просто «золотой». Поэтому исследование местных материалов и их поведение под нагрузкой, с морозом, с водой как они взаимодействуют и так далее. Это вопрос к науке как раз, — сообщил профессор и предложил в качестве подсобного материала золу. — Очень важный вопрос удешевления — применение зол, буроугольных, которые ваши ТЭЦ производят, наверняка. Золу можно в подсыпку основания дорожного использовать вместо песка, например. Надо это изучать и использовать. Потому что песок в основании ссыпается, ему борта нужны, а зола она схватывается, оставаясь при этом водопроницаемой, пористой. И это может оказаться хорошим подспорьем в использовании местных ресурсов.

Может дорожными строителями двигает другой интерес? Ведь чем чаще наши дороги будут приходить в негодность, тем больше бюджетных денег можно освоить на их ремонт и строительство. Особенно, если результаты работ принимают с закрытыми глазами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 28 июля 2021

Заголовок в газете: «Вместе твердого основания жидкая каша»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру