По мнению бурятских ученых, баклан не требует регулирования численности на Байкале в Бурятии и не угрожает популяции омуля. К такому выводу ученые Бурятского государственного университета пришли по результатам научного исследования о целесообразности регулирования численности баклана.
Исследование было проведено в рамках госконтракта с министерством природных ресурсов и экологии Бурятии. Как отметил заместитель министра природных ресурсов Антон Будунов, средства были выделены правительством республики на основании неоднократных обращений жителей и посетителей прибрежных территорий озера Байкал.
- По результатам исследования сделан вывод, что значительного ущерба объектам животного мира и среде их обитания нет, ущербу здоровью граждан нет, и учитывая, что сейчас не превышена максимальная численность баклана, регулировать численность баклана не требуется, - сообщил замминистра.
Что касается опасений населения в части уменьшения популяции омуля, то ученые заявили, что баклан тут ни при чем. Доля омуля в общем рационе баклана составляет всего 10%. Бакланы в основном «переключаются» на него только во время нереста рыб, когда он заходит в свои нерестовые реки. Из-за поздних сроков массового нереста омуля (сентябрь-октябрь) баклан не успевает причинить значительный ущерб запасам байкальского эндемика, хотя и наблюдаются случаи стайной охоты птиц на верхового омуля в августе, что и вызывает ажиотаж у местного населения по поводу снижения рыбных запасов.
Также во время проведения исследования эксперты определили максимальную численность большого баклана в Бурятии. Она составила примерно 13 тысяч гнездящихся пар, а в августе этого года на момент вылета молодых птиц из гнезд общая численность их, предположительно, составит около 35-36 тысяч особей. Это допустимый показатель далекий от максимального, поэтому искусственное регулирование численности баклана как и определение норм отстрела не требуется. Колебание численности в ближайшие два-три года будет происходить в пределах 5-10% в сторону увеличения либо уменьшения, а затем наступит естественный спад в течение пяти-семи лет.
Эксперты приняли во внимание также ранее неизвестные данные, характеризующие биологию и экологию вида. Естественным врагом баклана в дикой среде является монгольская или серебристая чайка, которая охотится как на яйца бакланов так и на птенцов. Смертность бакланов в первый год жизни составляет 40-50%, на второй – 25%. На этом основании ученые пришли к выводу, что необходимо сохранить популяцию баклана, прежде всего, на особо охраняемых природных территориях - Государственный природный заповедник «Джергинский», Забайкальский природный национальный парк, Кабанский государственный природный заказник как филиал Байкальского государственного природного биосферного заповедника, Верхнеангарский государственный природный заказник и другие.
При этом, на западном берегу Байкала, прежде всего, в основных местах обитания большого баклана – на островах Малого Моря и Приольхонья – никаких мер по регулированию численности данного вида тоже не требуется, считают ученые.